Часть первая. Подъем до Южной седловины

Антон Литвинцев
Расшифровка, термины:
шерп - высотные носильщики из местного населения
перила - провешенные веревки, для более легкого перемещения
седловина - место в горах между двух пиков
карниз - выступ над пропастью
беседка - личная страховочная система, держит плечи, ноги и поясницу
ледоруб - приспособление для ледолазания. (как топор, держится в руках)
Кошки - приспособления для ледолазания. (накладки с шипами на обувь)
кортизон - медицинский препарат, стимулятор
ларингофон - устройство по по типу микрофона, которое снимает вибрацию с гортани при разговоре.

Эпилог.

Каждый в своей жизни совершает поступок, который противоречит характеру человека. Что-то такое, от чего человек сам скажет: «ну я и дурак! Во что ввязался?» Вот и я оказался в такой ситуации. Зачем пошел в этот долбанный поход? Дались мне эти деньги? Дались мне эти горы? Какого черта я тут делаю? Дома беременная жена. Дома тепло. Боже, как холодно...  И кислород кончается... Только бы не уснуть... Как страшно умирать...

Глава первая.
Подъем до Южной седловины.
9 мая 1996 года. 7925 метров над уровнем моря. Лагерь IV. Южная седловина. Эверест.

Никто из альпинистов толком не смог отдохнуть перед самым последним рывком к вершине. Вечером дул сильный ветер и по этому было тяжело докричаться даже до соседней палатки, которые стояли в притирку друг к другу. Подъем длиться уже больше месяца. И завтра должно все свершиться. Боевой дух покорителей вершины сильно упал за время подъема. Это произошло из-за ряда несчастных случаев или стечении обстоятельств, которые играли весьма плохую роль. У одного из опытнейших шерпа на подъеме случился отек легких. Его эвакуировали с помощью вертолета в больницу, но спустя несколько недель он скончался. Потом тоже самое произошло с одним из клиентов. Слава Богу инструктор вовремя заметил симптомы и отдал приказ о эвакуации. Человек остался жив.

Альпинисты коммерческого похода были поделены на две команды. С ними плечом к плечу поднимались команда альпинистов из Тайваня и весьма скандальная команда покорителей гор из Южной Африканской Республики. Последние две команды как обезумевшие идут с большими потерями снаряжения и здоровья участников. Вчера утром один из тайваньцев по своей не внимательности срывается в трещину. Его спасли шерпы, вытянули и затащили в палатку. Серьезных физических повреждений нет, но человек находится в шоковом состоянии. Руководитель группы дает команду на выход и они оставляют своего коллегу одного в палатке. Позже ему становится намного хуже. Американцы шли следом за ними и нашли только его труп. Передав по рации Тайваньцам о гибели их товарища услышали ответ: «Ок. Спасибо за информацию. Мы идем дальше.»

Руководителем первой команды является опытный и расчетливый альпинист по имени Роб Холл. Высокий, худощавый парень среднего возроста за последние пять лет сводил на вершину Эвереста около сорока человек и считается одним из самых лучших альпинистов. Руководитель другой команды Скот Фишер. Здоровенный парень, атлетического телосложения, с длинными светло-русыми волосами и лицом голливудского актера. Молод, не столь опытен как его коллега и весьма бесшабашен во время отдыха дома: много пьет и курит травку. Для Фишера это первый коммерческий поход. Также в команду входят помощник руководителей, опытные альпинисты из Новой Зеландии и России.

Каждый из гидов ведет с собой восемь клиентов. Это либо неопытные но богатые альпинисты, либо журналисты либо богатенькие «домашние деточки», которые захотелось острых ощущений. Многим стало плохо еще в начале подъема, как писалось ранее: отек легких, у еще одного парня началось сильно ухудшаться зрение. Как оказалось последствия операции с условиях низкого атмосферного давления. Кашель, потянутые мышцы, содранные руки в кровь, усталость, недоедание и тому подобное даже не берется в расчет. Всех кто не мог дальше идти эвакуировали на вертолетах. Добрались до четвертого лагеря только половина клиентов.

Вчера оказалось что шерпы из остатков команд сильно враждуют между собой и отказываются прокладывать перила, разведывать дорогу и вообще работать вместе. Самые опытные люди в лагере Фишер и Холл, то ли не смогли, то ли не стали заставлять их работать. Так что подъем будет для неопытных альпинистов еще тяжелее. Хорошо что к ночи стих ветер и Холл начал подбадривать клиентов хорошей погодой для восхождения на вершину.

Штурм начался в половину двенадцатого ночи. Первыми пошли команда Холла, с интервалом в пол часа выходит группа Фишера, за ними идут Тайваньцы. ЮАРцам тяжело достался подъем до Южной седловины и они остались в палатках. Самочувствие у всех участников было весьма плохим. Усталость, голод, низкая температура, разряженный воздух... Но группы идут на верх. Давно сошел лоск со всех богатеньких участников похода. И каждый из них понимает: если он упадет лицом в снег, его никто поднимать и тащить на себе не станет.

Перед выходом руководители групп альпинистов должны были сказать время для возвращения назад в лагерь. При чем неважно успели подняться клиенты или нет. Это нужно было сделать для того, чтобы все вернулись в четвертый лагерь за светла. Ни Фишер, ни Холл этого не сделали...