Маленький робинзон

Денис Базанов
Жил-был мальчик по имени Саня. Было ему семь лет. Учился он в 1 «А» классе. Саня очень любил читать. В особенности, книги о всевозможных путешествиях, опасных походах, дальних морях и океанах. Да и сам он обладал очень богатой фантазией, способной нарисовать в воображении любую самую крутую гору или самый страшный водопад. Поэтому каждую ночь, лишь только закрывались его глаза, Саня отправлялся вместе с героями прочитанных книг и своими собственными в новое увлекательное путешествие.

Однажды он прочитал где-то о моряке по имени Робинзон Крузо, который много лет прожил один на необитаемом острове. То есть там, где кроме него вообще никого не было. А когда вечером Саня лег спать, мальчик сразу же оказался на необитаемом острове вместе с тем самым Робинзоном.
-Ничего себе, - признался Саня, разглядывая остров во все глаза.
Он ведь представлял его себе именно таким. Остров был размером примерно с садовый участок, куда на лето Саню отправляли погостить к бабушке. Все было точно таким же, только вместо бабушкиных грядок с огурцами и помидорами здесь росли ряды пальм с кокосами, финиками, бананами. Вместо клумбы с бабушкиными цветами были сложены дрова для костра. А вместо старого сарая, куда Саня заводил летом велосипед, стоял шалаш внушительных размеров.
Когда мальчик, заглядываясь на пальмы, подходил к шалашу, ему на плечо легла чья-то рука.
-Опа, - произнес мальчик от неожиданности.
Перед ним стоял сам Робинзон Крузо. Это был высокий человек с длинной черной бородой и с длинными растрепанными волосами на голове.
-Да он, наверное, несколько лет не стригся, - присвистнул Саня.
И дядя Робинзон был удивлен не меньше. Появлением первого за много лет гостя на своем необитаемом острове. Робинзон принялся подозрительно рассматривать Саню, выспрашивать у него имя, фамилию, номер школы и букву класса. Но больше всего островитянина интересовало, как наш герой очутился здесь, на каком корабле сюда приплыл.
Саня не стал ничего выдумывать и честно ответил, что никакого корабля у него не было. Хотя, может быть, ему этого очень бы и хотелось. А пришел он сюда сам, своим ходом.
Робинзон, узнав об этом, сделал еще более удивленные глаза. И попросил мальчика нарисовать на песке, как он сюда пришел. Саня взял в руки острую палку и уже начал было что-то чертить. Как вдруг начался сильнейший дождь, да что там - самый настоящий тропический ливень. И вода смыла все художества мальчика.
А Саня вместе с Робинзоном побежали пережидать непогоду в шалаш.

Там островитянин рассказал мальчику много интересных вещей. Показал бревно со специальными зарубками — следами от топора, которыми Робинзон отмечал каждый день, проведенный здесь. Рассказал о том, что уже отчался попасть когда-нибудь обратно, на большую землю.
А Саню интересовало всё: как здесь можно прожить столько времени, чем себя занять, что есть, где спать, что нужно взять с собой на необитаемый остров первым делом? По мнению Сани, обойтись можно было бы почти без всего. Вот только... Он не представляет свою жизнь на острове без телевизора, компьютера, или хотя бы приставки с компьютерными играми, или, на худой конец, игр на мобильном телефоне.
Робинзон не очень себе представлял, о чем идет речь, так как прожил на острове уже много-много лет, а в те времена, когда он только попал сюда, ничего такого и в природе не было. Но островитянин внимательно выслушал мальчика, запомнил его диковинные слова и потом дал ему совет:
-Не торопись, Саня. Я понимаю, что тебе хочется взять много всего: и комиксы, и робота-трансформера, и телевизор, и DVD с запасом мультиков на год вперед и много всякой ерунд... Извини, всячины. Но подумай сам. Тут же даже нет этого... Как ты правильно сказал — электричества. Без которого у тебя не будет работать ни телевизор, ни компьютер, ни даже холодильник, про который ты вспоминал.
Мальчик даже расстроился. Да тут не такая уж и райская жизнь, на острове-то.
-Ну, хорошо, - согласился Саня. - Тогда хотя бы мобильный телефон можно взять на необитаемый остров? Чтобы звонить домой иногда...
-...А заодно и поиграть в компьютерные игры на нем... - закончил фразу Робинзон.
Саня опустил глаза — именно об этом он сейчас и думал.
-Боюсь, Саня, не ловит здесь твой мобильный телефон. Здесь же абсолютный край земли, край географии. А зарядки телефона тебе хватит лишь на то, чтобы успеть его выключить.
За пределами шалаша все также барабанил дождь. А мальчик перебирал в уме другие идеи, которые помогли бы ему не сойти с ума здесь без дела, пока не закончатся тропические ливни.
-Можно взять с собой на необитаемый остров лото...
Робинзон не реагировал.
-Шашки... Паззлы. Игрушки какие-нибудь, я не знаю... - говорил Саня, оглядывая скучную и темную хижину Робинзона, сложенную из пальмовых листьев.
-Поверь, это не самые необходиые вещи на острове, - наконец, произнес, Робинзон, - на котором человек не просто весело проводит время. Для начала ему нужно просто выжить...
После этого Робинзон выскочил из хижины.

Саня проследовал за ним. И увидел, что дождь закончился. Саня увидел пустой вертел — корягу, на которой Робинзон, наверное, жарил над костром дичь, принесенную с охоты. Мальчику страшно захотелось есть. Аж слюньки потекли от голода.
-Вот... Еще бы еды с собой на остров взял. Много-много. Так есть хочется, - признался Саня.
Робинзон понимающе кивнул:
-Ты уже мыслишь в правильном направлении. Только для того, чтобы что-то съесть, у нас на острове это что-то еще нужно поймать. Животное или рыбу.
Робинзон предложил Сане подождать здесь, пока он будет добывать пищу в джунглях. Но Саня, даже будучи голодным, не мог просто так сидеть, сложа руки, он во всем хотел участвовать сам, ему было очень интересно попробовать себя в новом деле.
После этого Саня с Робинзоном пошли к океану. В руках Робинзона было несколько острых палок с загнутыми концами, он называл их гарпунами. Один из гарпунов островитянин передал Сане.
Путники направились через пляж, откуда Саня начал свое путешествие по острову, к отмели у берега океана. Вода здесь была чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Поэтому рыбы и другие обитатели морских глубин: медузы, крабы были отчетливо видны даже невооруженным глазом.
Но попасть в рыбу, медузу или краба без должной сноровки оказалось делом не простым. Саня долго бегал вдоль берега с палкой и безуспешно втыкал ее в дно. Он даже забыл о голоде — ему просто уже хотелось победить в этом противостоянии с природой. И удача после упорной работы улыбнулась мальчику. Он поймал на свой гарпун одну большую рыбину.
Робинзон, стоящий в волнах на некотором удалении, улыбнулся — у него тоже был улов. На плече у островитянина висела большая связка пойманных рыб и даже парочка крабов.
Теперь с чувством выполненного долга можно было идти обратно, к хижине.

Но Саня еще не закончил. Как он мог отказаться от настоящей охоты в джунглях на тропическом острове, если предоставилась такая возможность? Не мог. И он стал упрашивать Робинзона вступить вместе с ним в схватку с диким зверем.
-Хорошо, - вздохнул Робинзон, развешивая рыбы на веревке, закрепленной между двухя пальмами.
-Я читал в книжке, что у Вас осталось ружье с затонувшего корабля...
-Осталось, - не стал отрицать Робинзон. - Но я лучше его поберегу... Патронов в ружье осталось немного, мало ли еще когда понадобится. Для охоты у меня есть лук.
Мальчик бросил немного разочарованный взгляд на старинное ружье, которое он уже давно приметил на стене хижине. Но настоящий лук с настоящими острыми стрелами, которые держал в руках Робинзон, выглядели ничуть не менее интересно.
Начать охоту наши герои решили с разведки. Для этого они поднялись на вершину самого высокого холма, откуда открывался отличный вид на окрестности. Весь остров и безбрежный океан вокруг были как на ладони.
Робинзон провел мальчику экскурсию по своим владениям, рассказал о том, где он любит прогуливаться по утрам, где охотится на птицу, где на зверя, где добывает дрова для костра.
Потом Робинзон научил мальчика, как правильно натягивать тетиву лука — то есть, веревку, отправляющей в полет стрелу, и как целиться.
В итоге Саня грамотно выпустил стрелу и поразил ею дичь — то есть, дикую птицу, которую потом можно было использовать в пищу.
Увлекшись охотой, Саня снова забыл о голоде. Да какой голод, если он участвует в увлекательной охоте на необитаемом острове и, сломя голову, бежит сквозь джунгли за своей добычей?!
А когда у наших героев были уже полные руки всевозможной дичи, Саня вдруг снова захотел пройтись... На этот раз в поход за тропическими фруктами.

Перед нашим героем стояла кокосовая пальма. Мало того, что Саня весь взмок, под палящим солнцем забираясь на пальму. Так еще и кокосовый орех никак не хотел разбиваться. Оказалось, что расколоть его — целая наука.
Тогда на помощь пришел бывалый Робинзон. Первым делом он посоветовал выпить из кокоса кокосовое молоко. Осмотрев фрукт, мальчик обнаружил, что на одном из его концов есть три темных пятна. С помощью Робинзона он проделал палкой в них отверстия и выпил молоко из кокоса.
Дальше нужно было расколоть скорлупу ореха. Но эта задача опять же оказалась не из простых. Оказывается, у скорлупы кокоса есть одно слабое место, расположенное недалеко от тех отверстий, которые наши герои уже проделали. Саня принялся стучать по нему камнем и довольно быстро добился успеха. Орех дал трещину, а потом раскололся. Радости мальчика не было придела.

Следующим шагом стало разведение костра — ведь нужно было на чем-то жарить дичь и коптить рыбу. А что делать, если на необитаемом острове нет спичек? И как добыть огонь в таком случае? Все эти премудрости знал Робинзон. И охотно поделился ими с Саней.
Самый известный способ добыть огонь (иногда его показывают по телевизору), но он же и самый сложный — это способ которым пользовались еще наши далекие предки, люди, жившие на нашей планете тысячи лет назад. Они брали в руки две деревянные палочки и просто терли их друг об друга, пока не появлялись искры. Но, как уже было сказано, добиться успеха в этом случае очень непросто.
Для другого способа нужны кусок камня и кусок железа. Рядом нужно положить сухую траву и ударять железо о камень таким образом, чтобы искры падали на траву. Но тоже не всем такое под силу, признался Робинзон.
Еще один способ — разведение огня с помощью солнца, лупы или заменяющего ее кусочка зеркала. А у Сани как раз завалялось в кармане зеркальце, которое он случайно перед сном позаимствовал у младшей сестры. Поэтому нашим героям не составило большого труда с помощью зеркальца направить солнечный луч на сухие пальмовые листья. Они загорелись, и вскоре в небо взметнулся большой костер.

После этого Саня и Робинзон хорошенько подкрепились. Мальчику особенно пришлась по душе дикая жареная утка в бананах. А Робинзон отдавал предпочтение морепродуктам.
Вечерело. Саня даже не заметил, как после сытного ужина и активной дневной охоты он стал потихоньку закрывать глаза. А потом и вовсе заснул в гамаке из рыболовных сетей, натяных в хижине Робинзона.

Таким образом, мальчик, сам того не замечая, остался на острове на ночь. А проснувшись утром, удивленно огляделся и сразу же засобирался домой. Как же так? Сегодня суббота. И мама обещала разбудить его, чтобы вместе пойти в зоопарк?! А вдруг он проспит?
Мальчик стал прыгать, обливаться соленой морской водой, тереть глаза, кричать, чтобы побыстрее проснуться. Но ничего не происходило.
Робинзон с жалостью смотрел на Саню.
-Бедный мальчик, - проговорил островитянин. - Я на этом острове уже 28 лет, и не могу с него выбраться. А он решил, что за один день попадет домой...
-Нет, ты не понимаешь, - возмутился Саня, - Весь этот остров мне приснился. И сейчас, осмотрев тут все, что мне было нужно, я должен вернуться домой. По-другому и быть не может!
-Ну-ну... - ответил Робинзон задумчиво.

А мальчик не терял надежды выбраться с острова.
-Хорошо. А что Вы делаете для того, чтобы привлечь внимание кораблей, которые могли бы Вас заметить и забрать отсюда? - спросил Саня.
Робинзон сказал, что таким ориентиром для кораблей обычно служит костер. И Саня с Робинзоном принялись носить на пляж ветки и пальмовые листья для огромного кострища со всего необитаемого острова.
А когда костер запылал, мальчик мечтательно закрыл глаза и тихо попросил маму разбудить его, наконец.

В следующий момент послышался заспанный голос мамы Сани:
-Саня, пора вставать! Ты не проспишь зоопарк?
А потом застрекотал будильник.
Тут уже стало совсем не до сна. И мальчик открыл глаза. Робинзона рядом уже не было. А вместо необитаемого острова он видел перед собой очертания детской комнаты в своей квартире.
Правда, откуда-то издалека еще доносились слова Робинзона:
-...Возвращайся на остров, всегда буду рад новой встрече...
Но вот Саня мотнул головой. И сказочное путешествие на необитаемый остров оказалось в прошлом.

Денис Базанов, Санкт-Петербург, 14 марта 2011 года