Фердинанд Макс Ходлер

Улексия Миссосупова
Ferdinand Max Hodler (14 марта 1853 Гюрцелен (кантон Берн) - 20 мая 1918 Женева).
Швейцарский живописец и график. Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни.
Ходлер родился в Берне в семье столяра и был старшим из шести детей. Художник родился в здании тюрьмы, где его мать работала кухаркой. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец умер от туберкулеза. Мать Фердинанда вышла замуж вторично, ее мужем стал вдовец с пятью детьми. В 1867 умерла и мать.
Первые уроки живописи Ходлер получил в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха, затем в 1867—1868 годах учился в Туне у Фердинанда Зоммер-Колье (1822-1901), живописца, рисовавшего пейзажи гор и озер для туристов. В 1870 уехал из Туна в селения Шеффесбург и Лангеталь, где писал альпийские ландшафты для туристов.
Пережив трудное детство и смерть родителей и братьев в раннем возрасте, Ходлер в 19 лет приезжает в Лозанну и занимается копированием романтических пейзажей Калама.
В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Его картина "Столяр", завершенная в 1875, была первым тематическим отражением жизни рабочего класса в Швейцарии.
В 1871 году Ходлер переезжает в Женеву, чтобы посещать лекции по естествознанию в Колледже Женевы и копировать картины Александра Каламэ и Франсуа Диду в местном музее. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, учеником Коро, который взял его в свой класс рисования. В 1873 он стал учеником Менна в Художественном училище в Женеве и учился у него до 1876 года.
В 1876 году Ходлер покинул Женеву и переехал в Лангеталь.
С середины 1870-х начал выставляться. Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг.).
По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантеньи, Рафаэля и Веласкеса. В 1878 он приезжает в Мадрид, проведя там почти год, большое влияние оказали на художника испанские пейзажи и работы Велакруза, Пуссена, Гойи в Музее Прадо.
Он возвращается в Швейцарию в 1879, снимает в Старом городе помещение под мастерскую и много работает над светотенями и цветовой гаммой своих картин. В картинах этого периода чувствуется влияние французского реалистичного живописца Гюстава Курбе.

На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей, однако манера письма художника далека от дотошного натурализма.
В жанре реалистического "портрета-типа" решены многие картины этого периода. Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость.
80-х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.
В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак - с Берт Жак).
На следующий год Ходлер праздновал триумф в Париже, представив на суд зрителей картину, на которой люди изображались в прежней свободной манере. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке "Розового Креста", представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом "Салоне Розового Креста" в 1892, выставив созданную в том же году картину "Разочарованные".Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера - "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94) и других.
С середины 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) и др. появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции.
Д-эвритмия
Улекса фон Лу
Синее с желтым
и за горизонтом -
плещется светлых небес бесконечность.

Жест хоровода -
звук "д" - земли, дома,
силы защиты, основ человечность.

Синие платья -
для тела объятья -
в музыке хора сихронных движений.

Ритм эвритмии -
пульсация мира -
дух без границ горизонта в стремленьях.

Фердинанд Ходлер "Взгляд в бесконечность", 1916
Ferdinand Max Hodler (14 марта 1853 Гюрцелен (кантон Берн) - 20 мая 1918 Женева)
Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картинах-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись.

В 1897 он выиграл конкурс на оформление Оружейного зала в Цюрихском музее - были выбраны его сцены из истории швейцарского национально-освободительного движения. Эта работа, а также выполненное в дальнейшем "Отступление из Мариньяно" ((1896—1900 гг.), Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии) внесли новую струю в историческую живопись того времени.
Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета.

В 1907 он выполнил еще одну настенную фреску на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину "Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году" (1908-09).
В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на тему оптического смещения цветов, изменения цвета под воздействием света. В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов.

Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. Его портреты и автопортреты строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре.
В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его творческому темпераменту. Прежде всего к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г.) — этюд к большой картине «Эмоция».
Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников стиля «модерн». Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории).
ля картин Ходлера характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа.

Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. В картинах этого цикла Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования.
Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918.

Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post75219189/