Как колючка мечтала пользу приносить

Анна Снежина 2
Жила-была маленькая невзрачная колючка. Росла она на пустырях, вдоль дорог, на склонах оврагов и холмов. Никто и никогда не обращал на неё внимания. Подумаешь, колючка какая-то растёт! Ей было очень грустно и одиноко. Она пыталась обратить на себя внимание, цеплялась за путников, проходящих мимо. Но они шли и не замечали, что к одежде прицепилась колючка, пока не наступало время привала. И когда они кололись об её острые иголочки, то отряхивали одежду и приводили себя в порядок перед трапезой. Пастухи, гнавшие стада коз и овец, не замечали маленькое серенькое растение, пока не начинали стричь шерсть животным. Они ругались и вытаскивали колючки, отбрасывали их прочь и тут же о них забывали. Так бы и жила она, чувствуя себя ненужной и никчемной, если бы не случай.
Однажды богиня Флора, прогуливаясь по своим владениям, услышала, как кто-то тихонечко плачет. Флора огляделась по сторонам, но не сразу заметила колючку, растущую рядом с тропинкой. Лишь сделав ещё несколько шагов вперёд, почувствовала, что её платье за что-то зацепилось. Она нагнулась и увидела, что её держит за подол платья маленькая колючка, вся в слезах.
— Милая, что случилось, кто тебя посмел обидеть? — Флора с нежностью смотрела на колючку.
Она любила все свои растения, без исключения, как мать любит своих детей не за какие-либо достоинства или способности, а просто потому, что они её дети. И готова была сделать для них всё, лишь бы только это шло на пользу.
Колючка разрыдалась ещё сильнее:
— Почему так несправедливо устроен мир? Почему я такая? Никто меня не любит, никому я не нужна. Все проходят мимо, не замечают. А если я начинаю их останавливать, чтобы поболтать, или предложить помощь, то меня ругают, говорят: «Ну, чего прицепилась? Заняться, что ли, больше нечем?» А чем мне заняться? Если я вообще не знаю, для чего живу. Никакого от меня толку нет. Ни красоты, ни аромата, ничего.
Флора задумалась. Действительно, как-то она упустила эту малышку из вида, когда наделяла растения талантами и способностями.
— Дорогая, успокойся, вытри слёзки и больше не плачь. Я тебе помогу, наделю тебя всем, чем захочешь. Говори, что ты больше всего мечтаешь делать? Какими свойствами хочешь обладать?
Колючка перестала плакать и задумалась. Кочуя на одежде людей и шерсти животных, она многое повидала. И ей так много всего хотелось уметь! Чтобы быть полезной для всех, чтобы больше никто и никогда не мог пройти мимо. И она взахлёб начала перечислять все свои желания.
— Я хочу лечить людей, чтобы они не болели. Хочу, чтобы у меня была способность защитить и от палящих лучей солнца, и от дождя; утолять голод не только людей, но и голод животных и птиц. А ещё я очень хочу, — тут она зарделась, став малиновой от собственной смелости, — чтобы пчёлы собирали мёд с моих цветов. Мне так нравится, как они жужжат, собирая мёд! И они такие красивые и трудолюбивые. Но всегда пролетают мимо, не замечая меня. Пусть хоть иногда и на меня садятся, если можно.
Она смущённо улыбнулась и добавила:
— Вот, кажется, всё, что я хочу.
Колючка замолчала, с тревогой глядя на Флору и ожидая, что же та выберет из всех её желаний. Не слишком ли она много запросила? Может, нужно было выбрать что-то одно?
«Надо же, такая маленькая, а такое большое желание. И ведь ничего не попросила для себя лично. Только то, что принесёт пользу другим, — Флора посмотрела с удивлением на малышку-колючку. — Таким ребёнком можно только гордиться».
— Что же, пусть будет по-твоему! Только вот за один раз всё выполнить не успеешь, поэтому будешь ты растением-двухлеткой. Первый год будешь расти, сил накапливать, да полезные вещества собирать. Первый год твои корни, листья и побеги послужат едой всем желающим. И людям, и животным. Листья твои вырастут большими, из них, в случае нужды, легко можно будет соорудить шляпу, защиту и от дождя, и от солнца. Силы в тебе целебной будет столько, что от многих и многих болезней помогать будет. Даже от самых страшных болезней, от рака до диабета. На второй год зацветешь вот таким, малиновым, как сейчас ты стала от смущения, цветом. Пчёлы со всех сторон начнут к тебе слетаться, много мёду будут собирать. Для этого цветонос у тебя будет мощный крепкий, высоко к солнцу тянуться будет, и цветов на нём появится великое множество.
Флора ласково улыбнулась засмущавшейся колючке и добавила:
— А когда отцветёшь, то в колючках твоих появится масло. Его люди смогут использовать для светильников, да для мыловарения. Глицерин, опять же, им можно заменить. Олифа получится отменная, художники будут ею краски разводить. Ну, что ещё?  Из корней твоих, настоянных на растительном масле, репейное масло получится, укреплять волосы будет, да блеск придавать. Многие красавицы тебе спасибо за это скажут.
— Спасибо тебе, матушка Флора! А как же колючки мои? Перестанут они всем докучать? Цепляться за одежду и шерсть животных? — неуверенно спросила малышка.
— Нет, что ты! Ведь только благодаря ним тебя разнесут по разным странам, и расти ты будешь везде, где только можно! Огромную пользу всем приносить, и людям, и животным, и птицам! Так что останутся колючки при тебе. Ну, что же, расти, цвети, пользу приноси. И не плачь больше! А мне дальше пора идти, других проведать, да проследить, чтобы всё в порядке было, — и Флора удалилась.
Много у неё детей, всем присмотр нужен.
С той поры неприметная раньше колючка стала большим и мощным растением, лопухом-репейником. Теперь она растёт всегда поближе к людям, чтобы прийти им на помощь как можно быстрее. Во многих странах оценили её поистине волшебные свойства и выращивают колючку как огородное растение. Употребляют в пищу и используют для лечения. Пчёлы собирают до шестисот килограммов мёда с одного гектара. Вот таким прекрасным медоносом она является.
И живёт колючка счастливо, радуется, что не побоялась попросить так много даров у матушки Флоры.