Музыкант

Ирина Глазырина
У Валерия Белова есть замечательное качество: он умеет знакомить людей так, что с того же дня это знакомство перерастает в дружбу на долгие годы. А сам Валера может исчезнуть на неопределенное время, лишь изредка напоминая о себе  короткими телефонными звонками. Причем,  география его передвижений очень обширна. Дело в том, что он давно и надежно связан с музыкой  –  его единственным в жизни увлечением.
   …Мы не виделись с ним почти семнадцать лет. Но, обнявшись на пороге кафе и минуту пристально вглядевшись в лица, дружно признались, что не находим каких-то глобальных изменений друг в друге. Конечно, время нанесло отпечаток на внешность каждого из нас, но сохранилось  удивительно теплое ощущение дружбы и искреннего доверия. В далеком теперь уже 1992 году каждый из нас стоял на  распутье,  выбирая свою дорогу в жизни. Как сложилась судьба Валерия, которого многие жители Подольска могли встретить в тот год на улицах своего города в русском национальном  костюме и с гармошкой в руках? Эпоха безвременья поставила крест на карьерах многих талантливых людей, сломала их судьбы. Но Белов не из тех, кто покорно сдаётся обстоятельствам. В настоящее время он является руководителем популярного вокально-инструментального ансамбля «Легендарные Звезды Пламени»,   жизнь его расписана не по часам, а по минутам. Но даже  в  плотном графике работы он всегда найдет время для дружеской беседы за  чашечкой  кофе.
     –  Валера, прежде всего хотелось бы вспомнить твою маму. Людмила Николаевна была замечательной женщиной,   она очень гордилась твоими успехами. Вспоминаю ее рассказ о том, как она на свою небольшую зарплату купила тебе пианино. Тогда сделать это было равносильно подвигу, но ей так хотелось, чтобы ее сын  стал настоящим артистом.
    –  До этого она покупала мне гобой, потом кларнет…   А  пианино и сегодня стоит в моей подольской квартире, оно  –  единственная вещь, которая осталась от мамы, это для меня святое.  То, что я стану артистом, знали даже бабушки из нашего двора.  Я для них еще в три  года пел частушки и плясал.  Наверное, какие-то музыкальные гены  все-таки есть в нашем роду: Однажды я услышал, как старший брат моего отца выдавал на гармошке такие музыкальные «кренделя», что никто не мог устоять, все  пускались в пляс.
     «Обычной» подольской школы в жизни Валерия было всего два первых класса.  Дальнейшее его обучение проходило в музыкальной школе при Суворовском военно-музыкальном училище.  На выпускном вечере подольчанин получил аттестат средней школы и диплом о музыкальном образовании. После окончания «Гнесинки» он стал работать  в Государственном эстрадном оркестре имени Л.Утесова.
    – Я там многих удивил,  – смеется Валерий,  –  пришел на репетицию с длинными кудрявыми волосами, в ультрасовременной одежде. Гитара у меня была фирменная и тоже очень яркая, желто-красная. Дирижером оркестра был Дмитрий Атовмян, замечательный композитор и аранжировщик, одно время работавший с Аллой Пугачевой. Оркестру требовался  музыкант, играющий на бас-гитаре. Желающих было много, а взяли меня. Наверное, потому, что я «зажигал»,  как сумасшедший,  играл,  танцевал и пел одновременно. «Старички» – оркестранты смотрели на меня с интересом.   Атовмян тут же дал указание директору  выдать мне белый концертный костюм, и уже на следующий день я в составе оркестра принимал участие в записи программы  на телевидении.  Потом начались гастроли. В составе оркестра я побывал в  Японии, Австралии, Германии, Испании, Франции, Италии, в других странах мира.
   – Видимо, работа в оркестре  дала тебе большой опыт и уверенность в своих силах, не зря ведь уже через несколько лет ты вошел в десятку лучших басистов нашей страны. Помню, тебя даже за рубеж приглашали работать,  но ты, на удивление всем, отказался.
     –  Объясню, как было дело. Я вместе со своими друзьями в 1991 году снял фильм, где продемонстрировал свои возможности, как музыканта.  Монтировался он, кстати, в климовском Доме культуры, помогали мне в этом Вячеслав Соколов, в настоящее время руководитель ВИА «Каравелла»,  Станислав Волков, ныне солист группы «Лесоповал» и Игорь Пухович – руководитель группы «Ван Мо». Работа была очень сложной, фильм озвучен на русском и английском языках. Хотелось доказать всем, что и мы «не лаптем щи хлебаем».  Гитарист Владимир Парамонов, мой друг по ансамблю «Пламя»,  о моем фильме тогда сказал так: «Ты первый сделал то, о чем многие музыканты только говорят и мечтают». Этот фильм, благодаря опять же моим друзьям, видели в Польше, Германии и Америке. Предложения, которые поступали оттуда, меня не устроили. Звали либо преподавать игру на бас-гитаре, либо работать в ресторанах. Ни то, ни другое в мои планы не входило.
    –  И тогда впереди вспыхнуло «Пламя».  А точнее  – вокально-инструментальный ансамбль «Пламя».
    – Наш оркестр  входил  в состав Росконцерта, это была в те годы самая мощная концертная организация Советского Союза, все отечественные «звезды» работали  там. В том числе и необычайно популярные тогда вокально-инструментальные ансамбли. С участниками «Пламени» мы часто встречались на разных концертах. Работать в ансамбль меня  пригласил композитор Сергей Березин. Из ВИА только что ушел басист Алексей Шачнев,  и я занял его место. Конечно, только  после того, как я «показал товар лицом».  В этом коллективе я впервые стал  делать аранжировки песен. Сергей долго ко мне присматривался. Теперь, будучи сам руководителем ансамбля,  понимаю, как ему было непросто с нами. Ведь мы были очень молодыми, нетерпеливыми, причем каждый со своими амбициями.
    – Наверное, Сергей Березин все-таки разглядел в тебе что-то особенное, раз, создавая новую музыкальную группу «Нескучный сад», он пригласил тебя в ее состав?
    – На этот вопрос может ответить только он. Группа просуществовала, к сожалению, недолго, около трех лет.  У нее был шикарный старт, мы записали большой альбом под названием «Атаман».  В него входили песни, которые и сейчас многие помнят: «Давайте, Люся, потанцуем», «Бабки  – бабульки», «Атаман».  В 1989 году, когда «Нескучный сад»  появился на свет, была очень сложная ситуация в нашей стране.  Нужно было иметь  семь пядей во лбу, чтобы выплыть на простор шоу-бизнеса.  Впервые появились такие понятия, как маркетинг, промоушен, значение которых для нас было туманным. Короче, выражаясь современным языком, «раскрутиться» не получилось. А потенциал у группы был очень даже неплохим, могли бы выступать и сейчас, где-то на уровне группы «Любе».  Работа в «Нескучном саду» дала мне очень многое.  Сергей Березин помог мне раскрыться,  как артисту, понять собственные возможности. На сцене важны не только голос и внешний вид, но и каждое движение, каждая реплика, брошенная  в зал. Как говорится,  лучшая импровизация та, что заранее спланирована. Кстати, именно тогда я задумал и готовил одну «фишку»  –  хотел сделать на сцене сальто с гитарой в руках.   
    –  Почему ты был уверен, что у тебя получится такой сложный трюк?
     – Дело в том, что я достаточно долго занимался спортом, у меня есть разряды по спортивной гимнастике и велоспорту. Но сделать сальто на сцене так и не успел. Потом увидел подобный  трюк в исполнении Олега Газманова и  порадовался за него.  В тот период в нашей стране вообще было  сложно жить, особенно творческим людям. Мне хотелось движения вперед, активных действий. Если честно, мы с Березиным, в конечном итоге, разошлись по творческим соображениям. Он предложил мне остаться друзьями.  С тех пор  виделись только один раз, на похоронах солиста группы «Нескучный сад» Бориса Осокина.   
     Выйдя из состава «Нескучного сада»,  я оказался не у дел,  на улице,  в прямом смысле этого слова.  Одел на себя косоворотку и красные шаровары, взял гармошку и встал у подольского Дома книги. Даже  в электричках выступал. А из телевизоров и по радио по три раза на день звучали песни «Нескучного сада». Мои поклонницы просто недоумевали, встречая меня «ряженым». Многие отводили глаза, не здоровались.  Для чего я это делал? Необходимы были хоть какие-то деньги, чтобы продержаться.  Но еще больше нужны были зрители, артисту без них нельзя.
    Даже в те трудные дни Валерий помнил о том, что человек должен сохранять в себе  такие понятия, как доброта и порядочность. Деньги, заработанные на улице и в электропоездах,  он делил на две части. Одну нес домой, на вторую покупал игрушки и дарил их воспитанникам детского дома. Ребятишки, увидев его высокую фигуру в ярком костюме «Иванушки-дурачка»,  встречали артиста  с радостью. Он играл,  они пели и танцевали под его гармошку.   Именно гармошка помогла Валерию вновь вернуться к серьезной работе.
     –  Меня сняли в кино и дали за это десять рублей,  – смеется Валерий,  –  это случилось в девяносто втором году.  Я  в костюме «Иванушки» и с гармонью шел мимо станции метро «Цветной бульвар», где в это время работала съемочная группа студии «Экран» под руководством кинорежиссера Евгении Головни.  Меня попросили   поиграть и спеть частушку, что я и сделал.  Евгения оставила мне номер своего телефона. Я позвонил ей через три дня.  И все закрутилось.  С моим появлением роль русского гармониста красной строкой прошла сквозь весь фильм «Москва… Конец тысячелетия». С этого фильма началась моя работа в творческом объединении «Экран». Даже снимался в кино, правда, в эпизодических ролях. Я Николая Караченцова в тюрьму забирал! Это произошло в сериале «Петербургские тайны», где у меня была роль жандарма. В том же фильме  иногда подменял актера Виктора Ракова. Мы с ним немного похожи внешне, хотя он выше меня на целую голову. Но кино  – волшебник с большими техническими возможностями! Задачу стать актером перед собой не ставил, хотя отдал восемь лет  студии «Архив-коллекция», являясь заместителем директора. Скажу честно, для музыканта заниматься административной работой   невыносимо!
    – И, тем не менее, тебе не удалось  уйти от нее и по сей день, уже будучи руководителем вокально-инструментального ансамбля…
     –  Да, с конца 2002 года я руковожу  группой «Легендарные  Звезды Пламени», прежде имевшей название «Пламя».  Поначалу случались моменты, когда мои музыканты веселились в ресторане поезда, а я один сидел в купе и чуть не плакал, думая, зачем я  взялся за такое дело. Это ведь огромная ответственность.   На руководителе все:  не только артисты, но и заказчики,  и зрители,  масса всяких других нюансов.  У  меня есть девиз  –  фраза из песни, которую мы исполняем: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди!». Постепенно все наладилось,  сегодня мы  находимся в первом эшелоне нашей эстрады. Я уверен в этом хотя бы потому, что на недавнем концерте в Выборге, приуроченном к 82-летию Ленинградской области,  мы хотели выступить в начале, а устроители попросили нас закрыть концерт. Это право почетно и ответственно, оно дается только признанным артистам.
    В Питере мы бываем часто, там у нас масса поклонников. А в прошлом году произошла удивительная встреча.  Нас пригласили выступить на встрече выпускников юридического факультета Ленинградского университета. Встретили нас радушно.  Но удивила тщательность проверки охраной всех присутствующих. Потом поняли, в чем дело: на встрече присутствовал Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев. Состояние перед любым концертом у меня волнительное, а перед тем выступлением я ощутил особую ответственность, не хотелось ударить в грязь лицом. К счастью все прошло благополучно. А после концерта Дмитрий Анатольевич  предложил нам сфотографироваться на память. Пообщаться с Президентом России получилось недолго, буквально пару минут. Но эту встречу для себя я расцениваю, как добрый знак. Значит,  мы идем правильным путем,  и все у нас будет хорошо.
     – Валера, с каким репертуаром работает группа? Каков ее состав?
     – Мы исполняем песни таких авторов, как С.Березин, М.Танич, С.Дьячков, М.Фрадкин, А.Бабаджанян, С.Туликов, Д.Тухманов. Их произведения знакомы всем гражданам бывшего Советского Союза:  «Школьный бал», «Идет солдат по городу», «Снег кружится», «Не надо печалиться», «Багульник» и многие другие добрые, мелодичные и жизнеутверждающие песни. В нашей группе пять человек: Олег Пронишев, Валерий Федорков, Дмитрий Трофимов, Виталий Пушкарь и я.
    –  Имя Виталия Пушкаря хорошо знакомо жителям соседа - Климовска,  о нем  не раз писала и наша газета, как о солисте ВИА «Каравелла».
    – Как-то между гастролями я заехал в Подольск и увидел афишу, которая приглашала зрителей на веранду  парка имени Талалихина, где будет выступать   «Каравелла». В этом ансамбле все музыканты мои товарищи, а слово «веранда» нам служит  паролем для возвращения в юность. Конечно, я посетил  этот концерт,  там обратил внимание на Виталия Пушкаря. Мне как раз нужен был солист,  и я пригласил его в нашу группу. Поначалу с ним было трудновато, хотя  пел он  отлично, просто ему нужно было привыкнуть к большой эстраде. Виталий очень внимательный и понятливый музыкант, он успешно идет к большой карьере.
    На одном из недавних концертов я наблюдал такую сценку: поклонницы с цветами забежали на сцену, наш красавец - гитарист Валера Федорков привычно распахнул руки им навстречу. А они мимо него и к Пушкарю! Так что, у Виталия  все нормально. Главное, что он выходит на сцену с пламенным сердцем, и зрители это чувствуют.
    –   Твое жизненное кредо  одной фразой?
    – Нельзя делать плохо то, что ты любишь!
    … Мы долго еще беседовали с Валерием, сидя  в маленьком кафе, вспоминали друзей, забавные случае из прошлых лет. Уже после дружеского прощания  я вдруг отчетливо вспомнила эпизод из девяностых годов. Однажды на подольском рынке Валера увидел чисто одетого маленького старичка. Тот как-то сиротливо жался к торговкам, разложившим свой товар прямо на земле. В руках его была старая, но ухоженная гармошка. Белов спросил его: «Отец, зачем гармошку  продаёшь?». Старик с горечью сознался, что никогда не отдал бы свой инструмент, но нужда довела его до крайности. Валерий поинтересовался, за какую цену дед собирается продать гармонь, потом достал деньги.   Старик  протянул ему гармонь, но Белов мягко подтолкнул инструмент обратно: «Играй, отец! И помни, что Музыку продавать нельзя!». В последней фразе таится вся суть самого Валерия Белова.