Наша встреча состоялась в его загородном доме, в одном из самых красивых мест Подмосковья. Видно было невооруженным глазом, что данный кусочек земли со всеми постройками на ней очень любим хозяевами, так здесь все ухожено и радует глаз. Во всем этом великолепие есть большая доля труда самого Вячеслава Манучарова. Этот дом для него не просто место отдыха, а часть истории его семьи, тесно переплетенной с историей нашей страны. Достаточно сказать, что сестра его бабушки – первая владелица дома, работала личным библиотекарем, а чуть позже секретарем В.И.Ленина. Были в роду Вячеслава и поставщик императорского двора Романовых, и основательница французской фирмы «Badlo», и актриса МХАТа, уехавшая в эмиграцию…
– А я никогда и не думал стать актером, – говорит Вячеслав, – родители прочили мне поступление на исторический факультет университета.
С тем, что актерская доля Манучарова выбрана почти случайно, можно поспорить, ведь мама Вячеслава Надежда Гавриловна уточняет:
– Славе еще и шести лет не было, когда я привела его в детский театр-студию «На Набережной». Он без запинки прочитал стихотворение и его туда с удовольствием приняли. К слову сказать, он никогда не боялся выходить на сцену, в отличие от многих других маленьких артистов.
А потом родители отправили его учиться на три года в Лондон, в Королевскую британскую школу. Это помогло юноше в совершенстве овладеть английским языком. Затем было возвращение в Московскую школу №171 при химфаке МГУ.
– Я всегда был «белой вороной», – улыбается Вячеслав, – в старших классах весил 120 килограммов, носил очки. Рвением к учебе не отличался. Однажды меня чуть не выгнали из школы за то, что я, обидевшись за полученную «единицу», устроил «акт отмщения». Вместе с друзьями купил в магазине пачку дрожжей и заложил её в стояк туалета. Результат: разорванная труба и гневное требование директора занять мальчишку хоть чем-то, чтобы направить его энергию в мирное русло. Так я вернулся в театр-студию.
Последние два года в школе Манучаров параллельно совмещал с учёбой на подготовительных курсах театрального училища. Перспективы вернуться в Англию для обучения в юридическом колледже, а позже получения там достойной работы в солидной фирме, были отодвинуты в сторону. 26 мая 1999 года Манучаров уверенно прошел прослушивание в высшем театральном училище имени Б.В.Щукина.
Руководитель театра-студии «На Набережной» Ф. В. Сухов стал для Вячеслава и другом, и наставником. Именно он посоветовал своему воспитаннику поступать в «Щуку»
– Фёдор Владимирович мне сказал так: «Иди в Щукинское! Во МХАТ тебя не возьмут, там нужны красавцы-герои. В ГИТИСЕ все больше джаз-эстрада. А в «Щуке» таких, как ты, полно!». Напомню, выглядел я тогда, как настоящий «ботаник». В училище я попал на курс Р.Ю.Овчинникова, там повстречался с такими мастерами сцены, как В.Этуш, В.Лановой, В.Николаенко, П.Любимцев и многими другими гениальными актерами. В училище пришло понимание важности своей профессии. Я благодарен педагогам, они не скупились на похвалу, это очень помогало в годы учебы, которые были достаточно трудными.
Великий актер Владимир Этуш сказал о Вячеславе Манучарове так: «Поступил к нам в училище «булыжник». Потом из этого камня получился алмаз. Пройдет еще какое-то время и будет бриллиант».
А ведь будущий «бриллиант» мог расстаться с училищем! Виной тому послужил не какой-то проступок молодого человека, этого на тот момент не могло быть в принципе. Вячеслав и сейчас не любит бестолковых «тусовок», считает, что и в учебе, и в работе, и в домашнем укладе должна быть строжайшая дисциплина. Дело в том, что в самом начале обучения он получил роль в российско-итальянском фильме «Трапеция». Ассистент режиссера Анны Пьяцоли Людмила фотографировала студентов «Щуки» и брала у них интервью для какого-то проекта. Так она познакомилась с Манучаровым. А через год они случайно встретились в пустой вечерней электричке, следующей из Рима в Венецию, когда Вячеслав приехал туристом в Италию. Узнав его, Людмила пригласила будущего актёра принять участие в съемках новой картины. Работа заняла целое лето, учеба была запущена. Студенту пришлось достаточно туго, но он смог догнать своих одногруппников. А фильм «Трапеция» стал его дебютом.
– В этом фильме мне досталась интересная роль мальчика Петро, больного аутизмом. Он стал единственным свидетелем убийства. Фильм имеет
неожиданную развязку. Великолепные актеры играли рядом со мной, так называемая «старая гвардия»: Н.Каширин, М.Куприянова, талантом которой восхищался сам А.Эфрос. Стала откровением работа итальянских коллег, весь процесс съемок был поставлен очень четко, с большим профессионализмом. Фильм был номинирован на фестивале в Каннах и высоко оценен специалистами.
Месяца через три я был приглашен сниматься в отечественном телесериале «Простые истины». Тогда мне пришлось выдвинуть своё единственное условие – получить на это согласие у руководства училища, что и было сделано. Съемки чаще шли по ночам. Исполнителей главных ролей в первом молодежном сериале было трое – В.Усенков, И.Похмелкин и я. Узнаваемость после сериала была сумасшедшая, в подъезде дома, где я раньше жил, вся лестничная клетка была расписана всевозможными признаниями. Порой из школы, где проводилась съемка, просто нельзя было выйти. Иногда попадались совсем неадекватные личности. В достаточно юном возрасте пережить подобную славу очень трудно. К счастью, все это осталось в прошлом. Но почитатели у меня есть и до сих пор, и это радует.
Список работ Вячеслава Манучарова пополнялся стабильно, он снялся в таких художественных фильмах, как «Медовый месяц», «Моя граница», «Русский ковчег», «Смокинг по-рязански», «Опасная связь», «Папараца», «Похитители книг», в телеромане «Адъютанты любви». Был занят в спектаклях театра имени Вахтангова, Российского академического молодежного театра. Последнему были отданы семь лет жизни. Манучаров работал в трех спектаклях для взрослых и в четырех для детей. Там появилось его любимое детище – моноспектакль «Под сурдинку» на стихи Саши Черного.
Шли годы. В активе Манучарова роли в таких спектаклях, как «Ивонна, принцесса Бургундии», «Прекрасные люди», «Сны Родиона Романовича», «Пигмалион». Спектакль по пьесе Бернарда Шоу с неизменным успехом идет в театре на Малой Бронной, в театре содружества актеров на Таганке, театре имени Вахтангова, «Сатириконе». Недавно актеры, занятые в этом спектакле, побывали на гастролях в Украине, Белоруссии, Израиле. Все они учились на одном курсе с Манучаровым в Щукинском училище: Ольга Ломоносова и Григорий Антипенко, хорошо знакомые телезрителям по сериалу «Не родись красивой», Настя Бегунова, Петр Фёдоров, Марина Александрова. Не менее важными стали для Вячеслава съемки в фильме Сергея Соловьева «Любовь и смерть Карениной Анны».
– Работа над этим фильмом у меня ассоциируется с венецианским карнавалом, – говорит Вячеслав, – так он красив и ярок. Я был занят в съемках на протяжение четырех лет. А всего он снимался четырнадцать лет и вышел в прокат на пятнадцатом. На мой взгляд, эта картина уникальна смелостью режиссера. Он пошел своим путем. Мне, как зрителю, Анна в исполнении Татьяны Друбич гораздо ближе, чем та, о которой я читал в книге. Состав актеров был уникальным. Отдельно хочется сказать об Олеге Ивановиче Янковском. Он удивительный человек, обладавший высокой культурой и необычайной дисциплиной. В нем чувствовался какой-то крепкий стержень. И внешне актёр всегда выглядел великолепно: трубка, ухоженные руки, потрясающий парфюм. Когда он появлялся на съемочной площадке, все начинали говорить на полтона ниже. Олег Иванович никогда не боялся импровизировать, показаться наивным. Не боялся где-то не попасть в роль. Будучи на съемках в Санкт-Петербурге, мы, молодые актеры, каждую свободную минуту наблюдали за игрой Янковского, Абдулова, Друбич. Это была отличная школа мастерства!
Еще в РАМТе у Манучарова в одном из спектаклей было сразу шесть ролей, в каждой из них он менялся до неузнаваемости. Коллеги по сцене шутили в рифму: «Шесть ролей, один состав, это я, ваш Вячеслав!». Талантливого актера заметил один из продюсеров первого канала телевидения и пригласил «многоликого» артиста на кастинг пародийного шоу «Большая разница». На кастинге все было по-честному: из восьми тысяч желающих отобрали всего десять человек. Среди них – Вячеслав Манучаров.
- Эта программа – своеобразный симбиоз театра и телевидения, – рассказывает артист, – люди в ней работают универсальные. Я пародировал Ивана Урганта, Андрея Малахова, Стаса Костюшко, Эльдара Жиндарева, Владислава Флерковского и даже Гоголя. Передачу записываем каждый месяц. Только гримеры работают с нами по несколько часов, потом репетиция и запись.
Совсем недавно артист сыграл в новом художественном фильме «Мотылёк», закончены съемки в двадцатипятисерийном сериале «Отблески». Жанр сериала - комедийный детектив.
Роль молодого следователя Игоря Шевцова исполняет Вячеслав Манучаров. В роли его помощника – Сергей Бурунов, сотоварищ из «Большой разницы». Чуть раньше в прокат вышел художественный фильм «Ласковый май». В ней Вячеслав сыграл главную роль, создателя легендарной музыкальной группы Андрея Разина.
Вячеслав о своей работе в «Ласковом мае» рассказывает с большим чувством:
- Съемки фильма шли полгода, работали мы с девяти утра до двух-трех часов ночи. Для меня он - большое событие и очень близок мне. Я считаю, что этот фильм даже не про группу «Ласковый май», а про тех людей, которые пытаются достичь высоких вершин, добиться любви и человеческого тепла. В нем снимались замечательные актеры: В.Вержбицкий, Л.Зайцева, Р.Рязанова, И.Оболдина, В.Стеклов, М.Литовченко, И.Агапов, Е. Федулова! Кстати, с Катей Федуловой, которую многие зрители помнят по фильму «Питер-Fm», мы едва не погибли при съемках одного эпизода фильма в Ставропольском крае. Вдвоем мы прыгнули в горную реку, не рассчитали ее течения, и нас около трех километров волокло по каменистым уступам. Выбрались сами, но с большим трудом. Все это осталось запечатленным кинокамерой и вошло в картину.
Знаю, что на «Кинотавре» картина получила приз зрительных симпатий. Будет она представлена и на «Киношоке». Но самая главная награда не только для меня, но и для всех создателей любого фильма - любовь зрителей.
И это аксиома.