Опыт - сын ошибок трудных

Семён Вексельман
ОПЫТ - СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ




     Одним хорошим летом поехали мы с родителями на отдых в Прибалтику, в Латвию. Целый месяц мы провели в Риге и Саулкрастах, а потом еще один в Лиелупе. Кто бывал в Юрмале, наверняка запомнил на всю жизнь эти чудны'е, неудобные для языка, но почему-то такие притягательные для уха названия: Лиелупе, Булдури, Майори, Дзинтари, Слокка...
     Помню их и я, хотя было это давно. Очень давно -  тридцать пять лет назад. А запомнил их я потому, что было там много-много хорошего, интересного, нового. Но было и кое-что не очень весёлое, которое теперь всё равно вспоминается с улыбкой.
    
     В Лиелупе мы с мамой и папой отдыхали в пансионате по какой-то очень дефицитной путёвке. Это уж, как водится, в те времена без дефицита, ну, никак жизнь строить не получалось. Всё самое нужное было в недостатке. Всего самого элементарного не хватало. А вот нам повезло, достал папа путёвочку на балтийский курорт в самом разгаре июля!
     И вот мы приехали и заселились. Корпуса в доме отдыха этом были нестандартные, все разные, одно- или двухэтажные. Мы попали в двухэтажный с большой террасой и островерхой башенкой на крыше. Деревянный уютный такой особнячок. Комната наша была на втором этаже, и из нее был выход на террасу. Мы сразу решили, что поставим туда стол, который в комнате только мешался, и будем там пить чай, есть булочки, словом, отдыхать с удобствами.
     Только, как оказалось, удобств там не хватало: не было никакого освещения. Вечером сидеть было бы неуютно и скучно. Правда, это не являлось неразрешимым препятствием, потому что наш папа всегда и везде возил с собой инструменты. Без пары отверток, пассатиж, изоленты и ножа он никогда отдыхать не ездил. И на этот раз всё, что нужно, было у него с собой, оставалось раздобыть патрон, лампочку и кусок провода. Это тоже не составило труда. Довольно быстро папа все недостающее нашёл и приступил к сооружению проводки. А так как он, всё же, был профессиональным электротехником, то через полчаса лампочка горела над столом за окошком комнаты, на чистом воздухе, как и было задумано.
     Папа поспешил пригласить нас оценить его работу, но отметил, что еще не закончил, и поскольку выключателя в этой цепи не предусмотрено, то придется ходить в комнату к розетке, куда вставлены провода, чтобы включать, или гасить свет. 
     И тут я, как достойный ученик электрика, заявил, что не нужно этого делать, а можно просто в том месте, где провода скручены, их разъединять. С этими словами я потянулся к скрутке, которую папа ещё не успел заизолировать, и шустро расцепил провода. При этом один конец у меня остался в левой руке, а другой - в правой.
      Для тех, кто в физике разбирается еще хуже, чем  разбирался в то время я, объясню, что разорвать цепь таким простым способом мне не удалось. Я просто удлинил её, включив себя, в качестве  дополнительного элемента. Припоминаю кстати, что мне это не очень понравилось. Ток теперь пошёл через мои руки, и я это сразу почувствовал. Вскрикнув и дернувшись, я к счастью быстренько разрушил только что построенную схему. Ну, и тут же, конечно, заплакал, протягивая маме обожжённые пальцы (при плохом контакте клеммы всегда пригорают).
     Шуму было много только в первую минуту. Страсти быстро улеглись, когда стало ясно, что ничего непоправимого не случилось. Мама меня успокоила, чем-то помазала руки, а папа, в свойственной ему манере, решил тут же извлечь пользу для наших с Оськой мозгов. Он принялся распрашивать нас с братом, понятно ли нам, почему так получилось и что, собственно, произошло? В процессе же обсуждения этого электрофизического эксперемента у него у самого возник вопрос, который он тут же и задал нам всем:
     - Я вот только не заметил, лампочка горела, когда ты за провода держался, или нет. Вы видели?
     - Нет, нет... мы не зметили... не знаем, - отвечали  нерадивые участники практических занятий, и тогда папа сказал, совершенно серьёзно:
     - Надо срочно повторить опыт!

     Если бы он этого не сказал, я давно бы забыл об этом случае.
 
                25.09.2010. Хайфа.