Франсиско Доминго-и-Маркес

Улексия Миссосупова
Francisco Domingo y Marqu;s (12 марта 1842, Валенсия – 22 июля 1920, Мадрид).
Испанский живописец.
Доминго и Маркес принадлежал к валенсийской школе живописи. Академическую подготовку он получил в Академии Сан Карлос в Валенсии. Он был учеником профессора Рафаэля Монтесиноса (Rafael Montesinos), одного из последователей творчества знаменитого валенсийского художника Висенте Лопес и Портанья (Vicente L;pez y Porta;a). Монтесинос был также большим поклонником творчества Риберы, и Франсиско с удовольствием копировал многие картины этого художника.
В 1864 году Доминго переехал в Мадрид, чтобы продолжить свое обучение в Королевской Академии Сан-Фернандо. В этом же году художник дебютировал на Национальной выставке изобразительных искусств, получив специальную поощрительную премию.
В 1865 художник написал свой первый автопортрет (музей Прадо).
В 1866 году на этой же выставке Доминго присуждена третья премия за картину «Un lance en el siglo XVIII», а в следующем году на XVII региональной художественной выставке в Валенсии художник удостаивается золотой медали. Эта золотая медаль послужила предлогом для вручения художнику от Совета департамента Валенсии Римской премии для продолжения учебы в Италии. Нужно отметить, что в 1868 году в возрасте всего лишь 23 лет Доминго был назначен профессором в Академии Сан-Карлос, где в течение года учил в своей мастерской братьев Бенллюр.
Но в конце 1868 года для завершения обучения Франсиско отправился в «Вечный город», где пробыл два года. В Риме он не смог пройти мимо знакомства и общения с художником Мариано Фортуни (Mariano Fortuny). Первая работа Доминго в качестве стипендиата «Последний день Сагунто» (El ;ltimo d;a de Sagunto) была направлена на региональную выставку в Валенсии в 1869 году и получила Золотую медаль.
В 1871 году из Рима Доминго послал на Национальную выставку в Мадрид картину «Святая Клара» (Santa Clara) и получил за нее еще одну золотую медаль.
Приехав за наградой в Испанию, художник не смог вернуться в Рим, поскольку Совет департамента Валенсии не предоставил ему стипендию на следующий год. Тогда Доминго переехал в Мадрид, где в течение нескольких лет украшал дворцы Португалете и Фернана Нуньеса.
В 1874 или 1875 году художник переехал во Францию, где прожил длительное время. В Париже Франсиско близко познакомился с французским искусством и заслужил высокую оценку своего творчества в художественных кругах Франции. Во время пребывания в Париже Франсиско был очарован технической виртуозностью картин Мариано Фортуни. Доминго и Маркес начал писать изысканные жанровые картины из прошлых веков, продолжая традиции Фортуни (например, Un alto en la monter;a, 1901), которые пользовались спросом. Искусствоведы даже пишут, что в картинах парижского периода чувствуется влияние французского импрессионизма.
В 1884 году был написан второй автопортрет, который тоже находится в музее Прадо, в этом же году был написан посмертный портрет Мариано Фортуни.
В 1889 году Доминго был избран членом Королевской Академии Антверпена, что говорит о той славе, которую он получил за рубежом.
В 1914 году с началом Первой мировой войны, Франсиско Доминго и Маркес вернулся в Испанию, он поселился снова в Мадриде, где вскоре, несмотря на долгое отсутствие, получил официальное признание.
В 1917 году художник становится членом Академии художеств Сан-Фернандо, а в 1918 году получил дань общественного признания в Валенсии. Доминго вернулся в родную Валенсию, поселился в районе Заиди и был назначен профессором рисования с натуры, античности и пейзажа в Академии изящных искусств Сан-Карлос.
Он был почетным членом молодежной Ассоциации художников Валенсии. Его большим другом в Валенсии стал его бывший ученик Мариано Бенллюр.
Художник был основателем и членом группы художников, которая называлась «Группа Курбе» (Agrupaci;n Courbet). Группа была основана в Барселоне в 1918 году в знак протеста против официальных художественных методов обучения.
Картины художника отражают современное видение испанских традиций, заложенное в творчестве его великих земляков – Риберы, Рибалты, Веласкеса и Гойи. Как и многие из его современников, Доминго уделял большое внимание использованию света в качестве основного элемента в живописи.

А роза упала
Улекса фон Лу
"А роза упала
на лапу Азора",
а кошка играла,
но чуть укололась.

Азор бросил розу
коварной подружке,
прыг-скок в день морозный
на бархат подушки.

Мурчит, спит и греет
и ушки, и лапки...
А роза умеет
когтями царапать!

Красавица тает
под лучиком света,
но кошка уж знает
коварство кокетки!

Картина Франсиско Доминго-и-Маркеса
Francisco Domingo y Marques (12 марта 1842, Валенсия – 22 июля 1920, Мадрид)
Его ранние работы были созданы под влиянием сдержанной палитры Эдуардо Росалеса, ну, и конечно, как я указал выше, Веласкеса и Гойи. Мастерство художника, как рисовальщика и колориста, лучше всего выражено в его портретах. Они считаются одними из лучших произведений этого жанра в Испании в конце 19 века.
Однако, как утверждают искусствоведы, технические возможности Франсиско не соответствовали силе его таланта, поэтому многие из его работ состоят из небольших жанровых картин, в которых он изображал бытовые сцены 17 и 18 веков в стиле Эрнеста Мейсонье. При этом, искусствоведы считают отцом современной валенсийской школы живописи.
Доминго и Маркес умер в Мадриде в 1920 году, оставив сына Роберто, который тоже стал художником.
Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post133343971/