Кому нужен Летающий Автомобиль?

Язон Динальтов
Нашёлся единомышленник, который меня поддержал!
 См. тут: http://www.proza.ru/2013/01/17/1909
 типа "Кому нужен махалёт?"


***

Человек всегда мечтал о небе, о свободном полёте. Воплотить эту мечту, в основном, пока удалось только в виде монстроподобных летающих кораблей, полёт на которых является всего лишь перемещением. Ощущение полёта, а тем более свобода, которую он должен дать, пока остаются недоступны для массового потребления.

А между тем, например, ковер-самолет из человеческого мифотворчества никогда не был общедоступным предметом, всегда был чем-то эксклюзивным, тайным, принадлежащим только избранным единицам, даже не каждый волшебник мог им пользоваться, а тем более владеть. При таком варианте существования он безболезненно вписывался в картину мироздания, почти не нарушая баланса сложившихся сил.

Скоро можно будет отмечать столетие с того момента, как появилась идея заставить автомобиль летать (горизонтально и вверх, а не только вниз :-). В связи с этим даже выработался специфический термин, хотя и не блещущий оригинальностью - "автолёт", "летающий автомобиль". Но до сих пор практически все известные разработчики используют две основные концепции - помесь автомобиля с самолетом или вертолетом, из которых уже выжали практически все, на что они способны. За неимением лучшего энтузиасты продолжают пытаться добыть из них последние капли возможностей, но принципиальных прорывов что-то не видно. Кое-что, конечно, достигнуто - не буду перечислять конкретные примеры. Тем более, что на поверку они чаще всего оказываются выдачей желаемого за действительное.

А где же новые технологии, обещанные нам фантастами? Где технологии будущего, предсказанные учеными-аналитиками на ближайшую перспективу? Огромные КБ безрезультатно бьются над проблемой антигравитации, пытаются примирить принципы реактивного движения с требованиями безопасности... Даже Чокнутые Изобретатели до сих пор не придумали, как реализовать "летучки" из голливудских фильмов.

...Думающие люди надеются на воплощение принципов полета птиц или насекомых. Пожалуй, это было бы неплохим решением. Но сколь-нибудь удовлетворительных практических результатов пока нет. Возможно, что это направление когда-нибудь даст лучшее решение проблемы. Хотя, может оказаться и так, что габариты летающих объектов такого принципа действия ограничены какими-то физическими законами. А человеку нужны размеры, соответствующие его телу. Камень преткновения, очевидно, заключается в инерции массы. Т.е. махать маленьким крылом - это одно. А большим (значит, тяжелым) - это совсем другое. Чтобы направить его обратно в конце цикла, требуются неоправданные расходы мощности, которые негативно отражаются на характеристиках аппарата типа "махолёт".

Но какая всё же заманчивая идея - создать транспортное средство, движущееся не в опасном соседстве в одной плоскости с вами, порой на расстоянии нескольких сантиметров, а где-то высоко над головой, почти в другом измерении. Сколько пространства сразу освободится! Мы же не обращаем внимания на птиц, которые летают у нас над головой, пока они сами не отметятся (что бывает достаточно редко :-) ...

Вероятно, очень многим хотелось бы иметь эффективный, массовый, удобный в эксплуатации летающий автомобиль.

Предполагаемые требования к летающему автомобилю таковы - габариты, внешняя форма, устройство салона должны быть примерно такими же, как у существующих легковых автомобилей.

Главное отличие - отсутствие колёс, которые будут просто не нужны, т.к. аппарат должен быть настолько точно и чётко управляем на любой высоте, вплоть до минимальной, что сможет двигаться по существующим дорогам наподобие судна на воздушной подушке. При этом количество выбрасываемого воздуха должно быть минимальным, чтобы не создавать помех окружающим. Но, учитывая способность аппарата к свободному полёту, вероятно, передвижение по горизонтальной поверхности будет сведено к минимуму - например, ограничиваться подъездом к месту парковки, въезду в крытые помещения типа гаражей, или в случаях незначительного перемещения аппарата на стоянке.

Кроме этого, летающий автомобиль придется оснастить дополнительными окнами в крыше и днище - так как он будет передвигаться в системе трёх координат. Ну, и соответственно дополнительными светосигнальными приборами для безопасного движения в общем потоке.

Для наземного автомобиля масса не критична, критичен только расход энергии на перемещение. Для летающего автомобиля этот расход включает в себя поддержание самого аппарата в подвешенном состоянии. Поэтому соотношение его массы к полезной нагрузке должно быть минимальным - например, 1 к 1, максимум к 3-5.

На данный момент этот критерий не дает развиваться индустрии летающих автомобилей, их массовому производству. Ещё одним сдерживающим фактором является их цена - как себестоимость изготовления, так и затраты на эксплуатацию (в том числе требования, предъявляемые к безопасности).

Суммируя эти требования, можно сказать, что эффективный массовый летающий автомобиль должен обладать следующими свойствами:
1. Компактность.
2. Маневренность.
3. Экономичность.
4. Надежность.
5. Простота обслуживания и производства.

В случае нахождения удачного решения всех этих вопросов и будет создан Летающий Автомобиль. Что же принесёт нам его появление?

К числу позитивных результатов, которые может принести изобретение и массовое производство летающих автомобилей, можно отнести такие аспекты: мы избавимся, наконец, от гигантских пробок на дорогах, воздух в городах станет чище, а сами города расползутся вширь и сольются с природным ландшафтом. Мы сможем быстро и с комфортом перемещаться в желаемую точку пространства - будь то работа или место для отдыха. Однако, идея летающего автомобиля, кажущаяся такой заманчивой,  несёт в себе множество подводных камней, незаметных на первый взгляд, но которые обязательно проявятся - в случае если он станет действительно массовым явлением.

Не следует забывать, что прогресс несёт человечеству не только пользу.
Объективно можно сказать, что главное и почти единственное достоинство нашего времени заключается в комфорте. За него приходится платить дорогую цену.

Как жили люди 200 лет назад без телефонов, телевизоров и автомобилей? Спокойно жили. Т.е. гораздо меньше беспокоились - как за себя и свои проблемы, так и в глобальном масштабе. Конечно, вопросы решались дольше, события происходили на порядок медленнее, информация распространялась меньшими темпами. Но кому от этого было хуже?

Современный уровень жизни насыщен стрессом, порождённым в первую очередь скоростью процессов, за которыми не успевают наше тело и мозг. Земля перенаселена - это тоже следствие технического прогресса. При этом здоровье, главное достояние и залог счастливого существования - у подавляющего большинства далеко не в лучшей форме. Ещё одним очевидным результатом технического прогресса является отравление и уничтожение биосферы.

Кто из автолюбителей не мечтал о том, чтобы их любимец мог летать? Не буду говорить о ситуациях с пробками. А вот, например, при выезде на природу - кому не хотелось переместиться в недоступную точку вдали от дороги? Видит око да зуб неймёт. Приезжаешь на речку - видишь на другом берегу прекрасные места, но добраться на машине до них весьма затруднительно. Возможно, помогла бы резиновая лодка - но если компания большая, всех не перевезёшь, да и машину оставлять без присмотра не хочется. К тому же, при ближайшем рассмотрении прекрасное место может оказаться не таким уж прекрасным, или находится в гораздо большем отдалении. Сама собой напрашивается альтернатива - летающий автомобиль. Но если он будет у всех - тут же пропадут его преимущества.

Это было бы здорово, если бы летающий автомобиль был только у вас (или у меня), в крайнем случае у небольшого количества избранных. Но это не тот случай - уж если он будет создан, то неизбежно станет массовым явлением.

Как минимум исчезнут уединенные уголки природы, до которых сейчас можно добраться только пешком. "Блага" цивилизации проникнут повсюду. В любой точке к вам в любой момент смогут присоединиться нежелательные соседи. И то, что "места много", еще ни о чём не говорит.

Будет нарушено, или существенно потеснено право человека на приватность личной жизни. При этом богатые люди, ради которых в первую очередь и должен быть создан этот дивайс, пострадают больше, чем обычные, так как привыкли к более закрытому существованию. Представьте такую картину - небо над вашей головой всегда заполнено летающими автомобилями, где бы вы ни находились. Их пассажиры, совершенно неизвестные вам, имеют прекрасную возможность наблюдать за вами и вашей личной жизнью. Что бы оградить себя от этого недостаточно будет высоких заборов - нужен будет воздушный патруль и частное право на воздушное пространство. Что автоматически потянет за собой новые проблемы.

Кроме того, летающим автомобилем запросто будут пользоваться террористы, которые с его помощью смогут доставить свои смертоносные грузы в любую точку мира, при этом оставаясь очень хорошо скрытыми от контролирующих органов. Для этого им даже не нужно будет приобретать собственный летающий автомобиль - они угонят нужную единицу так же, как угоняют сейчас обычные автомобили. Кроме того,  различные другие преступники тоже смогут гораздо более эффективно скрываться с места преступления - например, после ограбления банка укрыться в любой точке мира, гораздо легче преодолев существующие границы.

Все изобретатели летающих автомобилей действуют по двум побуждениям - либо это желание иметь личный аппарат для собственного удовольствия, либо - желание заработать большие деньги относительно малыми усилиями. К счастью, пока все попытки их создания остаются бесплодными - кое-что конечно происходит, и возможно, в перспективе будет достигнут желаемый результат. Возможно, кто-то уже сейчас обдумывает плодотворную идею. При этом они не осознают вреда, который могут принести своим изобретением. Проводя аналогию, его можно сравнить с автоматом Калашникова - это техническое достижение и его изобретателя проклинают многие люди по всему миру. А ведь он хотел "как лучше". Скорее всего, то же самое ждет изобретателя летающего автомобиля.

Так что лучше всего - как для человечества, так и для самого Изобретателя - отказаться от этой идеи, пока не создан новый, гораздо более запутанный клубок проблем, выводящий нашу жизнь на новый сложный уровень.