Триллер - концепция стиля

Татьяна Чечельницкая
Что же сегодня читают?
В мире востребован триллер.В любом его проявлении – от реализма до мистики.
И с элементами модных саспенс, хоррор или экшн.
   Базовым для слова «триллер» стало английское «thrill», что значит «дрожь», или «трепет». Главная задача триллера - вызывать бурю эмоций. В отличие от хоррора - классики  жанра ужасов, страх для триллера не конечная цель. Хотя триллер активно использует основные приемы хоррора :
 1. Необъяснимая боязнь чего - то, воздействующая на психику;
 2. Реальная угроза жизни, парализующая сознание ;
 3. Физиологический страх, вызванный нагромождением отвратительных подробностей.
   В основе триллера всегда лежит криминальный сюжет, выдвигающий на первый план неразрывно связанное с преступлением представление о справедливости.
   Для обывателя триллер, как дверь в другой мир. Мир с искаженными ценностями, мир с перевернутой логикой. Там  зло тотально, а преступление – это закон. Все вещи неоднозначны, все обстоятельства двойственны. Наказание несправедливо, потому что жертва виновна. Преступник выглядит обыкновенно до столкновения с жертвой. Он и сам  кажется  жертвой - жертвой печально сложившихся обстоятельств, чем вызывает сочувствие у окружающих. Пока преступление не раскрыто, обществу видна в преступнике только страдающая сторона –  такой подход характерен для триллеров Стивена Кинга.
   От детектива триллер отличается тем, что рассказ в нем ведется от лица преступника и/ или от лица жертвы, то есть сюжет сконцентрирован на самом преступлении, а не на процессе расследования. Параллельно может присутствовать рассказ детектива о ходе следствия и/ или случайного персонажа, наблюдающего за событиями, не понимая их смысла. Например, в романе Паттерсона  « И пришел паук» рассказ фрагментарно ведется  от лица преступника, от лица детектива и от лица жертвы .
   Выбор рассказчика определяет атмосферу триллера. Если рассказ ведется от лица жертвы, это, как правило, тягучий саспенс с элементами мистики ( слово «саспенс» образовано от англ. «suspense» - неопределенность, беспокойство,  обозначает состояние тревожного ожидания и непонятного ужаса).  Упор делается на постепенное и неуклонное  нагнетание психического напряжения, в результате которого жертва впадает в так называемый «стазис» -психологический ступор, парализующий ее при приближении преступника.  Здесь атмосферу формирует жертва, как пассивная сторона.
   Если рассказчик - преступник, больше подходит стиль « экшн». Преступление, как  любое активное действие, требует подготовки. Даже случайное, на первый взгляд, преступление только кажется нам случайным – на самом деле, преступник давно к нему готов. Он уже не остановится – именно это и страшно. Задача  автора  -  сосредоточиться на описании конкретных приемов, подводящих преступника к жертве. Действие в таких триллерах развивается быстро и реалистично,  а  мотив преступления обрисован с позиций  преступника – виноватой является жертва.
   На выборе жертвы стоит остановиться подробней. Психология пары преступник – жертва  является ключевой. Личность жертвы зеркально отображает роковой комплекс преступника. Это может быть все, что угодно -  беззащитность, любовь, красота. Или власть, популярность и деньги. Ведь преступнику нужна не жертва – нужно то ее качество, которого у него нет.Если его не любят, то, насилуя жертву, он себя представляет любимым. Грабя,   себя представляет богатым. Убивая, упивается властью отнимать жизни людей.
   Еще один интересный прием - когда герой выступает и в роли жертвы , и , в изменившихся обстоятельствах, в роли преступника. Преступление провоцирует преступление - такую закономерность очень трудно прервать. Наглядная иллюстрация - триллер Денниса Лихэйна "Мистик - ривер".    
   Для усиления выразительности в триллерах часто используют натурализм и эротику. Если их чересчур много, это уводит читателя от самого жанра «триллер» ( как в эротическом  триллере  Лоры Касишке « Будь моей»).
   В общем, идеальный триллер - убийственная комбинация хоррора, мистики, экшн в условиях абсолютной реальности.
   Триллер, как жанр – пробный камень для  любого автора. Это неправомерно - видеть в нем наблюдателя, не влияющего на процесс. Автор, вольно или невольно, раскрывает  в триллере допустимые для себя лично субъективные грани морали.
   Чем привлекает нас личность преступника? Уровнем личной свободы, которого обыватель лишен. Свободы, опровергающей традиционное представление о справедливости. Той агрессивной свободы самовлюбленного эго, ради которой преступник готов сделать все. Героизация преступления, пусть и невольная - этим и опасен триллер. Читатель редко себя представляет в роли страдающей жертвы. А вот преступником, пусть неосознанно, он иногда восхищен...               
   В качестве противоядия автор обязан напомнить - возмездие постигнет всякого : и  преступника, и того, кто  считает, что таковым не является, а в криминальные обстоятельства случайно был вовлечен.      
   Вроде бы эта концовка не характерна для триллера. В триллере зло торжествует, но  разрушает личность носителя зла. Финал серьезного  триллера, не отходя от реальности, верен и  правде  духовной.