У погоста

Галина Цой
22 августа 2010г. Наталье Максимовне Сарач Султан-Гирей было бы 100 лет. Я долгие годы дружила с писательницей. Последний ее Юбилей 90 лет мы отмечали вместе. Наталья Максимовна очень любила кошек. Все стены ее маленькой комнаты в коммуналке были обклеены плакатами и открытками с видом кошек. Она говорила: "Если ты любишь по-настоящему животного, то отдавать ему нужно не объедки пищи" И я видела как старушка варила курицу, ел ее кот Дон-Филипп, бульон был для хозяйки.
С этой удивительной женщиной я познакомилась когда мне было 24 года, а ей 65. В те далекие 70-е годы я работала шофером в исполкоме Ростова-на-Дону. Как-то возвращаясь в гараж, заметила одинокую старушку бредущую под проливным дождем без зонта по темной улице. Я остановила машину, подбежала к женщине и почти насильно усадила ее в москвич. Подвезла к ее дому. Но оказалось, что моя попутчица снимает жилье не в доме,  а к моему удивлению, в сыром сарае! К ножке железной кровати был привязан кот Дон-Филипп, а вместо постели какое-то тряпье. Рядом лежали доски, уголь и прочий хлам. В тот вечер я многое узнала  о ее судьбе...
Стала хлопотать о квартире и вскоре Наталья Максимовна обрела свой угол. Это была небольшая комната в центре Ростова в коммунальной квартире.
Когда я вышла замуж за корейца Цоя, моя приятельница призналась, была замужем за корейцем. Ее Цой был летчик и служил в полку с сыном Сталина Василием. Муж был, по словам писательницы, расстрелян. Я многое узнала о ней из ее слов и была поражена богатству ее биографии и мужеству, с которым она приняла судьбу. Имея прекрасное образование, владея английским, французским, итальянским и испанским языками, ее не брали на работу, потому что была врагом народа.
1993г. в Ростове вышел исторический роман "Рубикон", а в 1995г. "Флорентийский изгнанник". Наконец, в 85 лет Наталью Максимовну приняли в союз Российских писателей. А роман "Дитя Века" я прочитала в рукописи. Эта книга о ней самой. Обещали к 90-летию писательницы издать, в возрасте 91 года она умерла, не дождавшись книги.
...И вот едем мы с приятельницей Олей на могилу к Наталье Максимовне, поклониться великой писательнице. Дорога длинная - через степь. Вдруг, слышу , мяукает жалобно котенок. Мы остановились. В высокой траве не видно кроху.
"Оля, поищи котенка",- попросила я приятельницу. И вот уже дымчатый пушистый бедолага дрожит у меня в руках, продолжая тревожно мяукать. Кто же завез и выбросил такого красивого в степь?
Поставив цветы в банку для именинницы, я принялась кормить котенка. Сосиску съел. Вареное яйцо тоже, картошечку и мякоть батона слопал. Пока рвала бурьян у могилы, котенок исчез. Мне-то не нужен, своих двое дома и везти в Батайск далеко. Искала, звала. Нет нигде. А может это был не котенок, а Наталья Максимовна?