Рита Ангус

Улексия Миссосупова
Henrietta (Rita) Catherine Angus (12 марта 1908, Гастингс - 25 января 1970, Веллингтон).
Новозеландская художница.
Наряду с Колином МакКахоном и Тоссом Вулластоном считается ведущей художницей Новой Зеландии в живописи двадцатого века. Ангус работала в основном маслом и акварелью, главными жанрами ее творчества являлись портреты и пейзажи.
Рита родилась в г. Гастингсе и была старшей из семи детей Уильяма МакКензи Ангуса и Этель Виолет Ангус, урожденной Крабтри. Ее мать Этель выросла в Тасмании, где брала уроки акварели в частной школе. Отец Уильям родился в Центральном Отаго. Оставшись в раннем возрасте сиротой, он вынужден был после окончания начальной школы, в возрасте 10 лет, идти работать на стройку, чтобы как-то прокормить себя. Вся жизнь отца впоследствии была связана со строительным бизнесом.
Через три недели после рождения Риты семья переехала в Пальмерстон Норт, там девочка посещала начальную школу. Еще в раннем детстве родители обратили внимание на интерес Риты к живописи, поэтому стали оплачивать ей частные уроки рисования.
В 1921 году семья вновь переехала, теперь в Нейпир, где отец работал по контракту.
С 1922 по 1926 год Рита училась в средней школе для девочек. В этой школе тоже обратили внимание на талант Риты, и педагоги посоветовали его развивать. Рита продолжала занятия искусством и проявляла живой интерес к истории и математике. Глубокое впечатление на Риту еще в школе произвели работы Вермеера и Сезанна. Позже она признавалась: «Я проводила большую часть своего времени, мечтая и рисуя в учебниках».
В 1926 году отец Риты открыл свой бизнес, который впоследствии превратился в компанию «W.M. Angus Ltd», ставшую, в итоге, одной из ведущих строительных компаний Новой Зеландии.
В феврале 1927 года в возрасте 19 лет Ангус переехала в Крайстчерч и поступила в Школу искусств в Кентербери. Под руководством своих преподавателей Ричарда Уолворка (Richard Wallwork), Арчибальда Николла (Archibald Nicoll), Сесиль Келли (Cecil Kelly) и Леонарда Бута (Leonard Booth) Рита получила навыки традиционного обучения с акцентом на тонкий рисунок и внимательное наблюдение за природой. Хотя она была прилежной ученицей в течение первых двух лет, после четырехлетнего обучения Ангус в 1930 году оставила Школу, не получив диплом. Ее учеба в Школе продолжалась, с перерывами, до 1933 года.
В этом же 1930 году Рита впервые приняла участие в выставке Общества искусств Кентербери, ее Автопортрет (1929 ) получил высокую оценку влиятельного критика Джеймса Шелли.
В начале 1931 года Ангус вернулась в Крайстчерч и продолжила изучать живопись в Школе искусств, но проявляла большой интерес именно к современному искусству. Ее консервативные учителя признавали лишь академический рисунок, а не эксперименты, поэтому Рита о современном искусстве узнавала из книг и журналов.
Ангус быстро развивалась, как художница. Одни из своих самых известных работ – картины «Летчица» (The Aviatrix) И «Портрет сестры Эдны» (Portrait of sister Edna), художница написала, когда была еще студенткой. Оглядываясь на этот период, художница писала: «Я считала свою точку зрения феминистского развития женщин нормальной. Но я была ранняя ...»
Чтобы прокормить себя, Ангус стала работать художником по рекламе. «Мне нужно было учиться жить одной, без дома и семьи» - написала она позже.
Рита сняла крошечную студию в переулке Чанчери, позже она написала «дела у меня пошли лучше, и я стала более известной в мире издательской коммерции».
В ноябре 1936 года Рита арендовала однокомнатную квартиру на Кембридж Терассе № 97A, в центре Крайстчерча. К этому времени художница нашла свой личный стиль письма, который она сохранит на всю жизнь.
Она бросила иллюстрировать детские журналы и стала работать иллюстратором мод в компании Ballantynes, где проработала до апреля 1938 года. В своих воспоминаниях Рита написала, что работа приносила ей раздражение и неудовлетворение, потому что мешала заниматься настоящим искусством.
В феврале 1938 года ее друг художник Лео Бенсеманн переехал жить по соседству в студию, которую стал делить с художником Лоуренсом Бейгентом.
У Риты и Лео было много общего, в том числе интерес к искусству других культур. Они писали одних и тех же моделей, а также друг друга, обоюдно стимулируя себя в художественном отношении.Две квартиры стали центром художественной жизни города - местом встреч художников, писателей и музыкантов. Сестра Жанна и ее будущий муж Фред Джонс вспоминали «прекрасный уголок в Кембридж Террас, как «известное место встреч».
Этот период был для Риты «периодом общения», и это нашло отражение в ее портретах друзей и родственников.
Забегая вперед, надо отметить, что за время своей 40-летней художественной карьеры Ангус написала не менее 55 автопортретов (мне удалось собрать меньше половины). Они написаны на разных этапах ее жизни, показывая внешнее изменение художницы и изменение ее эмоционально-внутреннего состояния.
Композиция с автопортретом Риты Ангус
Улекса фон Лу
Аквариум.Водоросль.
Рост мысли волос.
Молчание рыб.

Печали и гордости,
и выбор не прост -
кристалл - остров глыб.

И смерть в танце кружится -
не жизни балет.
Сложилось - разрушится?
Меня в мире нет.

Рита Ангус. Композиция с автопортретом

Henrietta (Rita) Catherine Angus (12 марта 1908, Гастингс - 25 января 1970, Веллингтон)

И хотя искусствоведы пишут, что идентификацию ее портретов затрудняет то, что художница в разные периоды творчества подписывала картины разными фамилиями, согласитесь, «греческий» профиль Ангус можно узнать всегда, даже если картина имеет название «Клеопатра».
Рита Ангус был пацифисткой, поэтому выступала против Второй мировой войны.
В середине сентября 1939 года Рита уехала к своим друзьям Бетти и Аллену Керноу в Риккартон, а в ноябре переехала на новую квартиру. Сестре Джейн, которая разделяла ее пацифистские убеждения, Рита писала: "Я боюсь, что мои взгляды приведут к серьезным проблемам, потому что все считают меня идеалистической социалисткой». Она даже отказалась работать на заводе, работающем для фронта, и по этой причине преследовалась в судебном порядке.
скусствоведы считают, что в многочисленных женских портретах Агнус выражала свои феминистские идеи. Но ярая фанатка феминизма не стала бы с такой любовью и нежностью писать такие же многочисленные мужские портреты. А если художница после «первого блина комом» больше никогда не выходила замуж и между семьей и живописью выбрала последнюю, но каждый имеет право на выбор, и каждый, как говорится, «кузнец своего счастья».
В марте 1943 года отец Риты, к тому времени уже ставший солидным бизнесменом, купил дочери коттедж в Клифтоне недалеко от побережья Тихого океана. В этом же году художница гостила у сестры Джейн в Глеймуте и посетила родителей, которые переехали в Уэйкану.
Из письма Лилберну: «Я устала от милитаристского мира, я довольна, что могу жить тихо и заниматься живописью. У меня нет желания быть на виду или добиваться славы и успеха, я этого больше не хочу».
В этот период Ангус начала работу над серией картин «Богини», которая носила явный пацифистский характер.
Своих трех богинь: Богиню Милосердия (1945-47), Руту (1951) и Богиню Солнца (1949) Ангус рассматривала, как своих символических детей - посланцев мира для будущего поколения.
В 1946 году Рита провела две небольшие персональные выставки в Крайстчерче, в Университетском колледже Студенческого союза в Кентербери и в кафе на Нью Риджент-стрит.
В октябре художница приняла участие в Национальной мирной конференции.
В 1947 году работы Ангус были опубликованы в «Книге искусств Новой Зеландии», впервые за последние семнадцать лет эти работы были подписаны именем Рита Ангус.
Светлые волосы, голубые глаза и темная кожа Руту представляют собой идеализированную смесь рас. Ангус была твердо убеждена, что будущее Новой Зеландии заключается в слиянии Тихоокеанского региона и европейской культуры и прогресса. Поэтому она написала блондинку Руту символом мира - Мадонной Тихого океана.

В июле 1951 года Ангус провела выставку в «Кафе французских горничных» (the French Maid Coffee Shop) в Веллингтоне.
В 1952 году две картины художницы отправились в Лондон на выставку «Пятнадцать художников Новой Зеландии», организованную арт-дилером из Веллингтона Хелен Хитчингс.
В этом же году Ангус стала выпускать рисунки для журнала о школе, получила часть акций в строительной компании отца, а в июле выступила с лекциями об искусстве для рабочих Ассоциации образования в Веллингтоне.
1957 году состоялась первая персональная выставка художницы в галерее «Арт-центр» в Веллингтоне. На ней было представлено сорок три работы Ангус, из которых было продано девятнадцать картин на сумму 12 гиней. Интересно было бы узнать курс гинеи к тому же доллару!

В 1958 Ассоциация художественного общества Новой Зеландии предоставила художнице, которой недавно исполнилось пятьдесят лет, стипендию, позволяющую ей совершить первую (и единственную!) поездку в Европу, то есть впервые побывать за границей.
Эта поездка совпала с выставочным туром «Восемь художников Новой Зеландии», организованным галереей Окленда. На этой выставке были представлены и работы Ангус.
Автопортрет Риты Ангус
Улекса фон Лу
Жизни постиженье - отраженья
галереи арок, и мольберт -
зеркало побед и восхождений,
и недостижений или бед.

Временами пройдены палитры,
кисти утончились, красок мед
стал душист и вязок, ивы, липы-
в галерею мира сердца вход.

Хочется еще повеселиться,
подарить и шуток, и добра,
с юмором рисуя свои лица,
на висках не видишь серебра!

Рита Ангус. "Рита Ангус за работой над автопортретом".
Прибыв в Лондон в августе 1958 года, Рита посетила многочисленные выставки, побывала в разных музеях и в течение года училась в рисовальном классе Школы искусств в "Челси".
В 1959 году художница посетила Корнуолл, Шотландию и континент.
В письме домой к сестре Джин Рита писала: "За время моего пребывания здесь я сделала очень много, я люблю работать и это легче делать за рубежом. Здесь традиционно для художника посвящать все свое время любимой работе». В августе 1959 года художница вернулась в Веллингтон.
Еще в Лондоне она заинтересовалась ночным небом и световыми эффектами Луны, она писала ночное небо и светило из окна квартиры, где жила.
Вернувшись на родину, Рита продолжала наблюдать за ночным небом. Она даже посетила обсерваторию Картера и зарисовывала увиденные там фотографии, из которых родилась серия «Луна» (Moon (Leaf series)).
Последнее десятилетие жизни Ангус было чрезвычайно продуктивным.
В июне 1960 года Ангус принимает заказ на роспись в актовом зале для средней школы Нейпира. Панно было посвящено девочкам, которые погибли в 1931 году во время крупного землетрясения. Картина размером 4,2 х 4,8 метра (самая крупная в творчестве художницы) была закончена в декабре.
В июле 1961 года состоялась персональная выставка Ангус в Центральной галерее Веллингтона, большинство картин было вдохновлено ее домом и садом, в том числе и Автопортрет с фруктами.
В 1963 году Академия изящных искусств Новой Зеландии отклонила несколько работ художницы для участия в ежегодной выставке в Академии. В знак протеста Ангус вышла из Академии и никогда больше не выставлялась там, заявив, что она имеет право «рисовать в ХХ веке, как я хочу».
В конце 1960-х годов художница сосредоточилась на пейзажах и много путешествовала.
Она регулярно ездила навещать родителей в Нейпир. В этих автобусных поездках Рита искала новые темы и вдохновение. «Живи в чемодане» - советовала Рите младшая сестра Джейн.
Обычно Рита садилась на переднее сиденье, чтобы видеть полную картину проплывающего за окнами пейзажа, и быстро набрасывала эскизы в альбом – амбары, холмы, кривая дорога за горизонт. Возвращаясь домой, она тщательно дорабатывала эти рисунки, пока они не превращались в готовую работу.
25 января 1970 года Рита Ангус скончалась в больнице Веллингтона от рака яичников.
В честь столетия со дня рождения художницы в июле 2008 года была проведена большая ретроспектива «Рита Ангус: Жизнь и видения», которую показали в Данидине, Крайстчерче и Окленде. На выставке были представлены картины, некоторые из которых публика никогда раньше не видела.

Использованы материалаы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post137964048/