О чем мое поколение пишет в сети

Ольга Яркова
(Эссе по журналистике)

Последние несколько десятилетий обернулись для человечества таким техническим прогрессом, о каком никто и подумать, пожалуй, не мог. Сначала появились телефоны, позволяющие общаться друг с другом на расстоянии, затем – телевизоры, показывающие, словно волшебное яблочко на тарелочке, все происходящее в мире, за ними последовали компьютеры, мобильники и, наконец, самое масштабное достижение техники, охватившее значительную часть земного шара – Интернет. За пять лет Интернетом стали пользоваться более пятидесяти миллионов человек, для сравнения – радио для достижения такой популярности потребовалось тридцать восемь лет, телевидению – тринадцать. Масштабы этой электронной сети поистине поражают.

В чем же причина такой невероятной популярности? Думаю, самая главная – возможность практически неограниченного обмена информацией. В Интернете можно найти все: фильмы, книги, музыку, учебные материалы. Еще одним важным фактором является возможность общаться со знакомыми, а также встречать новых друзей. Для этой цели служат появившиеся сравнительно недавно, но уже имеющие огромный успех социальные сети – такие, как Вконтакте, Facebook, Мэйл.ру. Надо заметить, большую часть пользователей этих сетей составляют молодые люди, подростки – мое поколение. Я бы хотела рассказать о своих впечатлениях от общения в Интернете с моими ровесниками и осветить их деятельность в Сети.

Для чего молодые люди заходят в Интернет? Причины все те же: найти информацию, пообщаться с друзьями в различных социальных сетях. Среди моих друзей особенно популярен Вконтакте, в народе называемый «контактом». Помимо основной функции – общения – этот сайт предоставляет множество возможностей молодым людям. Например, система заметок – любой, кто хочет поделиться с окружающими какими-то мыслями или полезной информацией, может в любой момент набрать текст в заметке, и в считанные секунды она станет доступна всем. Я наблюдаю за этими заметками с интересом: всегда можно найти что-то любопытное.
К сожалению, в большинстве случаев мои наблюдения меня разочаровывают. И вот почему.

Что представляет из себя большая часть «контактовских» заметок? В основном это не оригинальные, свежие мысли, не тот «креатив», который можно ожидать от молодого поколения. Заметки можно твердо разделить на несколько групп:

1) Различные приколы, анекдоты, набранные из просторов Интернета.

2) Глупые стихи про любовь, которые можно найти в любой открытке.

3) Прозаические пассажи, не содержащие в себе практически никакой новой информации.

Пройдусь по этим пунктам поподробнее.

Первым пунктом я отметила приколы и анекдоты. Захожу в режиме реального времени, открываю новости.

ученик 5-го класса специально забыл дома дневник и голову, что бы учительница не подколола

Тело: "Хочу текилы!"
Сердце: "Протестую, хочу любви!"
Мозг: "Протест отклонен, я тоже хочу текилы!"

Сидит мальчик на травке и плачет о поломанной машинке,мимо идет
наркоман:
-ЭЭЭ...пацан,ты че плачешь?
-Колесо потерял
-Пошли,я тебя своим
угощу
-Нет,мне мама велела на травке сидеть
-Мне б такую маму!

И все в таком духе. Как можно заметить, шутки в большинстве своем глупые, затрагивают совсем не смешные темы. Учитывая, как сейчас опасна наркомания в молодежной среде, шутить об этом не очень умно.  Кроме того, эти шутки просто с феноменальной скоростью распространяются по Интернету. Не успел открыть в одном месте – вот она уже в другом. Люди копируют, копируют, копируют – в Сети даже появился специальный термин «копипаста» (от названий функций – Copy и Paste), означающий какую-то интересную информацию, никто уже и не скрывает, что ничего нового придумать не может и потому копирует из других источников. Иногда это полезно, но копируют в основном глупость, подобную той, что я привела выше, а действительно умные и ценные вещи пылятся на дальних сайтах, что    делает ситуацию подобной пульту от телевизора с кнопками, затертыми везде, кроме телеканала «Культура».

Следующий пункт распространен уже не так повально, что радует. Тем не менее, пару лет назад у каждой девушки в заметках можно было найти стишок вроде такого:

Умом мужчину не понять,
Бессильна логики наука…

Интересно то, что стих полон ненормативной лексики, но девушек, «милых, нежных созданий», это нисколько не смущало. Интересно то, что эти же девушки сейчас повально сочиняют другие заметки. Пожалуй, это самая распространенная подростковая беда.

-Ты ей пишешь?
-Редко..
-А цветы и признания на стенку шлёшь?
-Нет!
-И что, даже не заходишь на ее страничку?
-Иногда..
-И по твоему это любовь?
-Зато мы гуляем вместе, я дарю ей живые цветы, смотрю в её
счастливые глаза и говорю как сильно люблю.. Это и есть любовь!

проснись. включи инди на айподе. пройдись по маяковской, встань и посмотри на солнце утром, глубоко вздохни, холодный воздух, легкий туман перед тобой. вспомни, как прекрасен этот мир. позвони другу, договорись о встрече. надеюсь, хондра пройдет.

больно? хватит. встань, замажь синяки под глазами тональником и живи. стань счастливой назло тем, кто сделал тебе больно. это будет самая сладкая месть, поверь.

Подобных полетов мысли можно привести еще тысячу – каждый день я вижу в новостях по несколько десятков. Отдельно от этой всеобщей одержимости умными цитатами они, возможно, имели бы ценность и смысл, но не тогда, когда их десятками «копипастят» подростки, которые даже не утруждают себя необходимостью вдуматься в эти слова. Прочитала, понравилось – запостила. И эти цитатки уже глаза мозолят. Они стали шаблонными, однотипными. Зачастую в них фигурирует Он, Она, Клетчатый Плед, Кофе, Сигареты, Морозное утро и так далее, и так далее… Такое впечатление, что где-то в Интернете есть база готовых компонентов для заметки, и из них подростки набирают свои посты. Но самое удручающее не это.

Очень печалит и расстраивает тот факт, что подростки краем глаза порой замечают где-то в Интернете интересную цитату и «постят» ее, даже не зная, кто ее автор, откуда взята та или иная фраза. Порою она даже вырвана из контекста и значит совсем не то, что видят в ней многие. Из популярных авторов могу назвать Оскара Уайльда – его «Дориан Грей» сейчас разлетелся на тысячи цитат, и парни и особенно девушки бездумно строчат их в своих заметках.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Огонь не уничтожает, он закаляет.

Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Эти замечательные цитаты, также как и многие другие, весьма популярны среди молодежи. Частенько, желая блеснуть умом, они записывают их в «Любимые цитаты».  Правда, не всегда они могут блеснуть тем, что знают, откуда взяли их и прочли ли они то произведение, откуда они взяты.

Друг — это тот человек, который знает о вас всё и не перестаёт при этом любить вас.

Кто знает, кому принадлежит эта цитата? Все с таким упоением копируют ее, но даже не могут заглянуть в Google, чтобы выяснить, что автор ее – американский писатель Элберт Хаббард.

Хочу обратить внимание и на грамматику написания всех этих заметок и постов. Пунктуационные, грамматические ошибки, даже в самых элементарных словах и конструкциях – и это пишут люди, которым предстоит сдавать ЕГЭ?! Многие могут возразить – мол, в Интернете так пишут многие для удобства и экономии времени, но я могу на собственном опыте подтвердить, что безграмотность в Сети влечет за собой безграмотность и в реальной жизни. По привычке забываешь обособить запятыми деепричастный оборот, поставить мягкий знак в инфинитиве… Да, доходит даже до такого абсурда. Выход из этого один – приучить себя к правильному правописанию даже в социальных сетях и чатах. Использование различных сокращений, опущение знаков препинания лишь пагубно может отразиться на общей грамотности. Я уже не говорю о том, что порой читать совершенно безграмотные посты просто неприятно.

К той категории подростков, о которых я написала выше, можно отнести очень многих пользователей Интернета. Надо признать, я затронула далеко не всех. Например, незамеченными остались пользователи сетевых блогов. В Интернете есть множество блог-ресурсов, однако их можно разделить на более и менее серьезные: одни предназначены для подростков, другие – для более зрелых людей. К первым я могу отнести Liveinternet, ко вторым – Livejournal. Зайдите на один из этих сайтов, а затем переключитесь на другой. Разница между ними бросается в глаза сразу же. В ЖЖ пишут люди, которым действительно есть что сказать. Они затрагивают серьезные темы – социальные, культурные, политические, -  ведут дискуссии. Читать их приятно и интересно. На Ли.ру же мы видим засилье ужасных черно-розовых, кислотно-ярких дизайнов, однотипных шаблонных аватарок, фотографий в стиле «я сфотографировал сам себя на фоне разрисованной стены». Но больше всего расстраивают сами записи. Мало того, что написаны они в большинстве своем абсолютно безграмотно, с использованием ненормативной лексики, зачастую «заборчиком» (ПрИвЕт), так и в себе они не содержат абсолютно ничего действительно интересного, того, чем стоило бы поделиться с другими. Возможно, я не права, но кому интересно, что сегодня Вася Петров скушал на завтрак или с кем Аня Иванова ходила в кино? Мне кажется, такие записи больше подошли бы к личному дневнику, но никак не к сетевому блогу, который читает множество людей. Одна неприятная вещь, которую хотелось бы затронуть здесь – система постоянных читателей на ли.ру. В основном постоянными читателями становятся по обмену: ты читаешь и комментируешь меня, я читаю и комментирую тебя. В большинстве случаев никто не становится читателем блога по доброй воле, поскольку записи в нем могут заинтересовать разве что близких друзей, а постороннему человеку вряд ли захочется читать про то, как Маша соврала Кате. Эта обыденность, скука просто завладели Liveinternet. Несколько лет назад, когда на арену вышло детище Павла Дурова, огромная часть пользователей ли.ру перетекла туда, из чего можно было сделать вывод: подросткам не хотелось делиться своими мыслями, они стремились к общению с друзьями. Данную функцию новый сайт успешно реализовал.  Не знаю, что сейчас происходит на Liveinternet, но могу сказать с абсолютной точностью: за то недолгое время, что я вела там дневник, я не нашла там ни одной интересной записи, ни одной оригинальной, свежей мысли.

Пожалуй, читая мое эссе, можно подумать, что дела в наше время совсем плохи: молодежь не читает, ничем не интересуется, не черпает в Интернете практически ничего полезного и не может написать ничего оригинального. Такая проблема действительно есть, но этим не исчерпывается весь потенциал современных молодых людей. Я бы хотела написать о том хорошем, что можно обнаружить на просторах глобальной мировой сети.

В поисках креатива среди молодежи я начала писать сама. Уже несколько месяцев я пишу рассказы и публикую их на различных сайтах. Именно там я познакомилась с творчеством современных сетевых писателей, а также с множеством литературных конкурсов, проводимых в Сети. В одном из них участвуют только дети. Я с удовольствием открыла для себя молодых авторов. Их творчество стало глотком свежего воздуха после всего, что мне довелось увидеть в Интернете.  Особенно интересными были для меня произведения моих ровесников – пятнадцать-восемнадцать лет. Их талант меня приятно удивил. Прочитав некоторое количество конкурсных произведений, я смогла выявить основные темы, на которые они пишут.
Это не банальная любовь, которая уже набила оскомину из-за треклятых заметок, не глупые расплывчатые рассуждения о жизни. Рассказы многих трогают за душу и заставляют улыбаться. Это и посвящения жертвам Великой Отечественной войны, и трогательные детские сказки, и интересные повествования о животных, природе. Все это напомнило мне то, о чем я читала в детстве, тех авторов, которых я узнала с ранних лет: Пришвина, Алексина, Пантелеева, Каверина. Мне кажется, именно на них ориентировались юные авторы при написании своих произведений.

Вдохновляет и то, что авторы моего возраста в своих произведениях часто затрагивают тему своего будущего. Их интересует смысл жизни, их собственное предназначение, судьба. Радует, что молодежь состоит не только из гуляк, бессмысленно прожигающих жизнь, но и из думающих людей. Мне кажется, именно за ними наше будущее. И будущее нашей страны.