Брунеллески, - итальянский архитектор

Юрий Прокуратов
Брунеллески, Филиппо (1377—1446), итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Современники и ближайшие потомки видели в Филиппо Брунеллески прежде всего инженера, изобретателя; главным делом его жизни считали блистательное завершение более чем полутора вековой эпопеи строительства собора Санта Мария дель Фьоре. (Новый текст)

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции . Диаметр 42 м; высота 86 м

Для первой половины XV века, специального архитектурного образования не существовало, так же, как до середины кватроченто (XV век)  не существовало и самого термина - архитектор. Авторами архитектурных проектов становились скульпторы, живописцы и ювелиры, как Брунеллески.

* * *
Жизнеописания, - Джорджо Вазари
 
Он был ниспослан нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая ниспослана нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути уже в течении нескольких столетий.

После того как на земле за столько лет не появилось ни одного человека, обладавшего избранной душой и божественным духом, небо возжелало, чтобы Филиппо оставил после себя миру самое большое, самое высокое и самое прекрасное строение из всех созданных не только в наше время, но и в древности…

Чем больше Филиппо, рагоряченный речью. пытался сделать свой замысел доступным, так, чтобы они его поняли и ему поверили, тем больше вызывал он в них сомнений, тем меньше они ему верили и почитали его за невежду и болтуна. Поэтому после того, как его несколько раз отпускали, а он не хотел уходить, приказали наконец слугам вынести его на руках из собрания, считая его совсем сумасшедшим.

Постройка уже выросла на такую вышину, что было величайшим затруднением, однажды поднявшись, затем снова вернуться на землю; и мастера много теряли времени, когда ходили есть и пить, и сильно страдали от дневного жара. И вот Филиппо устроил так, что на куполе открылись столовые с кухнями и что там продавалось вино; таким образом, никто не уходил с работы до вечера…

Филиппо сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпичи, чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены – собственной рукой, с величайшим старанием отбирал кирпичи. Он следил за каменотесами, чтобы камни были без трещин и прочные, и давал им модели подкосов и стыков, сделанные из дерева, воска, а то и из брюквы; также поступал он и с кузнецами для скобянки. Он изобрел систему петель с головкой и крюков и вообще значительно облегчил строительное дело, которое, несомненно, благодаря ему достигло того совершенства, какого оно, пожалуй, никогда не имело у тосканцев

Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями.


* * *
Леон Батиста Альберти

Без всяких наставников и без всяких образцов создает искусства и науки неслыханные и невиданные

Величественное сооружение, воздымающееся к небесам, такое обширное, что осеняет все народы Тосканы.

Согласование всех частей в гармоническое целое так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого…Ни одна линия не живет в нем самостоятельно.

* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru