История есфири сценарий к пуриму

Виктория Гинзбург
Сценарий в 4-х картинах

На сцене разыгрывается сценка – анекдот

.. В очереди в русском магазине.
- Ви слышали? Умер Боб Хоуп.
- Ой, какой ужас! Очень жаль. А кто
это?
- О, великий американский хохмач!
Вроде нашего Миши Жванецкого.
- И сколько ему было
лет?
- Сто.
- Ой, какой ужас! Не такой уж и
старый мужчина - мог еще жить и
жить!

Картина 1

Г. СУЗЫ
Царские палаты, пир. После очередного  кубка, царь:
Царь:
- Третий год как я на царстве. Третий год вы со мной, вассалы мои верные. Третий год со мной прекраснейшая их женщин – царица Астинь.  Кстати, почему я не вижу ее на нашем  Пиру, почему она не услаждает наши очи? Позвать ее немедленно. Аман, ты сейчас увидишь каких красавиц рождает мое царство.

Аман Мардохею колено Вениаминово
- Достопочтенный, Мордехай, как бы ни была хороша наша царица Астинь, но нет такой женщины, которая смогла бы сравниться по красоте своей с вашей племянницей.
Мордохей.
- Аман, Эсфирь мне уже как дочь. Я и забываю, что племянница.
Аман. (мечтательно)
Ее стан как лоза,
А коса, словно ветвь винограда,
Взгляд ласкает,
А губы зовут к поцелую…
Как Эсфирь хороша!
Мордохей.
- Я ее не ревную, но, любезный, она молода и другому награда.

В этот момент в танце входят наложницы.
Царь
- Эй, главный евнух!
Евнух (ГЕГАЙ) , отвлекаясь от кокетства с молодым офицером
- Да, мой повелитель…
Ему шепчут «Слушаю…»
- Что, что? Что слушаю? Ах, оставьте. 
(Заискивающе к царю;
Я слушаю тебя, мой господин

Царь

- сходи в женские покои. Скажи царице нашей, несравненной  Астинь, чтобы предстала она перед очами нашими во всем блеске царского одеяния и красоты своей. Хочу чтобы подданные мои и весь народ мой полюбовались на красоту ее и величие.
Евнух. (продолжая кокетничать)
- что ты, царь-батюшка, что ты? У Астинь в покоях пир горой. Подруг ее тьма несусветная. До тебя ли ей несравненной будет то?
Царь
- Что!?
Есфирь.
-бегу, бегу
(В толпу)
А только что в том толку?
Пока наш царь кутит
Его жена гуляет.
Ест с золота, вином бокалы наполняет
Навряд пойдет сама из норки в лапы волку.

(обращаясь к Аману)
- Когда же взор свой лучезарный ты обратишь на верного слугу?..

Царь дает знак, девушки танцуют. Веселье продолжается.

Царь
- Уже  пол дня, как ждем мы все Астинь.
Аман.
- Мы подождем еще, пожалуйста, остынь.
(вбегает евнух, что-то шепчет на ухо царю)
Царь.
- Все, стражников сюда я требую позвать.
Строптивую жену я должен наказать.
Обиделась она, что сам я не пришел.
Скрутить и привести. Как пленницу.
Пошел!
Входит разъяренная Астинь!
 - ты пьешь вино, какие сутки не вспоминаешь о жене, а мне, в клетке, бедной, чуткой грустить прикажешь в тишине? Я собрала своих подруг, чтоб скрасить годы молодые, А ты? Любимый, верный друг! Послал мне евнуха!
Доныне, тебе служила честно я, деля с тобою дни и ночи, была я нежной, не порочной, но как унизил ты меня…
Царь.
- Что это за понос словесный? Ты мне служила… долго? Честно? Не хочешь больше мне служить? Ну что ж, пожалуй, так и быть. ТАНАХ! Ты больше не жена. Ступай отсюда, сатана.  Не баба, сатана в штанах. ТАНАХ!  (Все хором считают: раз!)  ТАНАХ!(-Два!)  ТАНАХ!(-три!,,)


Молодой человек жалуется приятелю:
- Пришло мне время жениться, а борода, как назло, не растет. Кто за меня пойдет - с тремя-то волосами на подбородке! И ведь что обидно, у дедушки, мир его праху, была не борода - лес!
- Стало быть, ты пошел не в дедушку, а в бабушку.
- Ты прав! У нее, мир ее праху, действительно, бороденка была редкая.


КАРТИНА 2

На сцену выходит неск.человек и сплетничают:
- Слышала, царь царицу выгнал?
- говорят она ему с евнухом изменила.
- Да нет, вроде как с приятельницей своей,
- Ой, что вы, бабоньки, все такие глупые? Просто осерчал он. Вон, когда у тебя, Степанида, мужик забалует, ты что, скалкой его. А тут царица. Ей нельзя ругаться. Она послушной да кроткой быть должна. А она?! Ослушалась. Тем самым показав другим женам пример неповиновения и неуважения к мужу своему…

Выходит глашатай и читает со свитка:

16   И сказал Мемухан пред  лицем  царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;
17   потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут  пренебрегать  мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.
18   Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут  [то же] говорить  всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.
19   Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет  входить  пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.
20   Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут  почитать  мужей своих, от большого до малого.



На сцене несколько девушек, сбившихся в кучку.  Входит царь. Устроены смотрины. Среди них он выбирает Эсфирь.
Аман (с испугом)
- что ты, высокородный, девица эта без роду.
Царь.
- Кто ты, прекрасное дитя?
Эсфирь
- Я из колена Вениаминова.
Царь:
- А дочь чья ты?
Мардохей
- Хороша Вениаминова дочь. И станом, и лицом. Смотри, глядит кротко, будет послушна и трепетна.
Аман.
- А может лучше?..
Царь (перебивая)
- Не лучше. Коль тебе что не по нраву, так не ты царь и царицу не тебе выбирать.
Аман (в сторону)
- Ну погодите  вы у меня. Эсфирь. Увести. Из-под самого носа. Погоди Мардохей, знал же, что сам Аман на нее виды имеет. Это вам так не сойдет. Посмотрим еще, чья возьмет…

Царь приказывает евнуху увести Эсфирь в женские покои.

К киевскому миллионеру Бронфману является незнакомый
молодой еврей.
- Господин Бронфман, мы можем провернуть необычайно
выгодное дело: заработаем сразу по 300 тысяч.
- Интересно. И что же это за дело?
- Вы, я знаю, даете за своей дочерью 600 тысяч приданого.
- Ну?
- Так вот: я беру ее за полцены.



Астинь одна на сцене

Прогнал. И даже смотрит сквозь меня.
Нашел замену в молодой и тощей.
Ласкает не девицу ночью, мощи.
Из памяти своей прогнал меня.
Я лишена и крова, и стола.
Одна, без слуг, живу теперь в лачуге.
Ах, чтоб гарем твой разорвали слуги.
Еще поплачешь ты… Готова я
Лишь кровью искупить такой позор.
И ты, обманщик, должен быть наказан.
Я евнухов подговорю, чтоб разом
Твою любовь отправили в Садом.
Тебя же, пусть они тогда убьют,
Когда твою Эсфирь смещают с грязью.
А я же наслажусь подобной казнью.
А Фара – сладострастный идиот
Поможет мне с врагом своим сразиться.
Пообещаю волю я ему.
И Гафара нам может пригодиться
Свидетели нам будут ни к чему.
Пойду, подговорю их всех на бунт.
Прощенья нет. Он женщину обидел.
Вон Мардохей идет. Надеюсь не увидел.
Уж слишком предан старый идиот!

Астинь уходит, входит Мардохей

Мардохей
- Быстро время течет, как вода между пальцев.
Дочь покинула кров, и любимой царицею стала.
Мир и радость везде. Да и мне тосковать не пристало.
Лишь бы счастлива в мире была, и печаль не встречала.
На пороге чертога стою, в ожиданье царицы.
Кроткой, милой Эсфири. Моей ненаглядной девицы.

Выходят 2  рассерженных евнуха Гавафа и Фарра,, М.прячется, подслушивает.
Гавафа
- Фарра,  достало меня все! Посмотри, наложницы царя едят на золоте. А мы?
Фара.
- Что мы?.. Астинь, царица наша в нищете живет…
Гавафа.
- Видел я как ты на нее заглядываешься. Влюблен поди?
Фара.
- Я преклоняюсь перед ней. Были бы у меня деньги, я бы подарил ей дворец… Гавафа, а тебе нужны  деньги?
Гавафа.
- Вот и тебя не все устраивает! Деньги нужны всем. Без них, Тебе по щеке дадут, ты вторую подставляй. Не глупи, Фарра,  что нам делать, только  терпеть.
Фара.
- А если бы тебе дали много денег, ты бы что сделал?
Гавафа.
- Все
Фара.
- И убил бы?
Гавафа.
- Кого?
Фара
- Царя.
Гавафа.
- Кого угодно! За 30 золотых, кого угодно…
Фара
- А за 50!?
Гавафа.
- Где? Готов. Бегу…
Фара. (потирая руки)
- скоро мы избавимся от гнета этого влюбленного самодура. Больше всего на свете хочу разделаться с этим царем. Все готово уже. Осталось выбрать день. Скорее всего, на праздник и покончим с царем нашим…

Входит Эсфирь, евнухи с поклоном уходят. Из укрытия встревоженный выходит Мардохей.
Мордохей
- Эсфирь, дочка, надеюсь ты не сказала, что иудейка мужу своему.
Эсфирь
- Что ты, отец! Ты же наказал мне молчать, да и он любит меня и не спрашивает совсем кто я.
Мордохей
- Теперь, слушай и запоминай. А запомнив, передай мужу. Евнухи ваши Фарра и Гавафа задумали убить царя нашего. Солнце наше. Скажи ему, что я сам лично слышал их разговор. Вот только не понял кто ими руководит.
Есфирь
- Слушаюсь и повинуюсь, отец мой.

Эсфирь убегает. На сцене анекдотчики

Ребенок впервые в жизни попал на кладбище и читает по слогам: "Здесь покоится почтенный раввин...", "Здесь покоится добродетельный праведник...", "Здесь покоится щедрый благотворитель...".
"Папа, папа! А что, воры и обманщики никогда не умирают?".


Глашатай
- И приказал царь  Артаксеркс Аману расследование этого заговора. И все подтвердилось. И тогда повесили  на дереве этих заговорщиков, а Амана (сына Амадафа ) возвеличил царь Артаксеркс, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;
2   и все служащие при царе, которые [были] у царских ворот, кланялись и падали  ниц  пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал  ниц.


КАРТИНА 3.
Выходит Аман, все падают перед ним на колени, только Мардохей остается стоять.
Аман
- Ты что это, старик, зазнался? Отдал племянницу царю, теперь считаешь, что и указа на тебя нет? Почему не кланяешься мне, избраннику царскому?..
М.
- Аман, никогда гордыней не страдал я, да и на старости не стану. Только негоже мне перед тобой спину ломать.
А.
- Ты что, совсем из ума выжил? (замахивается на М.)
М.
- почему из ума? Вера мне не позволяет.
А.
-И что же это за вера такая?
М.
- Иудиянин я.    (молча уходит)
А.
- ИУДЕЙ?! Мардохей иудей? Думал я  как его извести, а теперь знаю что могу еще лучше отомстить: изведу весь  народ его, пусть он видит  истребление рода своего. Иудей посмел не отдать за меня, за Амана, дочь свою! Знать бы раньше, никуда б Эсфирь от меня не делась…



На сцене за столом толпа. Все радуются.  Входит Аман, все падают ниц, сидеть остается царь и в стороне стоит Мардохей. 
глашатай
7 в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред  лицем  Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [и пал жребий] на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар.

Царь.
- Видишь как чтит тебя мой народ за то, что ты сделал для меня. За то, что ты разоблачил заговорщиков и спас своего любимого правителя. Нет народа в моих владениях, который не благословлял бы имя твое за сей поступок.
Аман.
- О, пресветлый! О могучий! Все уважают тебя и благословляют в своих молитвах. Но есть, однако, народ, который смеет ослушаться твоего указа. Они не чтут тебя равным Богу, они «есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от [законов] всех народов, и законов царя они не выполняют»
Царь
- Про кого же ты  говоришь, Аман? И как доказать можешь?
А.
- Посмотри, мой господин,  когда я вошел, все пали ниц, только один остался стоять и даже головы своей не склонил, хотя глашатаи объявляли указ твой. Мардохей  показывает себя выше указов твоих. И народ его иудеи надменны и горды. «и царю не следует [так] оставлять их».
9   Если царю благоугодно, то пусть будет  предписано  истребить 6 их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую.

Глашатай
-10   Тогда снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману, сыну Амадафа, Вугеянину, чтобы скрепить  указ  против  Иудеев.

царь Аману:
- отдаю тебе [это] серебро и народ; поступи с ним, как тебе угодно.

Глашатай
«12   И призваны  были  писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано  было , как приказал Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью и к князьям у каждого народа, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его: [все] было  написано  от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем.
13   И посланы  были  письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить 6 всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить.
14   Список с указа отдать в каждую область [как] закон, объявляемый для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню.
15   Гонцы отправились быстро с царским повелением. Объявлен  был  указ и в Сузах, престольном  городе ; и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы [был] в смятении.»


- Свидетель, ваша фамилия?
- Рабинович.
- Имя?
- Исаак.
- Место жительства?
- Город Одесса.
- Занятие?
- Мелкий гешефт.
- Вероисповедание?
- Господин судья! Меня зовут Исаак Рабинович, я живу в городе Одесса и занимаюсь мелким гешефтом. И кто я по-вашему? Буддист?
- Рабинович, повторяю вопрос: вы  какой расы?
- А если да, то что?



Картина 4

Мардохей (в тряпье, стенает)

Какой измерять мерой это море?
Я в рубище, и пепел на сединах.
Народ врагом отправленный на горе,
Дите, не знавший жизни половины…

Как отмолить у Господа прощенье?
За что он испытанья посылает?
Гордыни нет, есть только усмиренье.
И боль за всех, кто рано улетает
В пространство между небом и землей.
Любовь земную унося с собой…

Эсфирь

Отец, за что такое истязанье?
Где твой обычный будничный наряд?
Зачем лохмотья?  Кому в назиданье?
Неужто правду люди говорят,
Что ты презрел еврейские законы,
И стал бродягой на своей земле?..

М.
Эсфирь, царица. Мы сейчас изгои.
И наша жизнь принадлежит тебе.
Коварный враг свои Лилея планы
Решил нас истребить. И уничтожить.
Ты говоришь у платья подол рваный,
Но может разве это нас тревожить?
Ступай к царю, прекрасная царица.
Моли его нам даровать прощенье.
Грехов не наших жажди искупленья…

Э.
Как я пойду? Уж месяц перед очи
Меня не призывает муж любимый.
Идти самой смиренно? Страшно очень.
Ведь это грех тут и любовь бессильна.

М.
А не пойдешь, тогда мы все погибнем!
Быть может, ты достигла сей вершины,
Чтобы спасти свой род от истребленья.
Чтоб защитить всех в дни лихой годины!

Евнух.
- Эсфирь, пора возвращаться. Во дворце могут хватиться тебя, тогда точно не миновать гнева царского. И мне в первую очередь. Я и так уже обошел весь рынок, купил яства разные. Должны ж мы объяснить куда тебя водил по утру.

Э.
- Милый, славный Гафах, погоди, не спеши.
Мудрость есть, но есть страх. Страх потери души.
Что я сделать могу для спасенья родных?

М.
- ты – царица! А царь, это муж, не жених.

Глашатай:
- И велела Эсфирь всему народу ее три дня поститься и проводить дни свои в молитве…

Молитва иудеев во время 3-х дневного поста
Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты - Господь всех, и нет [такого,] кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что не поклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ног его для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости. И ныне, Господи Боже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нам погибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, и не погуби уст, прославляющих Тебя, Господи. И все Израильтяне взывали [всеми] силами своими, потому что смерть их [была] пред глазами их. И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. Я слышала, Господи, от отца моего, в родном колене моем, что Ты, Господи, избрал себе Израиля из всех народов и отцов наших из всех предков их в наследие вечное, и сделал для них то, о чем говорил им. И ныне мы согрешили пред Тобою, и предал Ты нас в руки врагов наших за то, что мы славили богов их: праведен Ты, Господи! А ныне они не удовольствовались горьким рабством нашим, но положили руки свои в руки идолов своих, чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу [храма] Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных [богов,] и царю плотскому величаться вовек. Не предай, Господи, скипетра Твоего [богам] несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Царь богов и Владыка всякого начальства! даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его; нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя, Господи. Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды, оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены [судьбы] моей доныне, кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов. Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего.]
(Есфирь 4:1-17)


Глашатай:
- и надела она лучшее из платьев своих, и пошла во двор мужа своего.


Е. падая ниц перед мужем:
Мой друг, прошу, меня не отвергай.
К тебе пришла, боясь тебя разгневать.
В томлении своем стремлюсь опять изведать
Тобой одним подаренный мне рай.
Мой господин, мой царь. Не отвергай меня.
Ведь если слез моих не хочешь видеть,
Зачем тогда под этим солнцем я,
Зачем любовь и свет?! Жену свою обидеть
Ты безраздичьем можешь так легко.

Ц.
Что, женщина, ты хочешь?
Далеко мои сейчас летают думы.
Дела, заботы, царская казна.
Враги… Да, да, полна ими страна.
И ты с потоком слез, мольбою о вниманье…

Е.
Да, государь, пришла я с покаяньем.
Хочу твои заботы разогнать…

Устроила я пир в своих покоях.
Пришла, чтобы тебя с собой позвать.
Идем, тебя от дум твоих укрою.
Идем, мой друг. В моих глазах прочтешь
Всю нежность мира, что несу с собою.
Идем со мной. Нас счастье вместе ждет,
мы негу страсти назовем судьбою.
Весталки нежные тебе нальют вина,
И танцем скрасят взор
Лишь ты мне нужен.
Твоя рабыня, друг твой и жена.

Танец наложниц

Ц.
Да, пир на славу, нежная Есфирь.
Давно я не был так безмерно счастлив.
Проси, что хочешь у меня: весь мир
К твоим заботам должен быть участлив.
Коль хочешь, золота, бери его скорей.
За радость, что дарована нам вместе,
Отдам я полчища верблюдов и коней.
Отдам полцарства я тебе своей принцессе.

Е.
Ну, что, милый друг, как я могу простить
О благах материальных?
Быть с тобою хочу. Хочу тебя любить,
Хочу тебе быть верною женою.
Ты лучше завтра снова приходи.
Еще прекрасней я устрою праздник.
И друга верного с собою приводи.
Аман надежный, до рабынь проказник.
Я в честь него устрою пир Богов!
Ведь он тебя от смерти сохранил,
Он евнухов-предателей убил,
И он достоин царственных грехов…

Ц.
Согласен я.
Приду хоть сотню раз в твои объятия, красавица.
Сейчас, я должен книги умные читать,
чтоб знать, что делать мне, и что  тебе желать.

На сцене один царь. Перед ним книга

Бессонница, вот свод дневных забот.
Его я полистаю на досуге:

             (читая книгу)
- И пришла царица Есфирь, и сказала, что поведал ей Мордахей: царские евнухи замышляют злобное убийство своего господина. И молила беречься и остерегаться. И упросила расследовать дело это, как велел ей Мардохей…
(царь задумался)
Старое дело. Награда Аману досталась.
А Мардохей позабыт и, как видно, остался ни с чем…
Надо исправить ошибку, и пусть благодарность
Встретит герой. В том пример будет всем…
Завтра же верный Аман мне поможет в решенье
Как возвеличить того, кто достоин награды.
Ну, а Есфирь… почему Мордахея встречает?
Что их связует и что укрывают их взгляды?..

Царь закрывает книгу, на сцену выбегают  слуги. Праздник. Наложницы танцуют,  Есфирь  подливает вино.

Ц.
- Скажи, Аман, ты друг мой и советник.
Что думаешь, когда кого возвысить захочешь,
Как почести воздать? Как отличить
За верность и любовь. За жизнь и за спасенье?

А.
- Когда есть человек, который верой, правдой
Твой заслужил почет и благодарность всех,
Вели одеть его в халат, который сам ты,
Надеть бы смог. И пусть его везет,
Хваля во всеуслышенье, прилюдно
Достойный почестей подобных офицер,
На царственном коне,
Достойный похвалы  примером будет всем…

Ц.
- Есфирь, красавица, жена моя, скажи мне.
За что ты Мардохея выделяешь?

Е.
- О, повелитель мой, да разве ты не знаешь?
Ведь он отца мне заменил

Ц.
- не знаю… Тогда вели его скорей позвать ко мне.
Эй, слуги, принесите одеянье, достойное его благодеянью,
А ты, Аман, на царственном коне его по городу проводишь всенародно.
Отныне нету Мардехая благородней!

А.
- Но он еврей!
Ц.
-Так что же из того?
А.
- Они горды, занозчивы и лживы.
Ты должен уничтожить их, спесивых…
Ц.
- Я должен?! Я не должен ничего!
Хотя, нет, должен я исполнить просьбу,
Моей достойнейшей красавицы жены…
Проси что хочешь, Жизнь мою взаймы
И половину царства, или…
Э.
Зачем мне царство если ты со мной.
В тебе моя судьба. К тебе молитвы.
За что разгневан ты на род весь мой?
За что евреям в твое сердце путь закрытый?
Отец мой Мардохей тебя от смерти спас.
Я дочь его тебя люблю безмерно.
Откуда гнев твой? Или ежедневно
Тебе Аман немало врал про нас?
Он сватался ко мне, когда девицей
Я проживала в доме у отца…
А.
- Врешь, женщина. Прекрасная с лица,
Твои слова сплошь ядом лжи прошиты…
Э.
- Мой царь, мне вера не позволит лгать.
Ц.
- Довольно, я поверю Мардохею.

Отходит в сторону с М. шепчутся. В это время А. начинает обхаживать царицу, затем чуть ли не насилует ее.
А.
- Прекрасная, забудь обиду.
И не губи
Мои поступки сотканы из стонов
И из любви.
Готов к твоим ногам я мир весь бросить
И все отдать.
Прекрасная, пойдем скорей отсюда.
Давай бежать.

Е.
- Уйди, постылый, твои речи фальшью замутнены.
И комплименты убери подальше. Не мне они.
Я не желаю быть с тобою рядом ни мига, дня.
Мой муж в душе! А ты меня не трогай. Оставь меня!

А.
- Ах так, тогда я силой тебя возьму

Входит царь
Ц.
- Что вижу я, Аман, обманщик лживый
Ты на жену мою посмел поднять бессовестную руку!
Эй, стража, взять его! Повесить на суку на дереве,
Которое от скуки велел он привезти для друга моего!

Амана уводят
- А ты, царица сердца и жена,
Которая мне верность доказала
Принять подарком от меня должна
Народ, который смело защищала.
Отныне и на многие века
никто не сможет род твой уничтожить.
Ликует пусть еврей в душе пока
Еврейка в доме защищает ложе.
Несет достаток, мир, любовь и честь!
Счастлив отец, взрастив такой дочку.
И счастлив я… (к М.) ты друг мой, брат и тесть.
(к Е.) А ты моя судьба, любовь и точка.


Глашатай
И позваны  были  тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано  было  все так, как приказал Мардохей, к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии, ста двадцати семи областей, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, и к Иудеям письменами их и на языке их.
10   И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских,
11   о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить 6 всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить,



Еврей приехал из России в Америку. Ищет синагогу.
- А вам какую? - спрашивает сосед. - У нас в квартале есть литовская, польская, румынская, венгерская синагоги.
- Скажите, реб, а нет ли поблизости еврейской синагоги?