На покосе

Беспамятных Леонид
          Этот день запомнился мне на всю жизнь. Сено с отцом на лугу косили. Смотрим, управляющий фермой на свой покос  приехал в бричке – сено   созрело.   На лошади. Смотрю, жеребенок рядом. Подъехал  к отцу и говорит:
      - Выручай, Семенович! Дай пацана на часок. На волокуше сено хочу свозить.
    Отец на меня посмотрел и спрашивает:
      - Не побоишься, сынок?
      - Что я маленький, что ли? С чего бы это вдруг  испугался? - отвечаю, обидно  стало от этих слов.
      

  Тут же управляющий сменил тему разговора. Вытащил седло из ходка.
    - Ну, как, Леня, нравится Рыжуха - то? - спрашивает меня.
    - Мне на лошади погонять - одно удовольствие, - отвечаю, - как за рулем "Победы" покататься. Признаться по совести, когда по деревне проезжаете, честное слово, завидки берут.
   -  Учись хорошо - будешь, как и я  на такой красавице ездить, - он похлопал меня по плечу и помог забраться в седло, подхватил свисавший повод.

  Я пятками слегка ударил лошадь.
  - Айда, Рыжуха!
   Жарища, слепни одолевают. Отец едва успевает сено накладывать. От зарода гоню коня, волокуша на кочках подпрыгивает. Подлетаю к копне, лихо  разворачиваю волокушу.
 - И - эх! Я конармеец из Первой конной Армии Буденного,- говорю. - Представьте, что  это вовсе и не волокуша, а тачанка с пулеметом.

                И с налета, с поворота,
                По цепи врагов густой,
                Застрочил из пулемета,
                Пулеметчик молодой...
 
 
 - Проворный ты, пулеметчик, как я посмотрю, - смеется управляющий. - Я тоже пулеметчиком хотел быть, но куда там - не взяли, в артилерии оказался.

  Хлестнул я Рыжуху и помчался с копной к зароду, аж пыль столбом. 

                Эх, тачанка - ростовчанка,
                Наша гордость и краса,
                Конармейская тачанка,
                Все четыре колеса!..

    Лихую мою песню вдруг прервал отец.
   - Эй, Леня! - он меня окликнул.- Тормозни - ка!
   - В чем дело? - я натянул поводья. Вытер со лба пот.
   - Сдается мне, что я от твоей тачанки колесо в траве нашел...
   Мне стало не по себе. Обернулся, действительно, так и есть:на волокуше нет одного колеса.
   - Ба! Вот тебе раз! Потерялось, выходит, - я развел руками.
   - Ну,ты, даешь! Хватился! - рассмеялся отец, - Посматривать надо. Хорошо, что я в траве  наткнулся.

   Починили волокушу на скорую руку, водички попили. Взрослые поговорили о житейских делах.  Работа пошла быстрее после отдыха.

   Вот уже и за последней копной я помчался, а тут вдруг собака возьми и выскочи из куста. Мало того: хватанула лошадь! 
   - Елки палки!- только и успел я вскрикнуть.  Испуганный конь поднялся на дыбы, а затем дернулся  влево. Я схватился за шею лошади, да толку что? Страшная сила рванула  из седла, правда, одна нога осталась в стремени...
    Рыжуха ошалела, галопом по полю пустилась.
   - Спасите! - закричал я.- Остановите лошадь!

   Копыта перед  глазами мелькают, в плече от удара о землю боль. Вижу, взрослые по полю заметались. Лошадь, пронеслась еще полста метров, стала замедлять бег. Не знаю, как изловчился, но правой ногой смог о бок лошади ударить и отлетел в сторону...

   - Кажись, живой? - это управляющий  подбежал.
   - Живой, стало быть... - отвечаю, - только поджилки трясутся.
   - Больно?
   - Да нет, не очень. До свадьбы заживет, - пытаюсь шутить.
   - Ох, напугал же ты, Леня! - говорит он. - Я из - за зарода выхожу, смотрю, а конь наметом...
   Тут и отец подоспел:сам не свой, руки  трясутся.
   - Ну,что, пулеметчик, навоевался?
   - Навоевался, - говорю, сам ушибленное плечо потираю.- Повезло на сей раз...
   - И впрямь повезло, - улыбнулся отец. - Нет, сынок. Все - таки лучше тебе на велике ездить.
 
   Много лет прошло с тех пор, а мне по ночам другой раз этот случай, как в замедленной съемке, возвращается. Особенно четко копыта вижу перед глазами...   

  Но на этом приключения с лошадьми не закончились. Однажды ехали с покоса и завернули  к знакомому пчеловоду на пасеку.
   - Я, сынок, быстро вернусь, - отец привязал лошадку к забору у черемухи, сам пошел в ограду.
     - Ладно. Коли надо,  подожду, - говорю.
 Он только зашел в избу, а лошадь давай беспокоиться:мотает  мордой, фыркает.
     " Что это с ней?" - встревожился я, а понять не могу причин беспокойства.

   А она вдруг отрывает штакетину и давай пятиться.  Было отчего тут мне, семилетнему пацану, испугаться.  Хорошо, что отец вовремя выскочил из избы и натянул до предела вожжи...   Морда у лошади вся пчелами облеплена, глаза дикие... Оказывается, на черемухе пчелиный рой сидел, а отец пчел не заметил, когда лошадь привязывал к забору.      

   Все мое  детство связано с лошадьми. Старший был в семье из детей, поэтому первейшей обязанностью было по утрам в лесу  Рыжуху разыскать, а это было непросто: у нее то ботало оторвется, то путы развяжутся. Ходишь все утро по лесу, бывало, несколько километров пройдешь, а ее все нет. Какая радость, когда найдешь! Другая проблема – поймать и узду накинуть. Третья проблема - на лошадь забраться, ростом - то мал был! То с дерева норовишь запрыгнуть, то с пенька какого…  А вот когда уже ты на лошади, то тут душа поет – вдаришь пятками по бокам ее крутым - и галопом, галопом! Что по полю, что по деревне. Чтобы все видели, как лихо! Ты не пацан, если галопом на лошади не умеешь скакать!

Фото Евгения Смолина