Приучение к чистоте и порядку

Вероника Антонова
Моя бабушка всегда была чистюлей. Я не помню такого времени, чтобы у нее когда-нибудь в доме был беспорядок. Все чисто – и посуда, и пол, и полки, все сверкало белизной. Приходя с улицы, домой, она сразу споласкивала свою и нашу обувь, если та была грязной. Каждая вещь лежала на своем месте. Наверняка она мечтала, чтобы и у нас дома был такой же порядок… Однако! Наш дом – полная противоположность ее чистоте. Все перевернуто, гора одежды на стульях, книги, вещи – все не на месте. Почему? В чем ее ошибка? Как она не смогла нас приучить? Ответ очень простой: она все время делала все сама…Сама мыла посуду за всеми, сама мыла обувь, сама застилала кровати и выносила мусор…Ей это делать очень нравилось. Наверное, это давало ей возможность почувствовать себя труд героем. Однако, невозможно приучить ребенка к чистоте, не вовлекая его в деятельность! Невозможно научить плавать и нырять, не разу не пуская в воду, нельзя научить вышивать, не разу не дав в руки нитку с иголкой, нельзя научить рисовать, не разу не дав в руки краски, нельзя научить играть на пианино, не дав ребенку коснуться клавиш…Нельзя приучить детей к порядку, не включив их в эту деятельность! То, что делала бабушка, конечно, хорошо для порядка, но очень плохо для воспитания. Скорее, происходило антивоспитание – привитие детям лени и отсутствия ответственности за мир своего дома. То есть, воспитание позиции: «Порядок, он, конечно, должен быть, но трудиться ради него должны не мы».
Что надо было сделать, чтобы воспитать аккуратность, стремление к чистоте? Да очень просто, надо было просто переложить все возможные дела по дому на детей! Дать им задание самим вымыть за собой посуду, самим застелить кровать, помыть пол и т.д. и тому подобное. Таким образом, воспитывается другая позиция – «хотите сидеть в чистоте – сделайте свой дом чистым сами»!
Никогда не отталкивайте даже самых маленьких детей от домашних дел, когда дети хотят вам помочь. Так говорят современные психологи и педагоги. Детям уже до года можно дать в руки тряпку и вместе с ними помыть посуду. Дети с удовольствием подметают пол, поливают цветы, моют пол, убирают на место разбросанные игрушки, а в дальнейшем делают еще много чего важного и полезного. Главное, обязательно похвалить маленького ребенка за помощь, и не ругать, если он случайно разлил воду или разбил тарелку. Ведь это не главное! А главное привить желание к труду. Все, что ребенок может делать сам, пусть он делает сам! Не делайте это за него!