Раньше, чем устанешь

Алиса Айсберг
Дедушка моей подруги всю жизнь страдал заболеванием кожи, и никакие доктора не могли объяснить ему его болезни.

– На нервной почве, – говорили доктора.

Дедушку моей подруги, разумеется, пытались лечить. Ничего не помогало. Аналогичное заболевание было и у моего приятеля. Оно завелось в его организме после поступления в детский сад. Приятеля тоже лечили. Безрезультатно.

– На нервной почве, парень испытал в детстве сильный стресс, – снова говорили доктора.

Дедушка подруги вылечился первым. Как? Просто в один прекрасный момент дедушка ушел на пенсию, и болезнь рассосалась сама собой. Исчезла и уже никогда не возвратилась. Так что в одном доктора, безусловно, были правы: все болезни от нервов.
Пенсия – это хорошо. О пенсии можно мечтать. Я сама уже была на пенсии раз пять и знаю, о чем говорю.

В одной веселой детской книжке второклассник и второгодник Иван Семенов твердо убежден в том, что пенсию надо давать еще в детстве. По этому поводу Иван пишет письмо в Кремль, но ответа из Кремля, к сожалению, не получает. И позиция второгодника Семенова всегда была мне близка. Пенсия – это классно. Это же вечные каникулы!

Кстати, тряхнем стариной и вспомним о каникулах. В обычный школьный день так трудно, так невозможно оторвать утром голову от подушки! Сложить в портфель ненавистные учебники….
Ну, и дальше, короче, все нечеловеческие радости, которые обещает и предоставляет жизнь: контрольная по алгебре, злобная училка по истории, а директор опять спросит, почему ты пришла в школу без родителей, которых вызвали еще на прошлой неделе…. Отвратительно.

Надо ли объяснять после этого всего, почему по утрам света белого видеть не хочется?

И совсем другое дело – каникулы. Можно проснуться хоть в одиннадцать, хоть в двенадцать…. Но просыпаешься – в шесть! Потому что по телевизору будут мультики, потому что надо почитать, погулять, успеть на первый сеанс в кино, а там еще – подружки и позагорать на пляже, а в старших классах – парк и танцы в «клетке». С ума сойти, сколько всего надо успеть! И все – заметьте! – с удовольствием успеваешь.

И после этой ассоциации первого порядка вернемся к дедушке моей подруги. Понятно, какой чудодейственный способ излечил его от хронического недуга: человек вышел на пенсию и впервые в жизни занялся тем, что ему по-настоящему нравилось. Он перестал принадлежать обществу и начал принадлежать сам себе. Дедушка отбыл в деревню, стал вести рассеянный образ жизни и сообщил детям, внукам и остальной родне, что больше ничем никому не обязан. Все!


За свою жизнь я знавала толпу людей, которые мечтали о пенсии. И мало кто уходил на пенсию со слезами на глазах. Это, большей частью, те граждане, которых «уходили» с важных или денежных постов. Хотя сам факт, что человек занимал такой пост, говорил о деятельности самой натуры. Эти люди очень быстро адаптируются к новой действительности и находят-таки способ реализовать свои амбиции: если им не удается занять лидирующее положение в какой-либо общественной организации, типа народного суда нашего ЖЭКа, они тиранят свою семью, с азартом судятся с соседями и прекрасно себя чувствуют.

Но те, которые о пенсии – мечтают? О чем они мечтают? Мне кажется, что только об одном.

Нет, не об отдыхе. О смене образа жизни. Смене обстановки. Смене окружения. Они мечтают – о переменах. О времени, когда они смогут делать то, что им хочется. А еще больше – не делать того, чего им – не хочется!

Тогда возникает вопрос: а в чем проблема? И еще один: зачем для этого ждать определенного возраста? Но мы все очень зависимы от двух вещей: силы инерции нашей жизни и стремления «быть не хуже людей». То есть, сначала мы стремимся определиться в социуме, а затем идем по однажды проложенной нами же колее, которая и называется образом и стилем жизни. Но наша единственная и неповторимая жизнь не стоит на месте. Она обогащает нас житейским и профессиональным опытом, чем-то радует, а зачастую бьет мордой об асфальт. И в нас постоянно что-то меняется. А взросление начинает диктовать другие потребности и формировать новые желания. Но мы работаем на той же работе, что и раньше, там же, куда пришли после института. И нет сил что-то менять, а есть страх – вдруг будет хуже? Пусть уж лучше так…. Так привычнее. Вот я выйду на пенсию – и тогда, наконец, заживу. Да всем знаком этот синдром угасания горения. И в профессиональной, и в личной жизни. И все давно уже известно и успело порядком надоесть. В этой поре самое время начинать пить горькую и жаловаться на жизнь. И – ждать пенсии.

И это состояние не зависит от возраста, образования и прочих общих мест. Мне нравится старый анекдот про студента, который не может ответить ни на один вопрос профессора.

– Откуда вы такой дикий, юноша? – интересуется профессор.

– Из Урюпинска, – говорит студент.

– Эх, бросить бы все! Да махнуть к вам в Урюпинск! – вдохновенно восклицает профессор.

Профессорам тоже надоедает знать все ответы на все вопросы….

А можно ведь бросить все и отъехать в свой личный Урюпинск. Надо сразу туда ехать, как только возникает мысль об ожидании пенсии. Потому что одна из самых, с моей точки зрения, правдивых рекомендаций психологов гласит: отдыхать надо раньше, чем устанешь.

То есть, не в  тот момент, когда уже положил язык на плечо и рухнул под тяжестью, а секундой раньше. Или минутой. Или часом. Или годом. И тогда, когда понимаешь это сам, а не начальство милостиво соизволило отправить тебя в очередной отпуск.

Как-то в юности мне очень надоела моя работа. И я не нее не пошла. День был великолепный, весенний, светило ослепительное солнце. Я отправилась гулять по городу, а на следующий день принесла в контору заявление об увольнении. Поверьте, мне за это ничего не было. Через неделю я нашла замечательную работу. Прекрасным летним деньком я поняла, что мне смертельно надоела Тула, я все в ней знаю и больше ничего от нее не хочу. И от Москвы не хочу. Я уехала почти на год за тысячу километров и за этот год страшно соскучилась по Туле.  А возвращение было радостно отпраздновано. Были и другие истории. В своем личном «Урюпинске», то есть, на самой себе назначенной пенсии я была в течение жизни пять раз. Отличное было время, чтобы позаниматься чем-то, не относящимся к профессии, остановиться, подумать, соскучиться, набрать новых впечатлений и нового опыта. А потом можно было начинать все сначала.

Есть на пенсии только один недостаток – недостаток средств. Но и тут есть возможность выбирать: свободу и скромные деньги или, наоборот, воспринимать пенсию, как ежемесячную премию от государства. Впрочем, большинство мечтает о пенсии именно, как о личной свободе.

Попросила я соседа-плотника помочь по хозяйству. Он красиво трудился, укладывая в доме новые полы, но время от времени присаживался на доски, доставал пачку сигарет и говорил мне:

– Запомни, соседка, одно очень важное правило! «Вспотел? Покури»!

«Вспотел – покури!» Я запомнила это сразу и навсегда, и не устаю делиться этой теорией со всеми окружающими.

И с такой вот мудрой позицией мой сосед Володя удовольствием работает плотником всю свою жизнь, в выходные что-то подделывает и подправляет всему дачному кооперативу, а в отпуске «халтурит», то есть берет большие заказы на строительство. И ни на какую пенсию Володя даже не собирается.