К святыням Украины - Записки паломника 2008 г

Лидия Вакина
       


« На Руси всегда любили монастыри- духовные оплоты Православия. Верующие стремились совершать паломничества в обители, освященные молитвами многих поколений иноков, подвизающихся за грешный мир».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий



     В начале 20-х чисел октября состоялась паломническая поездка от прихода Ржевско- Оковецкой иконы Божией Матери по святым местам Украины с посещением Свято-Успенской Почаевской Лавры; Свято-Успенской Киево- Печерской  Лавры ; Свято-Троицкого Собора г. Чернигова, где открыты для поклонения мощи святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского.
 
     Всего в православном мире высокий статус Лавры носят семь монастырей, три из них расположены на Украине и все они освящены в честь Успения Божией Матери.

              Путешествие наше проходило по дорогам Смоленской области, Белоруссии и Украины и конечно оставило свой след в памяти. Дало пищу для размышлений об увиденном и происходящем.
О Белоруссии:
Без особенных строгостей и с минимумом формальностей пересекаем российско- белорусскую границу. Первые километры дарят нам замечательные впечатления. Дороги Белоруссии в идеальном состоянии. Хороший асфальт, четкая разметка, указатели – все это делает работу водителя менее напряженной.
Белорусские леса стоят в роскошном золотом убранстве осени. С опушек леса приветливо машут своими ветвями-руками клены, приглашая в край лесов, полей , достойно живущих сел. Гранитные валуны, то и дело выплывающие за окнами автобуса  и лежащие по краю леса , оригинально окрашены в разные цвета и хорошим крупным шрифтом на них сделаны надписи – призывы : «Берегите лес» , «Сбережем лес детям», « Берегите лес от пожара». Полное отсутствие мусора, идеальная чистота.

Но что уж меня покорило окончательно - добрососедство. Все деревни, мимо которых мы проезжали, находились за общим палисадом. У каждой деревни – свой. Представляете, вдоль дороги выстроилось домов пятьдесят и по всей деревне идет общий непрерывный палисад из затейливо расположенного штакетника. Все это поддерживается в отличном состоянии. И палисад одной деревни отличается от последующих. Такой царит прекрасный соревновательный дух. Вся свободная от леса и жилья земля возделана с тщанием и аккуратностью. Зеленеют какой-то лубочной красотой озимые, ровные, как будто острижены по  правильному шаблону. Остальные поля вспаханы и не видно на них огрехов и небрежностей. Смотрю придирчивым взглядом и не в чем упрекнуть – так аккуратно и бережно с уважением работают на земле сябры ( друзья) белорусы. Здесь нет пренебрежительного современного :
- Деревня.
Есть уважительное :
- « Тебя называю по имени, отчеству ».

   На  чистой оштукатуренной стене  сельскохозяйственного сооружения огромными буквами написан лозунг « Слава труженикам села»! Я убеждена, что высокие слова имеют над нами власть и способны генерировать в человеке высокие чувства и высокие поступки. Ежедневное созерцание этого лозунга поддерживает в человеке убеждение, что его труд нужен и ценен в собственных глазах, глазах семьи и соседей. И, несомненно, имеет свою цену в очах Божиих.

Об Украинской  границе:

      Я училась в России  в 70-х годах в институте и ждала. Ждала каникул, практики или любой другой возможности поехать на милую Украину, в  Чернигов.
«ЛаскАво просiмо!» -« Добро пожаловать» – так встречала своих гостей Украинская земля. Сегодняшняя моя встреча с Украиной - иная. Пограничные кордоны, бесстрастные лица пограничников и таможенников, пристально сличающие мою уставшую в дороге физиономию с фотографией в паспорте. Нескончаемое нудное ожидание окончания формальностей, связанных с нашим пребыванием. В нарочитой и подчеркнутой серьезности есть ощущение какой-то затянувшейся детской неумной шалости, которую никак не закончить. Но с детскими шалостями проще - появится разумный взрослый наставник и прекратит затянувшееся безобразие. Кто в силах прекратить взрослые «шалости»? Кто-то очень долго заигрался в независимость. Независимость от чего? От брата, от соседа с которым не одну беду одолели, начиная от татаро-монгольской чумы  до коричневой - фашистской? Прости им Господи, не ведают, что творят. В белокаменных храмах России, Белоруссии и Украины на едином церковно-славянском языке звучат заповеди блаженства ( счастья) : "Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся". Не надо перевода. Это понимание счастья
( блаженства) генетически заложено в наших душах. В такт этим словам и чаяниям бьются наши сердца : «Блажени кротции, яко тии наследят землю».

              В памяти всплывают строки выстраданных стихов иеромонаха Романа, нашего современника. Сердце поэта  всегда ярче чувствует события. А сердце монаха-поэта? Судите сами.

                « Дорогие мои! Что же мы натворили, наделали?
                Опорочили все! Растерзала Отечество гнусь!
                Триединая Русь! Русь Великая, Малая, Белая,
                Кто тебя разделил, неделимая Русь?
                                Триединая Русь! Ты земное подобие Троицы.
                И прискорбна душа за напоенный ложью народ.
                Возрождайся, ликуй перезвоном воссозданной звонницы,
                Триединая Русь. Православный оплот.

                ( иеромонах Роман  «Триединая Русь».)

О современном паломничестве.

              Едем в относительном комфорте по святым местам. Нас, паломников, если учесть и двух водителей автобуса,  сорок шесть человек. И у всех свое понимание, как паломничество должно совершаться. Совпасть очень трудно но, как говорят современные юмористы:
-« Куда ж ты с этой подводной лодки денесся »?

 И если уставший от двадцати пяти-часового сидения за рулем водитель включает светскую музыку при нашем долгожданном прибытии в Почаевскую Лавру, и М. Шафутинский  на весь автобус с придыханием рассказывает о том, что у него душа болит и сердце плачет, как тут быть?

С тоской утыкаюсь лицом в сложенные руки и недоумеваю:
-Что я здесь делаю?

          Преподобный Паисий Святогорец рекомендовал направлять свои мысли в нужном направлении и использовать заданную песней тональность для молитвенного пения про себя. Ну не умею я! Ни петь, ни молиться под эстрадные песнопения. Мое место неподалеку от водительского и я - невольный слушатель всех их разговоров и шуток. Песня заканчивается и водитель объявляет что-то вроде того, что прозвучала песнопение иеромонаха Михаила Шуфутинского. Паническое чувство какого-то шабаша и вдруг обескураженный водитель, вытаскивает  из гнезда сломанный напополам  диск с записью песен .Диск без всяких видимых причин разломился на две части сам собой. Народ не состоянии удержаться  от комментария :
 - Это мягкое вразумление Господа по поводу недопустимой шутки.

Ноги распухли и не помещаются в растоптанные туфли. Но надо терпеть, если паломничество совершается с помощью современных средств передвижения, не в пример паломникам прошлых веков. Иначе что же это за сытый и выспавшийся молитвенник? Хотя к этому стремится во мне ветхий человек, да и в других замечаю это же устремление. Это уже турист, а не паломник.

Читаем в дороге акафист святителю Николаю. Молимся за наших водителей, просим милости у Господа. Чтобы Он по  молитвам Николая Чудотворца сделал все пути их безопасными и благополучными и святыми их ( имена водителей) молитвами помиловал нас, грешных.

Возвращаемся в Ржев часов на 10-12 раньше запланированного срока. Говорим между собой о том, что вот это время могли бы использовать на пребывание в Киеве или Чернигове. И только дома, вспоминая подробности поездки, понимаю, что милостивый Господь по молитвам святителя Николая сократил наше длительное пребывание на границах в ожидании разрешения на ее пересечение, поэтому и время в дороге сократилось. И опять комментарий водителей:
 - Видать какая-то молитва все-таки помогла.
     Для них тоже неожиданностью было такое сокращение по времени формальных утомительных процедур. Как рассказать о том, что молитва не бывает « какой-то ». Она или есть или нет. А водителям хочется сказать словами православной писательницы Ю.Вознесенской:
 - « Христовой любви сопротивляться бесполезно. Придет и твой час ».
                октябрь 2008г.