Артист

Ирина Глазырина
   Наша встреча состоялась в его загородном доме, в одном из самых красивых мест Подмосковья. Видно было невооруженным глазом, что данный кусочек земли со всеми постройками на ней   очень любим хозяевами, так здесь все ухожено и радует глаз.  Во всем этом  великолепие есть большая доля труда самого  Вячеслава Манучарова. Этот дом для него не просто место отдыха, а  часть истории его семьи, тесно переплетенной с историей нашей страны.  Достаточно сказать, что сестра его бабушки  –  первая владелица дома,  работала  личным библиотекарем, а чуть позже секретарем В.И.Ленина. Были в роду Вячеслава и поставщик императорского двора Романовых, и основательница французской фирмы «Badlo», и актриса МХАТа, уехавшая в эмиграцию… 
    –  А я никогда и не думал  стать  актером,  –  говорит Вячеслав,  – родители прочили мне поступление на исторический факультет университета. 
   С тем, что актерская доля Манучарова выбрана почти случайно, можно поспорить, ведь  мама  Вячеслава Надежда Гавриловна  уточняет:
     –  Славе еще и шести лет не было, когда я привела его в детский театр-студию «На Набережной». Он без запинки прочитал стихотворение и его туда с удовольствием приняли.  К слову сказать, он  никогда не боялся выходить на сцену, в отличие от многих других маленьких артистов.
   А потом  родители отправили его учиться  на три года в Лондон,  в Королевскую британскую школу. Это помогло юноше в совершенстве овладеть английским языком. Затем было возвращение в Московскую школу №171 при химфаке МГУ.
    – Я всегда  был «белой вороной»,  – улыбается Вячеслав,  – в старших классах весил   120 килограммов, носил  очки. Рвением к учебе не отличался.  Однажды меня чуть не выгнали из школы за то, что я, обидевшись за полученную «единицу», устроил    «акт отмщения». Вместе с друзьями купил в магазине пачку дрожжей и заложил её  в стояк  туалета. Результат:  разорванная труба  и гневное требование директора занять  мальчишку хоть чем-то, чтобы направить его энергию в мирное русло.    Так я вернулся в театр-студию.
    Последние два года в школе Манучаров параллельно совмещал с учёбой  на подготовительных курсах  театрального училища. Перспективы вернуться в Англию для обучения в юридическом колледже, а позже получения  там достойной работы в солидной фирме, были отодвинуты в сторону. 26 мая 1999 года Манучаров уверенно прошел прослушивание в высшем театральном училище имени Б.В.Щукина.
   Руководитель театра-студии «На Набережной» Ф. В. Сухов  стал для Вячеслава и другом, и наставником. Именно он посоветовал своему воспитаннику поступать в «Щуку»
   –  Фёдор Владимирович мне сказал так: «Иди в Щукинское! Во МХАТ тебя не возьмут, там нужны красавцы-герои. В ГИТИСЕ все больше джаз-эстрада. А в «Щуке» таких, как ты, полно!». Напомню, выглядел я тогда, как настоящий «ботаник».  В училище я попал  на курс Р.Ю.Овчинникова,  там повстречался с такими мастерами сцены, как В.Этуш, В.Лановой, В.Николаенко, П.Любимцев и многими другими гениальными актерами.  В училище пришло понимание важности своей  профессии. Я благодарен педагогам, они не скупились на похвалу, это очень помогало в годы учебы, которые были достаточно трудными.
    Великий актер Владимир Этуш сказал о Вячеславе Манучарове так: «Поступил к нам в училище «булыжник». Потом из этого камня получился алмаз. Пройдет еще какое-то время и будет бриллиант».
    А ведь будущий «бриллиант» мог расстаться с училищем! Виной тому послужил не какой-то проступок  молодого человека, этого на тот момент не могло быть в принципе. Вячеслав  и сейчас не любит бестолковых «тусовок», считает, что и в учебе, и в работе, и в домашнем укладе должна быть строжайшая дисциплина. Дело в том, что  в самом начале обучения он получил роль в российско-итальянском фильме «Трапеция».  Ассистент режиссера Анны Пьяцоли Людмила  фотографировала студентов «Щуки» и брала у них интервью для какого-то проекта. Так она познакомилась с Манучаровым. А через год они случайно встретились в пустой вечерней электричке, следующей из Рима в Венецию, когда Вячеслав приехал туристом в Италию. Узнав его, Людмила пригласила будущего актёра  принять участие в съемках новой  картины. Работа заняла целое лето, учеба была запущена. Студенту пришлось достаточно туго, но он смог догнать своих одногруппников. А фильм «Трапеция» стал его дебютом.
     – В этом фильме мне досталась интересная роль мальчика Петро, больного аутизмом.  Он стал  единственным свидетелем убийства.  Фильм имеет
неожиданную развязку.  Великолепные актеры играли рядом со мной, так называемая «старая гвардия»: Н.Каширин, М.Куприянова, талантом  которой восхищался сам А.Эфрос.  Стала откровением работа итальянских коллег,  весь процесс съемок  был поставлен очень четко, с большим профессионализмом.  Фильм был номинирован на фестивале в Каннах и высоко оценен специалистами.
   Месяца через три я был приглашен сниматься в отечественном телесериале «Простые истины».   Тогда мне пришлось выдвинуть своё единственное   условие   – получить на это согласие у   руководства училища, что и было сделано.  Съемки чаще шли по ночам.  Исполнителей главных ролей  в первом молодежном сериале было трое  –  В.Усенков, И.Похмелкин и я.  Узнаваемость после сериала была сумасшедшая, в подъезде дома, где я раньше жил, вся лестничная клетка была расписана всевозможными признаниями.  Порой из школы, где проводилась съемка, просто нельзя было выйти. Иногда попадались совсем неадекватные личности.  В достаточно юном возрасте пережить подобную славу  очень  трудно.   К счастью, все это осталось в прошлом.  Но почитатели  у меня есть и до сих пор, и это радует.
        Список работ Вячеслава Манучарова пополнялся стабильно, он снялся в таких художественных фильмах, как «Медовый месяц», «Моя граница», «Русский ковчег», «Смокинг по-рязански», «Опасная связь», «Папараца», «Похитители книг», в телеромане «Адъютанты любви».   Был занят в спектаклях театра имени Вахтангова, Российского академического молодежного театра. Последнему были отданы семь лет жизни.   Манучаров  работал  в трех спектаклях для взрослых и в четырех для детей. Там появилось его любимое детище  – моноспектакль «Под сурдинку» на стихи Саши Черного.
         Шли  годы. В активе Манучарова роли в  таких спектаклях, как «Ивонна, принцесса Бургундии», «Прекрасные люди», «Сны Родиона Романовича», «Пигмалион». Спектакль по  пьесе Бернарда Шоу с неизменным успехом идет в театре на Малой Бронной, в театре содружества актеров на Таганке, театре имени Вахтангова, «Сатириконе». Недавно актеры, занятые в этом спектакле,  побывали на гастролях в Украине, Белоруссии, Израиле. Все они  учились на одном курсе  с Манучаровым в  Щукинском училище: Ольга Ломоносова и Григорий Антипенко, хорошо знакомые телезрителям по сериалу «Не родись красивой», Настя  Бегунова, Петр Фёдоров, Марина Александрова. Не менее важными  стали для Вячеслава съемки в фильме Сергея Соловьева «Любовь и смерть Карениной Анны».
      –  Работа над этим фильмом у меня  ассоциируется с венецианским карнавалом, – говорит Вячеслав,  – так он красив и ярок. Я был занят в съемках на протяжение  четырех лет.   А всего он снимался четырнадцать лет и вышел в прокат на пятнадцатом.  На мой взгляд, эта картина уникальна смелостью режиссера. Он пошел своим путем. Мне, как зрителю, Анна в исполнении Татьяны Друбич гораздо ближе, чем та, о которой я читал в книге. Состав актеров был уникальным. Отдельно хочется сказать об Олеге Ивановиче Янковском. Он   удивительный человек, обладавший высокой культурой и необычайной дисциплиной. В нем чувствовался какой-то крепкий стержень. И внешне актёр  всегда выглядел великолепно: трубка, ухоженные руки, потрясающий парфюм. Когда он появлялся на съемочной площадке,  все начинали говорить на полтона ниже. Олег Иванович  никогда не боялся импровизировать,  показаться наивным. Не боялся где-то не попасть в роль.  Будучи  на съемках в Санкт-Петербурге,  мы, молодые актеры,   каждую свободную минуту наблюдали за игрой Янковского, Абдулова, Друбич. Это была отличная школа мастерства!
      Еще в РАМТе у Манучарова в одном из спектаклей было сразу шесть ролей, в каждой из них он менялся до неузнаваемости. Коллеги по сцене шутили в рифму: «Шесть ролей, один состав, это я, ваш Вячеслав!». Талантливого актера заметил один из продюсеров первого канала телевидения и пригласил «многоликого» артиста на кастинг пародийного шоу «Большая разница».   На кастинге все было по-честному: из восьми тысяч желающих отобрали всего десять человек.   Среди   них  – Вячеслав Манучаров.
     - Эта программа  – своеобразный симбиоз театра и телевидения,  – рассказывает артист,  – люди в ней работают универсальные.  Я пародировал Ивана Урганта, Андрея Малахова, Стаса Костюшко, Эльдара Жиндарева, Владислава Флерковского и даже Гоголя. Передачу записываем каждый месяц. Только гримеры работают с  нами по несколько часов, потом репетиция и запись.   
    Совсем недавно артист сыграл в новом художественном  фильме «Мотылёк», закончены съемки в двадцатипятисерийном сериале «Отблески». Жанр сериала  - комедийный детектив.
Роль молодого следователя Игоря Шевцова исполняет Вячеслав Манучаров. В роли  его помощника –  Сергей Бурунов, сотоварищ из «Большой разницы». Чуть раньше в прокат вышел художественный фильм «Ласковый май». В ней Вячеслав сыграл главную роль, создателя легендарной музыкальной группы Андрея Разина.
Вячеслав о своей   работе в «Ласковом мае» рассказывает  с большим  чувством:
    -  Съемки фильма шли полгода, работали мы с девяти утра до двух-трех часов ночи. Для меня он  -  большое событие и  очень близок мне.  Я считаю, что этот фильм даже не про группу «Ласковый май»,  а про тех людей, которые пытаются достичь высоких  вершин,  добиться любви и человеческого тепла. В нем снимались замечательные актеры: В.Вержбицкий, Л.Зайцева, Р.Рязанова, И.Оболдина, В.Стеклов, М.Литовченко, И.Агапов, Е. Федулова! Кстати, с Катей Федуловой, которую многие зрители помнят по  фильму «Питер-Fm», мы едва не погибли при съемках одного эпизода фильма в Ставропольском крае.  Вдвоем мы прыгнули в горную реку, не рассчитали ее течения,  и нас около трех километров волокло по каменистым уступам. Выбрались сами, но с большим трудом. Все это  осталось запечатленным  кинокамерой и вошло в картину.
   Знаю, что на «Кинотавре» картина получила приз зрительных симпатий. Будет она представлена и на «Киношоке». Но самая главная награда не только для меня, но и для всех создателей любого фильма  - любовь зрителей.
  И это аксиома.