Место в первом ряду

Станислав Гусев
Романтический рассказ во славу прекрасного искусства

Блекберн был одним из тех обычных, провинциальных городов, в которых мало-мальски серьезное событие принимается неизбалованной публикой «на ура». Поэтому неудивительно, что выступление, подготовленное местной балетной труппой на одной из городских сцен, хоть не самой большой и шикарной, собрало весь цвет местного бомонда. К зданию маленького театра съезжались кэбы, четырехколесные кларенсы и редкие еще по тем временам автомобили. Погода была очень приятной. В городе веяло весной, что дополняло неповторимую атмосферу вечернего празднества.
По направлению к театру, от здания напротив, дорогу пересекала интересная пара. Молодой человек заботливо поддерживал под руку свою престарелую спутницу. Её некогда красивое лицо теперь выглядело сильно состарившимся, но, несмотря на это живым и веселым. Согласитесь, довольно редкое явление для умудренной опытом матроны. Прислушавшись к их разговору, нетрудно было догадаться, что это были тетя и её племянник.
- Бэрти, да перестань вести себя как напыщенный индюк! Попробуй быть более естественным. Это всего лишь балет! – беззлобно поучала она своего юного кавалера.
Юноша, являл собой полную противоположность ведущей себя непосредственно тетушке. Он старался выглядеть старше своих лет, поэтому держался  с серьезным выражением на лице, придавал степенную осанку, вел себя неторопливо и осмотрительно. Однако это была только ширма, за которой легко угадывалось застенчивое и ранимое существо. Молодой человек крайне стеснялся громких высказываний тетушки, а потому прятал глаза и с опаской озирался вокруг.
- Будет Вам, тетушка Агата! Я вовсе не напыщен. И веду себя вполне естественно, - чуть ли не шепотом оправдывался он.
- Да, конечно! – не верила она, - И ты совершенно естественно так вцепился в мою руку, что завтра с утра у меня на этом месте выступит синяк!
Юноша сильно покраснел и быстро извинился:
- Ради бога простите тетушка! – искренне промолвил он и даже заботливо погладил её руку. – Видит бог, я не хотел причинить Вам…
- А между тем, юноша, я знаю, почему это так тебе необходимо, - неумолимо перебила его она. – Я говорю о том, из-за чего ты цепляешься за мою руку. Так, ты пытаешься спрятаться от окружающего мира. Да-да! И знай, что тебе всегда будет нужна женщина, на которую можно опереться…
- О, тетушка, только не сейчас! – умоляюще перебил её племянник, предугадывая дальнейшее развитие разговора.
- Нет-нет! Не перебивай меня! Я невечная, ты это знаешь. И родители твои, к сожалению - тоже. Поэтому тебе нужна жена. Та, что о тебе будет заботиться.
Юноша обреченно опустил плечи. По-видимому, придется выслушать её монолог до конца. Иначе она не успокоится. А тетушка продолжала так уверенно, как по уже наезженной дороге:
- Ты должен хоть ненамного отвлечься от своих скучных учебников. Я, конечно же, не против учения, как такового, но всему же есть предел! Я в твои годы общалась с подругами, с молодыми людьми. А ты сидишь как затворник, зарывшись в своих экзаменах. Так тебе никогда не познакомиться с подходящей девушкой!
- Да, тетушка, ты, несомненно, права, – согласно капитулировал племянник. Надо сказать не без хитрого умысла. - Мне непременно нужно с кем-то подружиться.
Он готов был пойти на многое, в том числе на капитуляцию, лишь бы тетушка прекратила нравоучения на людях. Его это сильно стесняло, и поэтому он обрадовался, когда на его последнюю фразу тетушка вовсе не ответила, лишь победоносно подняла подбородок и воззрилась вдаль. Что, несомненно, демонстрировало осознание выполненного ею долга.
Ради справедливости нужно отметить, что юноша действительно мало общался со сверстниками, крайне мало интересовался всем, что не имело бы прямого отношения к избранной им науке. Поэтому не вызовет удивления тот факт, что в этом театре он оказался впервые. И более того, почти не представлял, что именно кроется за не совсем понятным словом «балет». А между тем, начало было очень неплохое, так как им достались билеты в первый ряд. Зал был простым, без наклона и поэтому первый ряд был лучшим в нем местом.
Это было в целом небольшое для театра помещение, без оркестровой ямы. Сцена возвышалась над полом всего на фут или полтора. Да и сама была небольших размеров. Если учесть, что в каждом из двух дальних углов сцены стояло по роялю, то места на ней оставалось еще меньше. Это обстоятельство, а так же то, что она была обтянута тканью, создавало своеобразный уют, делало обстановку как бы немного домашней.
Наконец-то юноша может немного расслабиться, так как тетушка уже не пристаёт с нравоучениями. Оба они с увлечением следят за непонятными на первый взгляд приготовлениями, происходящими прямо перед ними. На сцене уже присутствуют декорации: маленький диванчик, деревенский забор, фанерные деревья. А одна дама, одетая на удивление повседневно, заканчивает раскладывать среди декораций реквизит: карнавальные маски, цветастые платки, чайный сервиз, старую куклу. Неожиданно тетушка  вновь заводит разговор о желательной женитьбе, при этом говорит она про ту даму на сцене. Указывает на её женственность, красоту и грацию. Слава богу, на этот раз тетушка говорит шепотом, поэтому молодой человек старается её не слушать. У него создается впечатление, что женщина просто одна из устроителей или вовсе служащая.
Но это его впечатление обманчиво. Когда представление начинается, именно она первой появляется на сцене. Теперь она одета в красивый костюм прошлой эпохи и выглядит совершенно по-другому. Под аккомпанемент двух роялей она легко двигается по сцене и все это время не перестает улыбаться. Молодой человек с большим любопытством следит за её поразительно легкими движениями. Он начинает догадываться, что дама не кто иная как руководитель всей балетной труппы, это именно её имя значилось на афише представления. Но вот на сцене появляются юные танцоры: девочка и мальчик. Они обнимаются и целуются с дамой. Не остается сомнений, что по сценарию она их мать. Дети играют, танцуют и вытворяют очень интересные вещи. И это все происходит в танце. Их движения не так изящны, как у их мамы, но, не смотря на это, представление захватывает, и молодой человек вовсе забывает, где находится. Ему кажется, что он сам уже участник всей этой истории.
Юноша так увлекается, что не замечает как из зала, из-за его спины на сцену выпорхнули еще две юные балерины. Они одеты во все белое, но платья до неприличия коротки. Бэрти смущается и смотрит на тетушку. А она, чувствуя его взгляд, оборачивается, и делает непонимающую гримасу. После отворачивается и молодому человеку не остается ничего другого, как продолжать наблюдать балет. Он чувствует себя неудобно, потому что взгляд так и притягивается к прекрасным ножкам кружащихся на сцене танцовщиц. Он поминутно конфузится и поглядывает по сторонам, опасаясь, что кто-то из соседних зрителей заметил, куда именно он смотрит. Но никто из зрителей не обращает на него внимания. Наоборот, сам юноша обнаруживает, как сосед справа, похожий на бакалейщика, таращится во все глаза на артисток. Молодому человеку становится неприятно, и он отодвигается от него. Неужели он сам так таращился только что? Неужели он как бы увидел себя со стороны?
Теперь он вновь смотрит на сцену, но немножко по-другому. Он старается сосредоточиться на танце, на истории, которую изображают танцовщицы. Еще он пытается рассмотреть их лица. Одна из двух балерин двигается как-то не совсем уверено. И во внешности её есть что-то деревенское. Это не импонирует его утонченному вкусу. Зато вторая! Он как раз фокусируется на ней в тот момент, когда её взгляд обращен в его сторону, чуть повыше его головы. Сердце юноши на миг замирает. Как красиво её лицо! Хотя нет, есть в нем красота, но какая-то спокойная. Большие, выразительные глаза. Алые губы. Он, конечно же, слышал, что девушки, а в особенности артистки, смело используют косметику и подкрашивают глаза, веки, губы и щеки. И даже зная, что выразительные глаза - всего лишь результат подкрашивания, он уверен, что они прекрасны. В этот момент танца балерины, размахивая руками и кружась, с каждым оборотом делая шаг к зрителям, очень быстро приближаются. Молодой человек и глазом не успел моргнуть как девушка, от которой он не мог оторвать взгляд, оказалась прямо перед ним. Он даже слышал шелест ткани её платья, как шуршат её пуанты о ткань сцены. Танцовщица была настолько близко, что он мог бы, если захотел, дотянуться до неё рукой. Но нет, у него даже не было мысли об этом. Он напротив сидел и ошарашено вжимался в кресло. В это мгновение у него возникло опасение, что балерина может упасть на него, если не остановится. Но нет, она остановилась вовремя. Видимо это было так придумано и рассчитано. Тут он почувствовал дуновение от движения юной танцовщицы, а вместе с ним ощутил сладковатый аромат её духов.
Он сидел и смотрел на неё снизу вверх. Она грациозно прогнула спину и застыла с высоко поднятым подбородком всего на мгновение. Но для юноши оно длилось несоизмеримо дольше. Он любовался её шеей, плечами. Но вдруг она так же грациозно развернулась и упорхнула в центр сцены, где сомкнула руки со своей напарницей, изображая какую-то изящную фигуру. Музыка блеснула заключительным аккордом и затихла. Зал вспенился аплодисментами. Но молодой человек сидел не шевелясь, как будто боясь спугнуть повисшее в воздухе равновесие. А между тем артистки улыбаясь, поклонились и торопливо исчезли за кулисой. Тихий стон разочарования вырвался из груди юноши, и он непроизвольно встал с места. Это было дурным тоном, и тетушка незамедлительно схватила его за руку. Это действие моментально вывело юношу из транса, в котором он, по-видимому, пребывал. Он испугано вздрогнул, огляделся и тут же сел, пристыжено краснея. И действительно, с некоторых мест доносились возгласы неодобрения в его адрес. Тетушка с улыбкой извинилась за него, так как ждать извинений от него самого не приходилось. Впрочем, неловкость длилась недолго, так как на сцене появились новые артисты. Вернее артистки, а еще вернее очень маленькие артисточки - девочки от пяти до тринадцати лет. Семь девочек исполнили какой-то простой, но красивый танец. Потом еще один. Но юношу дальнейшее уже не радовало. Он машинально следил за происходящим на сцене, но мысли его были далеко. Тетушка несколько раз взглянула на него, и, заметив его отсутствующий взгляд, укоризненно покачала головой. Но сразу после этого почему-то довольно улыбнулась.
Девочки подхватили разноцветные платки и начали исполнять какой-то народный танец. Им помогал взрослый танцор, одетый почти как простой сельский житель. Очередной танец закончился, и девочки со своим старшим партнером скрылись за кулисами. Только теперь юноша обратил внимание, что танцевавшие в начале дети со своей мамой пристроились на декоративном диванчике и как бы были зрителями всего происходящего, при этом оставаясь на сцене. Сейчас они встали с мест и снова затанцевали. С противоположной стороны к ним вышел их папа. Его сразу можно было узнать по домашнему халату, бывшему обычно в обиходе в ту эпоху, которую они изображали. Они раскланивались и играли в какие-то игры, так же красиво пританцовывая и улыбаясь, как и в начале представления. Все это увлекало и постепенно юноша снова заинтересовался балетом. Но от тетушки не ускользнуло, что племянник несколько раз глубоко вздохнул.
С новым музыкальным началом на сцену вышла женщина в чепце и простом платье. Её тоже можно было сразу узнать. Она очень походила на няню. И, несомненно, ею являлась. Вскоре она присела на диванчик, а дети пристроились с двух сторон от неё. Открыла книгу сказок и как бы начала читать её детям, естественно молча - это же балет. И вот, она перелистывает книгу, сказка за сказкой, а на сцене поочередно появляются их персонажи. То это злая, несговорчивая колдунья, которая неуклюже скачет на метле и пытается всех напугать. Это вызывает в зале легкий смех. Потом, после неё, вылетает, видимо сказочная золотая птица. Она как будто поет и летает по сцене. За ней появляется шарманщик. Он выходит из зала, неся на ремне и крутя ручкой бутафорскую шарманку. А дети с мамой на сцене удивляются его работе, хотя играет вовсе не шарманка, а все те же два рояля.
Наконец, папа выносит из-за кулисы кого-то вверх ногами, похожего на большую куклу в ярко-голубом коротеньком платье. Наш молодой человек прямо-таки подается вперед на кресле. Видимо он рассчитывает, что эту роль может играть та же девушка, что была в белом. Папа ставит куклу на ноги в центре сцены. У неё синие волосы, а на ногах большие комичные панталоны. Точь-в-точь как у кукол в магазине игрушек. Синие кудри сильно затеняют лицо. И юноша напрягает зрение, всматриваясь в лицо артистки, но нет, это не она. Слишком большие у неё ресницы и лицо какое-то немного другое. Хотя определенное сходство есть. Или же зрение обманывает его? Может это грим и накладные ресницы так изменили её облик? Он продолжает всматриваться, мучаясь в сомнении.
А тем временем папа большущим ключом уже завел куклу, которая оказалась именно заводной, и она начала двигаться. Это вызывает у детей удивление и восторг. На сцену выходят маленькие танцовщицы, и они вместе с детьми начинают повторять движения заводной куклы. Это превращается в еще один своеобразный танец. Мать и отец сами дивятся такому чуду, не уставая показывать друг другу, как ловко вытанцовывает механическое существо. Но вот завод видимо заканчивается и папа подхватывает остановившуюся куклу и уносит её опять же вверх ногами. Это тоже смешно и кто-то в зале хихикает. Но не юноша. На его лице так и застыло невысказанное сомнение.
В продолжение следующих несколько танцев настроение юноши несколько изменилось, но надо сказать не в лучшую сторону. К сомнению теперь добавилась еще и тревога. Он привык к неопровержимым научным фактам, на которые можно смело полагаться в своих последующих заключениях. Здесь же он имел дело с крайне субъективными, чувственными материями. От этого он ощущал неуверенность, а от неё – тревогу. Он с нетерпением дожидался каждого нового танца, надеясь снова увидеть ту девушку, которая теперь безраздельно владела его мыслями.
И вскоре он был вознагражден. На сцене появились три нимфы в легких туниках и с цветущими веточками в руках. Его сомнения удивительным образом разрешились. Двое из нимф были те, что танцевали в белом в начале представления, а третьей оказалась бывшая заводная кукла. Он заметил, что эти две девушки похожи между собой. Может они двойняшки? Но та, что изображала куклу, чуть ниже ростом, круглее лицом. И еще эти неестественно огромные накладные ресницы. Да! Вот эта девушка красива. Её можно так назвать в полном смысле этого слова. Но удивительное дело, она вовсе не интересует юношу. Он любуется другой, той, что первая произвела на него неизгладимое впечатление.
В какой-то момент танца прелестница оказывается на сцене недалеко от него. И его сердце вновь замирает, а потом начинает бешено стучать. Но в соответствии со сценарием, девушка убегает к своим подругам и кружится вместе с ними в хороводе. Молодой человек вздыхает, вспоминая тот её первый танец, когда она оказалась так близко к нему. А еще в душу закрадывается печаль. Он понимает, что никогда в жизни не решиться подойти к ней, не сможет завести знакомство. И даже попросить в этом помочь некого. Где-то далеко затеплилась надежда, что было бы хорошо увидеться с ней после представления, в фойе или на улице, хотя бы мимоходом. В сознании промелькнула уверенность: "мы непременно встретимся!" Он осознает, что влюбился, и с каждой секундой чувство это становится сильнее. И сопротивляться ему нету сил.
Танец заканчивается, и девушки покидают сцену. На этот раз юноша делает над собой усилие и кроме ерзания на стуле, никак не выдает своих переживаний. Хотя на самом деле ему трудно отпустить свою прелестницу со сцены. Да еще тетушка то и дело посматривает на него. От этого всего комок застревает в горле. У него возникает вполне трезвая и справедливая мысль: "Я слишком чувствителен. Нужно обуздать свои эмоции и вести себя подобающе". Это все хорошо говорить, но гораздо труднее выполнять. Тем не менее, он нашел в себе силы. И даже похлопал вслед удаляющимся артисткам.
Следующий номер вновь вызвал на сцену самых маленьких балерин. И девочки в карнавальных масках кружились в каком-то замысловатом, но от этого не менее красивом танце. Он уже успел присмотреться к их лицам, но теперь они были скрыты за сверкающими масками. Это придавало атмосфере представления настоящий карнавальный, праздничный оттенок. К тому же маски были необычно красивы. Руководитель труппы очень постаралась, и ей явно удалось это выступление.
Под заключительные аккорды на сцену выходят все участники представления, выстраиваются в ряд и вместе кланяются. Юноша следит, понятное дело, за своей избранницей. Возле неё все время появляется та красивая "кукла" с большими ресницами. Может быть, они просто подруги. Юноша начинает нервничать. Наверное, он хлопает громче всех. Он, не отрываясь, смотрит на неё. Но она, улыбаясь, обводит взглядом зал позади него, а его не видит. Он уже готов подпрыгнуть ради того, чтобы попасть в поле её зрения и обратить на себя внимание. Его уже не так волнует то, что окружающие осудят его. Но этого оказывается не нужно. Наконец её взгляд касается молодого человека, он чувствует его на себе. От этого он приходит в восторг. Лицо его в миг озаряется счастливой улыбкой. Между тем девушка все еще смотрит на него, все так же улыбаясь. Неожиданно молодой человек понимает, что она улыбается ему искренне. Он перестает хлопать и застывает. Вся труппа еще раз кланяется и уходит за кулисы. Все, представление закончилось.
В душе молодого человека бушует вихрь чувств и эмоций, в которых довольно трудно разобраться. Кажется, что эта буря вот-вот разорвет его душу в клочья. Чудно, но этого не происходит. Напротив, ничего не мешает ему стоять, идти к выходу из зала, придерживаясь при этом своей тетушки, рассеяно отвечать на её похвальные отзывы о выступлении. Но он поражен. Он не этого ожидал. Вернее он старался не думать, что все закончится. И теперь он не знает, что делать дальше.
Не замечая почти ничего вокруг, он дошел до очереди в гардероб, и некоторое время молча стоял, озираясь вокруг. Ему вдруг захотелось уйти, убежать подальше от этого места. Места, где было так хорошо совсем недавно, и где ужасно плохо ему сейчас. Подальше, чтобы ничего не напоминало о балете и той балерине, которая ему улыбалась. Никогда больше он не будет смотреть балет. И уж точно не будет брать билетов в первый ряд. Это точно!
Юноша с трудом сглотнул снова подступивший к горлу комок и натянуто улыбнулся тетушке. Она рассказывала что-то и улыбалась, поэтому было бы прилично улыбнуться ей в ответ. Странно, но он совершенно не слышал её слов. Тут что-то заставило его повернуть голову. В этот момент мимо него проходит девушка с удивительно знакомым лицом. Она смотрит перед собой, естественно не замечая молодого человека. Он мгновенно узнает её. Это она! Его избранница! Правда, на ней уже верхняя одежда: теплая куртка и шляпка. Он не видел её в обычной одежде, и от этого ему становится еще приятнее, от иллюзии, что как будто знакомство продолжается.
Тетушка примолкла и непонимающе воззрилась на племянника. С ним неожиданно произошла какая-то странная перемена. Может быть, он так отреагировал на её рассказ? Брови юноши сомкнулись в жалостливом выражении, рот приоткрылся, а глаза заблестели. Тетушка проследила направление его взгляда. Ах, вот оно что! Эта молодая красотка-балерина овладела его вниманием. Как он оказывается падок на актрис. Хотя, это не верно. Она артистка, но не актриса. Она не такая притворщица как те, которые играют в театре. У них уже не поймешь, когда они говорят искренне, а когда лишь исполняют одну их былых ролей. Интересно как он поведет себя?
А молодой человек провожает девушку жадным взглядом, ловя им все мелочи её облика, каждую складочку на одежде. Она проходит и теперь он уже не видит её лица. До него долетел аромат её духов. Неявственный, еле уловимый и от того еще более ценный. От удовольствия он прикрыл глаза. А когда открыл, то девушка уже скрылась за спинами людей.
Юноша растерялся. Идей в голове нет. Лишь только образ перед глазами. И тут пришло воспоминание. Когда во время танца нимф балерина махнула веточкой в его сторону, он надеялся, что они встретятся. Нет, он верил, что это произойдет. Это ли не молитва господу? Так неужели же он останется стоять в очереди к гардеробу, дорожа местом. Неужели он согласится всю жизнь довольствоваться лишь воспоминаниями тех мгновений, когда лицезрел свою избранницу? Неужели покой и налаженность его жизни дороже новых чувств, которые наполнили его благодаря ей? Нет, он не может упустить такой шанс!
Молодой человек резко поворачивается к тетушке и открывает рот, но застывает, не найдя нужных слов. Некоторое время стоит и морщит лоб, пытаясь придумать предлог.
- Тебе нужно ненадолго отлучиться, Бэрти? – подсказывает ему тетушка, слегка улыбаясь.
- Да-да! – с облегчением и благодарностью выдыхает молодой человек. - Спасибо тетушка Агата!
И тут же оборачивается, чтобы пройти вдогонку за девушкой.
- Можешь не торопиться! – еще больше улыбаясь, говорит тетушка. Она вздыхает, видимо вспоминая себя в эти юные годы. И на глаза ей наворачиваются слезы.