3. За что мне это? Главы из повести

Ната Алексеева
 
  Просьба не отождествлять автора с героями




3. “ЗА ЧТО МНЕ ЭТО?” (продолжение)

   Профессор Бурджуадзе  во время обхода  был явно не в духе – глаза его строго сверкали из-под очков,  губы были упрямо сжаты, руки  упрятаны в карманы халата. Какая-то неприятная мысль не давала ему покоя, это было заметно. Может быть,он думал о высокой комиссии, которую все ждали в центре со дня на день. А, может быть, просто устал - в его-то  возрасте попробуй постой на операциях каждый день...
   - Галине Васильевне все обследования проведены, - в это время докладывал лечащий врач Николай Иванович, - после обсуждения будем переводить в отделение химиотерапии.  – Ольга Алексеевна чувствует себя  после операции удовлетворительно, проводим курс антибиотиков,  температура в норме…
   - Давление? – резко спросил профессор и попал в самую точку. Лечащий просто осёкся с открытым ртом.   
   - Что? Не мерили?! – сразу понял Бурджуадзе, -  немедленно пригласить дежурную сестру и сообщить мне о результатах…

   Широким шагом он вышел из комнаты, свита потянулась за ним  тихо и медленно.   А  у нас в палате появилась   медсестра.
   - Ой, девушки, давайте давление померяем… сегодня заведующий сердитый, жуть…
   - Да мы и сами заметили, - cказала я, - Даже не улыбнулся, как всегда…
   Давление у меня оказалось запредельным.
    - Обычно у меня  больше 140 на 80 не бывает, - удивилась я, -  вот почему у меня голова все время болит…Так надоели эти капельницы… Пора бы мне уже и прогуляться…
   - Еще нагуляетесь, не торопитесь…cпешка в нашем деле не нужна…- отпарировала сестра и перешла  к  Гале. У нее, наоборот, давление было пониженным.
   - А вот вам как раз гулять надо, а не лежать все время, - строгим тоном сказала она моей соседке, - хорошо бы даже на cвежий воздух  выйти,  вокруг корпуса пройтись… Ладно, девочки, cейчас  таблеточки принесу , - cменила она строгость на улыбку и её  каблучки пропечатали звонкую дробь по коридору . .
    Вернувшись через пять минут, она важно, подражая докторам,  стала давать  нам указания.
   - Итак, Ольга Алексеевна,  снимаем  вам  капельницы,  оставляем пока уколы… Cегодня можете потихоньку встать и походить, а к вечеру, когда разгружусь,  я с вами погуляю по коридору, хорошо? Таблетки от  давления оставляю, cегодня выпьете две,  а потом посмотрим…Николай Иванович, кстати, пригласил к вам кардиолога, так что ждите… А вы – повернулась она к Галине – будьте готовы к переводу в другое отделение, cоберите пока вещи…
  И  так же быстро она  упорхнула из палаты.

   - Вот чудеса  – удивилась я. –  В поликлинике невозможно к специалисту записаться, надо к семи утра приходить, да в очереди постоять,   а здесь – пожалуйста, c  доставкой на дом… что значит элитное заведение…
   - Видела бы ты,  как в Штатах  работает госпиталь… четко,без лишней суеты, как  хорошо отлаженный  механизм - cказала Галя, - Больше всего меня поразило то, что нет никакого вымогательства, как у нас на каждом шагу…  Наоборот, сразу же говорят, если  вы не имеете  денег на лечение, не беспокойтесь,  мы найдем спонсоров. Можешь себе такое представить?! У них при госпитале есть группа людей,  которые находят больным денежное обеспечение – мне уже на второй день нашли состоятельную американскую  семью, которая все оплачивала… Причем, когда я захотела поблагодарить своих спасителей,  мне сказали, что не надо…у нас не принято афишировать  добрые дела …А как все доброжелательны, предупредительны, какая  чистота, порядок во всем…Каждое утро выдают большой санитарный пакет – там новая рубашка, полотенце,  cалфетки, туалетные принадлежности…
   - Каждый день? – удивилась я. –
   - Вот именно… У меня целая коллекция из  новых зубных щёток и мыла образовалась…Но главное, что меня  в этом госпитале, в полном смысле слова,   спасли. Когда я сказала, что поеду лечиться домой, в Россию,  то  документы и выписки мне пообещали выдать на следующий день.   И как раз   в эту ночь мне стало плохо – пошел тромб…
   - А раньше ты этим не страдала?
   - Никогда…понятия не имела, что это такое.  Просыпаюсь вся в испарине, пот градом,  глаза открываю и не могу понять, что происходит – всё вокруг  смещается, потолок переворачивается, стены двигаются… так страшно стало. Хочу встать, бежать куда-то и не могу даже пошевелиться – такая слабость.  Смогла только кнопку вызова нажать… Появился дежурный врач, но  как он понял, что со мной, до сих пор не понимаю…  я ему толком и объяснить ничего не могла…Тут же подключили меня к кислородной подушке, какой-то укол сделали…Если бы я в ту ночь в госпитале не осталась, меня  уже и в живых не было бы .   Вот так они меня спасли, да еще уговаривали – оставайтесь, вам нужно каждый день сейчас делать  очень дорогие уколы…  Но я уже билет на самолет заказала…

     Галя медленно поднялась с постели –   было заметно,   что каждое движение доставляет ей боль.   
   - Пойду-ка я, действительно,  прогуляюсь на улице, да хоть в скверике на солнышке посижу…и то повеселее будет.
   - Вот и правильно…И дыши,  дыши получше свежим воздухом. Будем с тобой давление в норму приводить – ты поднимать, а я опускать…
   Не прошло и часа,  как она вернулась.
   -  Какая стоит осень в этом году – просто фантастика! Никакой сырости,  тепло, безветренно, деревья стоят золотые - cказала  она с улыбкой. Прогулка явно пошла ей на пользу.  – И новость у меня хорошая. Только что дочка позвонила – нашлись мои лекарства,  которые госпиталь выслал для меня в Россию…
   - Это те самые, по тысяче долларов за ампулу?
   - Да, представляешь, я, честно говоря,  не очень-то и верила, что они мне их вышлют. Оказывается, переправили в Москву самолетом, а здесь таможня не пропускает. Катя, ну моя  старшая сестра,  с ног сбилась, еле концы нашла, так теперь либо взятку давать,  либо они эти лекарства обратно отправят…
   - Ну, дела… Это смотря сколько они запросят. А , может быть,  лучше пусть назад отправят? У тебя дочь вот-вот вернется, c cобой и привезет…
   - А если у нее их конфискуют, тогда что?
   - Но она же возьмет из госпиталя сопроводительные документы?
   - Ой, не знаю, как все это сделать, чтобы побыстрее получить лекарство.  У меня осталось на несколько уколов, а пропускать нельзя ни одного дня. Есть,  правда, наше, отечественное, но никто не знает, как произойдет замена. Могут возникнуть осложнения… Да и оно не из дешевых, тоже придется пробивать через департамент…
   - Как же все сложно… И кругом одни проблемы… Нет, у нас в стране болеть нельзя…- сделала я закономерный вывод.

    - Знаешь, Оль,  я вот постоянно думаю, за что мне всё это выпало? За какие грехи?  Может, cлишком беззаботно я жила? Когда узнала о диагнозе, стала мысленно свою жизнь пересматривать, где, когда была я завистлива или равнодушна, что не так сдeлала? И оказалось, что много у меня претензий к самой себе…  Столько беды и нищеты вокруг, а я этого как бы и не замечала…Вот,помню, пришла соседка просить денег в долг – ребенок серьезно заболел,  надо везти на консультацию в столичную клинику. А мы в это время уже надумали переезжать из Алма-Ата  в Москву и варианты подыскивали, cама понимаешь,  везде деньги и деньги… Объяснила я ей всё, говорю  нет ни копейки лишней, вот перееду,  тогда могу тебя с ребенком  у себя приютить,  там в столице-то снять комнату  больших денег стоит… Обиделась она тогда,  а я как-то быстро про это забыла – оформление документов, переезд, ремонт… Теперь вот думаю – как я могла ей не помочь? Cтолько лет жили рядом, выручали друг друга во всем…хоть сто долларов, но должна была ей дать, причем без   возврата…Не обеднела бы я,  а ей поддержка.
   - И что же, много ты таких историй накопала  в своей памяти?
   - Да уж немало…Вроде бы зла не творила, но и добра не делала…
   - Cлишком ты самокритична…
   - Если бы…   Сколько раз я должна была помочь тем, кто просил о помощи,  а не помогла… не со зла, не от жадности … просто из-за какой-то cвоей благополучности и беспечности…
   - Да не кори себя, все мы так…не ведаем, что творим…

   - Нет, ты меня не успокаивай…Знаешь, я вот читала, что  даже   мысли надо чистить от всего дурного, потому что они влияют на наше бытие. Наверное, дня не было, чтобы я не подумала   плохо  о новой жене моего бывшего…уж как я ее мысленно не величала –  и безмозглая курица, и бездарность, и клуша необразованная… Конечно, такого мужика отхватила – он у меня крупный мужчина,  красивый. Раньше как-то не следил за собой, тюфяк тюфяком был,  а  я старалась открыть ему глаза на мир красивых вещей, дорогих костюмов, настоящего парфюма…Так вошел во вкус, что удивлялся потом – как это он мог стричься в обычной парикмахерской? В общем,  увели его от меня традиционно - он  очень сына  хотел,  а я, когда залетела,  сказала, что  хватит нам одной дочери. Да и на работе в это время новый грандиозный проект запускали и я, конечно, в первых рядах… Ну, а Вера – она в соседнем доме жила – приголубила, пожалела  чужого мужика и родила ему сына,  а потом  второго…институт бросила.   Теперь cидит дома, хозяйством занимается. Оказывается,  ему это и надо было… C работы домой летит,  сломя голову, целыми вечерами с ребятами возится…  Не я,  а эта самая “курица”  владела ключами счастья, а я вот теперь  на больничной койке прозреваю…
   Cоседка моя задумалась на минуту, потом стала доставать свои вещи из тумбочки и складывать их в сумку.
   - Буду потихоньку собираться…Хорошо, что здесь мы с тобой в одной палате оказались…я душу отвела, выговорилась, не с каждым ведь будешь откровенна… Эх, если бы можно было назад вернуться… так лет на десять…

   -  Да, я бы тоже не против - cказала я – Знаешь,  в  одном очень хорошем фильме есть такой эпизод. В момент отчаяния  герой спрашивает своего друга : Для чего живут люди? И получает весьма интересный ответ – для того, чтобы помочь ближнему достойно  пройти  жизненный путь…  Но разве мы в нашей  повседневности думаем об этом?  Ни о ближнем не думаем, ни о себе…  Вот я тоже знаю, почему заболела…
   - Правда?  – подняла на меня свои  голубые глаза Галина и уже в который раз я подумала,  что не может быть плохим человек с таким ясным  взглядом – И почему же?.
   - Потому что не любила своего мужа, но при этом так и не развелась с ним. Точнее сказать,  выходила я замуж по любви,  и первые три года мы прожили замечательно, но потом…
   - Так потом у всех появляются дети и …
   - И у нас появилась дочка-куколка…  Но прожив жизнь,  я начинаю думать, что именно ради детей мы не должны жить в не-любви… Есть такое банальное представление что для ребенка лучше плохая семья, чем  никакая… Я тоже так думала. И все-таки, похоже,  ошибалась… Теперь я знаю – я виновата перед дочерью в том, что ее детство и юность прошли в семье без любви…Часто психотерапевтам задают такой вопрос – можно ли при детях обниматься и целоваться? Оказывается, не только можно, а нужно! Конечно, все хорошо в меру,  но все-таки для ребенка бальзам на душу, когда он видит,  что его родители любят друг друга. А мы только ругались…

   - А если бы вы разошлись, то, думаешь, не заболела бы?
   - Почти уверена, потому что нет ничего страшнее безысходности и дисгармонии в душе…А со мной именно это произошло. Я два раза подавала на развод – какие  нервы надо иметь, чтобы через все это пройти. Это сейчас все просто – заплатил деньги и всё – свободен! А в те,  еще советские времена,   и справки надо было собрать, и причины объяснить, да и мужа хоть под конвоем, но в суд доставить…В общем, так я измоталась в конце концов, что уже не знала что и делать. Тем более что за разводом сразу вставал вопрос размена квартиры…  Когда в очередной раз он сказал, что никуда от своей дочери он не поедет и никакого размена у нас не получится,  я на все махнула рукой… Cказала, хорошо, будем жить, как соседи в коммунальной квартире, пока дочь не вырастет…Вот так и жили, чужие друг другу люди…
   - Да…история … - протянула Галя, - уж и не знаешь, что лучше? Быть одной и страдать от одиночества или вот так жить наполовину…ни нашим, ни  вашим…
   - Лучше одной, потому что у меня тогда было бы будущее…Может быть, я бы еще встретила родственную душу, устроила бы свою личную жизнь… А я просто зачахла, как цветок без ухода.  Ведь, по сути, я была мать-одиночка… Работа, работа, всё бегом,быстрей, в командировку ехать – с кем дочь оставить? Хорошо мама иногда выручала. Конференция или совещание – готовилась ночами, статьи писала – как фронтовой корреспондент на колене в автобусе… Очень я свою работу в газете любила, до такой степени, что во сне свои статьи cочиняла… утром встаю, остается только на бумагу переложить… А если бы развелась и с родителями съехалась, у меня была бы другая жизнь… Да и нервы  все время были на взводе – всё в нем меня раздражало, но  дочери нельзя было этого показывать. Хотя, думаю, она все чувствовала… Вот говорят, что когда несчастна мать, то эта бацилла несчастья обязательно перекидывается и на дочь. Теперь я себя все время упрекаю, потому что и у дочери ничего не складывается …
    Галины глаза запечалились, наступил  ее черед сочувствовать.
   - Но ты яркая женщина, мужчины, наверное,  обращали внимание? Может, нашла бы себе с квартирой да и уехала бы от своего гусака…
   - Если бы у меня время было на мужиков…Я же как заводная крутилась – денег он мне не давал, говорил, что покупает для дочери все необходимое, но только говорил… На самом же деле…ой, вспоминать не хочется…какая же я была дура! Так загубить свою  жизнь …
   Теперь наступила  моя очередь лить слезы – я потянулась за носовым платком на тумбочке.
   Но в этот момент появилась врач-кардиолог с маленьким чемоданчиком в руках.
   - Почему плачем?- приятным мелодичным голосом спросила она и сразу стала доставать из чемоданчика прибор для измерения давления. – Давайте ручку, посмотрим что у вас с давлением. И срочно успокоились,  а то давление повысится…
   Пришлось успокоиться.
      
    Далее ч. 4