Гордыня

Евгений Вахромеев
О ГОРДЫНЕ

«Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других».            /Франсуа Ларошфуко/

«Гордыня человека - это индивидуальная страна эгоизма, развивающаяся на основе природной особенности самоутверждения, основной составляющей инстинкта
Самосохранения».               /Виссарион/

«Пускай поможет нам Всевышний
Внутри гордыню усмирить,
Друг друга, наконец услышать –
По-человечески простить!»
             /автор неизвестен/

               
Как-то разговорился с молодым соседом из нашего дома (парень большой специалист в компьютерной области). Были у меня проблемы с моим компьютером, и мне пришлось обратиться к нему. Ему не составило труда решить мою проблему. Но в общении, он не стал скрывать и свою собственную проблему.
- Понимаете, Иваныч, у меня никогда ни в чем не было проблем. Окончил институт с отличием, работа хорошая, машина, дача, девушка хорошая…
Тут я заметил, что именно с этого момента, будет изложена и его проблема. Жду…
- Понимаете, она симпатичная, даже красивая очень…
Я терпеливо жду…
- Да и общаться с ней приятно. Но стоит ей в чём-то возразить, как тут же такая истерика, словно я обидел её сильно. Как такое может быть?
- Бывает…
- Но уж очень часто такое бывает. Порой мне и встречаться с ней не хочется. Так она мне – пожалуйста!...
А я не могу, нравится она мне очень!...
Как-то я сравнил её с одной популярной ведущей (она тоже блондинка) так она такую истерику закатила: «Я сама по себе, и у меня гордости не меньше, чем у твоей…»
- Если ты знаешь такую её слабость, не следовало так с кем-то сравнивать. Конечно, и у твоей знакомой и у этой ведущей (что так похожа на неё) могут быть завышенные требования. Подобный характер свойственен такому типу людей. И этим могут страдать не только люди с высокомерным характером, но и те, кто может быть от страха забит. Потому что они очень остро могут испытывать жалость к себе. В ученом мире это называется  саморефлексией.
Но ведь именно этим они могут унижать не только себя, но и других, тех, кто рядом с ними.
- Нет, моя не такая! И главное, она не хочет кого-то унизить. Совсем, нет! Но она гордая такая…
- Гордая… Смотря с чем эта гордость связана. За такую гордость много чего может быть зацеплено: снисходительность, отношение свысока, деление людей на уровни, чрезмерная занятость собственной персоной. Мысль о том, что моё мнение самое верное, когда появляется необузданное желание спорить и доказывать свою правоту. И чаще всего, среди людей, одержимых гордыней, бытует такое стремление, чтобы быть в роли судьи во множестве простых и сложных ситуаций. Где их оценка осуждения (по их мнению) просто непререкаема.
- Да! Так… и она очень обижается, когда я начинаю возражать…
- Как правило, обидчивость перерастает в желание обидеть грубостью, и, как правило, с использованием слов, которые другие не понимают.
- Всё в точку… Иногда такое «лепит - я просто улетаю»… А ведь так красиво о любви говорит…
- Но есть гордыня и от неправильного отношения к своей любви. Когда всё, что подпадает под объект внимания, присваивается себе. Чтобы единолично владеть и распоряжаться этим.
- Вот Вы всё правильно сказали… Так оно и есть…
- Мне просто знакома эта тема. И не только по собственному опыту…
Психолог Карен Хорни в своих статьях писала, что гордыня является врагом нашего духовного роста, и что она отчуждает человека от самого себя и от окружающих.
Гордыня напрямую связана с невротическим поведением человека. Так как,  в принципе, осознанность, сила и род чувств в основном сопричастны гордыней.
То есть, гордыня может заглушить собственные чувства настолько, что они либо основательно пришиблены, либо утрачены до полного исчезновения. И по этому поводу есть полные основания заключить, что такая гордыня идентична неврозу тяжелой степени. Потому их и сравнивают с неврастениками.
Посему и хочется напомнить: что, если хочешь быть полезным ближнему, нужно научиться общаться, и, прежде всего, развивать душу. А это находится в противоположной стороне от того, что хочет подсказать упрямая гордыня.
***