О структуре старообрядческой общины

Дмитрий Михайлович Николаев
О СТРУКТУРЕ  СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ  ОБЩИНЫ

В первой главе настоящей книги мы подробно останавливались на смыс-ле и структуре Церкви как социальной организации, на взаимоотношении категорий Церкви и Государства, на теории Двух градов и на симфонии вла-стей в Православном царстве. Исторически были реализованы различные варианты таких взаимоотношений. Однако, согласно православной тради-ции, в каждом случае как для центральных властей, так и для властей на мет-стах, в городах, в селениях, в общинах и в монастырях должен был действо-вать один универсальный подход, т.е. на местах устанавливалось то же соот-ношение религиозных и светских структур, что и в столице.
Старообрядцы, крепко держась за  московскую старину, за традиции Мо-сковской Руси, во многом сохранили не только древний обряд богослужений, но структуру своих общин. Это известно по соборному устройству старооб-рядческих приходов-общин на реке Выге (А. Денисов) в начале восемнадца-того века.   
Во многом остатки старины сохранились и в современных старообрядче-ских общинах-приходах. Рассмотрим структуру общины в селе Кунича (се-вер Молдавии), существование котрой прослеживается на протяжении более  трех веков.  Высшим по социальному статусу органом сельской общины-прихода является её сход (собор-собрание) всех мирян и духовенства, на ко-тором принимаются окончательные решения по вопросам жизни общины. На сходе избираются церковный совет, староста (председатель), сборщик (казначей). В современном варианте избирается ещё и ревизионная комис-сия. Сход же утверждает поставление епископом настоятеля приходского Храма по его рекомендации – храмовый клир (диакон\уставщик\звонарь).  Независимость церковной жизни  проявляется в недопустимости всех, даже церковного совета общины-прихода, вмешиваться в дела Храма. Все, что касается  богослужений, отправления треб и пр.,  решает только настоятель Храма под надзором епископа. С другой стороны, Настоятель не может вмешиваться в хозяйственные дела старосты и совета, кроме обсуждения их на церковном совете. 
Вторая часть социальной структуры, определяющая хозяйственно-экономическую деятельность общины,  подчиняется решениям церковного совета, часть которого составляют представители духовенства (обязательно – настоятель или епископ в епархиальном совете). Основную часть церковного совета как организующего и управляющего земского органа составляют староста и старейшины, почетные и доверенные члены общины.















    

            

Структура старообрядческого
прихода-общины

Основную массу прихожан-общинников составляют простые миряне, которые также делятся на три типа (верные \оглашенные \отлученные). Предлагаемая симметричная триадная форма двухчастного социума прихо-да-общины  полностью совпадает с формулой симфонии  Двух градов, пред-ложенной в первой главе книги (в разделе  «Вместе – вы тело, а порознь чле-ны»). Это формула социума открытого типа, т.к. она допускает возможность внешнего для общины влияния на принятие решений сходом (через епархи-альные послания  или  через указание на Библию) или на претворение его в жизнь. На формуле это указано стрелками.  С другой стороны, на деятель-ность настоятеля может влиять внешний для общины епископ. И, наконец, третий механизм внешнего влияния на общину может реализоваться через старейшин, которые способны ограничить или отменить проведение приня-того на сходе решения указанием  на устоявшуюся традицию, на обычай.
Нужно отметить, что в такой структуре на принятие решений влияют не только живущие, но и уже умершие члены общины, и грядущие.  В самом деле, обычай, уклад, сложившийся в общине – это опыт предшественников, закрепленный в сознании каждого члена общины. Поэтому обычай, тради-ция, вопия в каждом, молча голосует за себя на Соборе. Сход (Собор) – мо-мент всеобщности для общины, проявления её сущего, воли Целого.
Таким образом, предлагаемый триадологический подход позволяет адек-ватно описать функциональную структуру сельской старообрядческой об-щины-прихода. Она повторяет трехчастную структуру сельской храмовой общины времен Московской Руси и Стоглавого собора.