Латышский легион. Старые песни о главном

Александр Малнач
Вечером, 16 марта, в Риге в Белом зале Дома латышского общества прошло торжественное собрание, посвященное так называемому Дню памяти Латышского легиона Ваффен СС. Мероприятие совмещало в себе черты богослужения, концерта, и лекции в пользу бедных: по рукам собравшихся ходил ящик для пожертвований.

Зал средней руки был полон. Кому-то даже пришлось стоять вдоль стен. Среди участников мероприятия были депутаты Сейма, но в целом публика представительностью не отличалась, преобладали люди пенсионного возраста, что сказалось и на атмосфере вечера.

Сил и энергии, как указали устроители, памятному мероприятию придавало выступление мужского хора "Волки", исполняющего под собственный аккомпанемент латышские военные песни – начиная со времен нападения немецких крестоносцев и заканчивая песнями латышских стрелков и легионеров. С его выступления и начался вечер. "Волки" пели песни латышских легионеров. «Ak, Latvija, tu zeme sv;t;, // Tevi sarg;t m;su gods!» («Ах, Латвия, ты святая земля // Тебя защищать – для нас честь!»), - чеканил хор. Зал горячо аплодировал.

В той же песне пелось о том, как твердым и быстрым шагом легионеры шагают на восток, связанные клятвой отомстить врагам (Bra;; sol;, rait; gait; // So;ojam uz austrumiem. // Zv;rests viens m;s visus saista: // Atmaks;t reiz pretniekiem.) или «ненавистным толпам убийц» («Pret; naid;go slepkavu bariem»), как пели «Волки» в другой песне. Подобные песнопения вполне подготовили аудиторию к восприятию послания от Гунтиса Калме, теолога, историка и публициста, преподавателя Лютеранской Академии. Именно он проводит 16 марта торжественное богослужение памяти легионеров в рижском Домском соборе.

«Стремление избежать гибели Латвийского государства и видеть его таким, каким оно было до вторжения Красной армии, породило людей, вставших под знамена Латышского легиона», - начал Калме свою вечернюю проповедь. Посетовав на «кампанию очернения», которой Латышский легион Ваффен СС подвергается с 1998 года (т.е., с того момента, когда правительство Латвии 17 июня 1998 года учредило День памяти Латышских воинов 16 марта и включило его в список официальных праздничных и памятных дат, а Сейм Латвии 29 октября 1998 года принял «Декларацию о латышских легионерах Второй мировой войны», вменяющую правительству в обязанность требовать от «стран-оккупантов и их правопреемников» компенсации за ущерб, причиненный мобилизацией в «оккупационные армии», а также «заботиться об устранении посягательств на честь и достоинство латышских воинов в Латвии и за ее пределами» - А.М.), Калме принялся живописать ужасы коммунизма, дабы изобразить причинно-следственную связь в действиях латышских легионеров. «Требовать от людей, чтобы они равнодушно смотрели на останки своих близких, вырытых из общей могилы в Рижской центральной тюрьме, значит требовать от них, чтобы они не были людьми», - резюмировал теолог.

«Мы воевали против русских, союзниками которых были наши исторические союзники (Англия и США – А.М.). Мы воевали против победителей, и это несправедливо», - заявил Калме. На заданный им риторический вопрос, нужно ли было противиться большевистскому вторжению, он ответил вопросом: «Нужно ли противиться злу?». Процитировав бывшего председателя Общества латышских национальных воинов Николая Романовского («Мы горды, что были легионерами!»), Калме сказал: «Если, не дай Бог, вторжение повторится, надо сопротивляться. Мы хотим свое одно единственное государство, и так будет всегда, пока жив хотя бы одни латыш!». Калме проводили громовыми аплодисментами.

За ним к микрофону подошел депутат Сейма, бывший легионер Висвалдис Лацис, недавно изгнанный из партии «Все – Латвии!» и парламентской фракции "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ за махинации с арендой жилья. Хитроумный парламентарий составил свое выступление из цитат, таким образом, чтобы сказанное им как бы от имени цитируемых, при случае, не могло бы обернуться против него самого. Так, сославшись на некоего западного историка, Лацис заявил, что латышские легионеры выступили против «векового врага», вторгшегося в их землю. При этом, разумеется имелись в виду русские, а не немцы (кстати, все выступавшие упорно говорили о русской, а не советской агрессии против Латвии), которые угнетали население Латвии, действительно, на протяжение столетий. Опираясь на авторитет того же историка, Лацис охарактеризовал легионеров как истинных джентльменов. При этом «многие историки, в том числе российские (по крайней мере, пять), признают, что в борьбе легионеров был смысл», указал оратор и от себя добавил: «Был смысл сражаться против геноцида латышского народа». В качестве примера такового он привел судьбу 390 младенцев, высланных в Сибирь в июне 1941 года, из которых только четверо вернулись на родину.

Со слезами в голосе Лацис говорил о том, как местное население поддерживало легионеров, как латышские крестьяне открывали им свои дворы и погреба с запасами, а латышские девушки – сердца. Лацис говорил о том, что легионеры – истинные представители своего народа, т.к. в легионе были представлены все социальные слои. «Мы были воинами своего народа. Мы это чувствовали», - процитировал Лацис слова Улдиса Дукурса. И хотя, как установили латвийские историки, только 15% легионеров были добровольцами, а остальные 85% - мобилизовали оккупационные власти, но и многие из числа мобилизованных рассматривали службу в легионе как свой долг, подчеркнул оратор. Да, немцы убивали евреев, но это не наша ответственность, оговорился при этом Лацис то ли за себя, то ли за Дукурса. И тут же к чему-то добавил: «Евреи были самым богатым классом в Латвии».

«Не те латыши, что сражались в Красной армии, а мы были национальными воинами! У них всего две песни и те – неизвестно, кем написаны, а у нас – сотни! Да, это трагедия нашего народа (который воевал во враждующих армиях – А.М.). Да, мы не смогли отстоять свою землю. Но память жива и цветет молодежь, которая отстоит наши права!», - заключил депутат-легионер.

Другой легионер, кавалер Железного креста Оскар Балтманис, рассказал о своем сослуживце армянской национальности («только подумайте!») – лейтенанте Мананове, который от «имени всего латышского народа» сказал как-то немцам: «Вы оккупировали нашу землю, мы вам дали это сделать. Но наш главный враг - большевики и коммунисты. И поэтому мы ваши самые верные союзники».

После того, как «Волки» исполнили еще несколько легионерских песен, из которых следовало, что латышские воины стояли насмерть против красной чумы, что латышские парни добудут фронтовую победу, что им все равно, как кости лягут и кто их повесит – Сталин или Черчиль, и что «после войны те, кто останутся живы, начнут сначала Латвию строить», ведущая вечера предоставила слово «необычным людям», которые «не думали выступать, а просто хотят быть среди нас» - экс-министру культуры, депутату Сейма Ингуне Рибене («Единство») и самому молодому латвийскому парламентарию Янису Домбраве («Все – Латвии!»-ТБ/ДННЛ).

«Я дочь легионера и очень взволнована этими песнями, поэтому мне трудно говорить. Но, что я хочу сказать? Двадцать лет мы строили свое государство – самые дорогие в мире дороги, дома, зарплаты. Но в основание всего этого мы не положили правду, уважение и честь по отношению к предшествующим поколениям и правильную, справедливую, любовную оценку их мыслей и дел. Этого мы не положили в основание государства, поэтому нам и в дальнейшем ничего не удастся достичь. Нам нужно благословение прежних поколений и только тогда на нас снизойдет Божье благословение на нашем пути. Посмотрите, какие альбомы издают эстонцы о своих легионерах, как они относятся к своему народу и его истории! Поэтому они там, где они есть, а мы там, где есть мы. И об этом я прошу вас подумать, ибо это единственный путь», - сказала Рибена.

В свою очередь 22-летний Домбрава поблагодарил всех, кто «боролся за Латвию, но кого нет уже вместе с нами» и тех, кто по состоянию здоровья не смог участвовать в шествии легионеров 16 марта. Он также поблагодарил тех, кто был утром 16 марта у памятника Свободы, не взирая на противодействие Рижской думы, пытавшейся затянуть вопрос с согласованием шествия. При этом Домбрава подчеркнул тот факт, что в шествии этого года участвовало, как никогда много депутатов Сейма и метнул стрелы в протестовавших против шествия легионеров: «Это были, действительно, маленькие, несущественные остатки ушедших времен, которые никогда больше не вернутся в Латвию!». Депутат проинформировал собравшихся, что «в честь легионеров» фракция "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ предложила Сейму восстановить 16 марта в списке официально отмечаемых дат, и теперь «у нас будет возможность убедиться, насколько латышскими являются избранные в Сейм латышские партии и их представители». «Наша общая сила в наших мыслях, разуме. В тот момент, когда мы обретем несгибаемую волю, мы сможем добиться того, что всегда взращивали – латышскую Латвию!», - заключил Домбрава, и после того, как стихли овации незаметно покинул зал.

А его место на трибуне занял уже знакомый нам преподаватель Лютеранской Академии, теолог, историк и публицист Гунтис Калме. На этот раз для того, чтобы рассказать о «профессионализме наших воинов», проявленном ими в сражении за высотку 93,4 под Великими Луками 16-18 марта 1944 года – «одном из образцовых сражении, имевшем тактическое и даже кратковременное оперативное значение». «Это первая и, к сожалению, единственная битва Второй мировой войны, когда полки двух латышских дивизий (15-й и 19-й) сражались совместно, плечом к плечу, под командованием латышских офицеров. Поэтому именно 16 марта, а не дата основания Латышского легиона (28 февраля 1943 года – А.М.) избрана для поминовения латышских воинов», - подчеркнул значение «битвы на реке Великой» лектор.

В заключение выступил нынешний председатель Латвийского общества национальных воинов Эдгар Скрейя. Прежде всего он поделился впечатлениями «этого приятного весеннего дня» («хорошо прошел») и похвалился своим остроумием – на вопрос корреспондента NBC, что тот думает о протестующих «с другой стороны», Скрейя ответил: «Это люди, которые отстали от ушедшего поезда». «А на все эти крики «Фашизм не пройдет!», ответ один: «Коммунизм не прошел!», - добавил он по-русски, чем заслужил одобрительный смех и аплодисменты зала.

Поговорив о преемственности поколений, Скрейя обратился к судьбе так называемых Курляндского котла (1944-1945 гг.) и Дней баррикад (январь 1991 года): «Нас не скинули в море, Курземская крепость осталась непокоренной. И это не дает покоя нашим противникам. А какие песни мы пели на баррикадах? Те самые, легионерские. И с ними мы отстояли свою Латвию!».

Совместным «распитием» легионерских песен и завершился вечер в Белом зале рижского Дома латышского общества.