Дух дышит, идеже хощет

Александр Раков
Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. И в наш город святого апостола Петра часто привозят мощи угодников Божиих для поклонения верующих. И это замечательно. Но вот что смущает… Ведь чтобы получить исцеления от св.мощей, надо выстрадать это чудо, потрудиться ножками, как это делали наши предки, отправляясь пешком в паломничество, порою за тридевять земель. Так и сделал, правда, на автобусе сотрудник нашей газеты Илья Раков.
— Дело было в январе, — начал Илья свой рассказ. — Алтарник нашего Варваринского храма в пос.Рахья Владимир побывал под Старой Руссой и рассказал, что там в уединённом уголке, среди лесов южного Приильменья, есть святое место — бывшая Леохновская обитель. Монастырь основал прп.Антоний Леохновский (+1611, память 17 октября) вместе с собратом-пустынником священноиноком Тарасием, от которого и получил монашеский постриг. Вместе они заложили первый монастырский храм во имя Преображения Господня. Ныне обитель возрождается. В 90-х годах был восстановлен Преображенский храм, где почивают мощи прп. Антония. Выслушали рахьинцы Владимира и загорелись желанием отправиться в паломничество под Старую Руссу. Набралось больше 150 человек в сопровождении о.Виктора Филиппова. Но за неделю до отъезда мне вдруг стало худо: последние годы я сильно болею и избегаю дальних поездок. Вот и сейчас решил было отказаться от паломничества, но жена мудро рассудила: «Отказаться всегда успеешь. Быть может, Господь даст сил». Сделав несколько капельниц, я поехал. Увы, пять часов в дороге вымотали основательно, и я предавался невесёлым думам: «И чего мне дома не сиделось?! Знал же, что не по силам такой подвиг…»
Встретил нас настоятель отец Александр Муринсон. И прежде чем начать молебен, поделился радостью, что принято решение о возрождении монастыря, уже отстроены келейный корпус, восстановлен старинный монастырский колодец. И колокольня, построенная в 1829 году по проекту архитектора В.Стасова, но пострадавшая во время войны от артобстрела, отремонтирована и вновь оглашает окрестности звоном колоколов.
Во время молебна я почувствовал, что меня пошатывать начинает, ноги как ватные, надо бы присесть, но все скамьи заняты, да и стыдно как-то. Направился к раке: думаю, приложусь к мощам старца, пока ещё есть силы двигаться. К раке ведут три ступеньки. Кое-как взобрался, уткнулся лицом, позвал преподобного: «Помоги мне, грешному… до чего ж тяжко». Постоял ещё минуточку, поднимаюсь, отхожу. О! стул свободный, но сесть уже не тянет, чувствую себя так хорошо, как давно не было. Можно даже вокруг храма погулять. Самые стойкие потянулись к парусиновой палатке, где о.Александр обливал паломников водой.
А меня не покидало ощущение прикосновения к святыне. Невольно вспомнились многочисленные рассказы, как приносили к мощам калек и те исцелялись и уходили на своих ногах… Но такое редко бывает. А вот маленькое чудо, произошедшее со мной самим, — мгновенное облегчение после поклонения мощам — очень меня впечатлило. Я не исцелился — болезнь осталась со мной, — но получил облегчение. Я не удержался, подошёл к о.Александру, рассказал, что произошло. Он улыбнулся одними глазами: «Преподобный всех слышит и всем помогает. Каждому подаёт по вере и надобности его — утверждает в вере, утешает в скорбях». И батюшка рассказал, как на его глазах стала двигать негнущейся рукой одна женщина после того, как помолилась и приложилась к мощам св.Антония. Сама смогла впервые за многие годы совершить этой рукой крестное знамение и поставить свечу пред иконой преподобного. Подобных случаев у раки св.Антония уже немало было.
Я задумался: «Как же объяснить этот род чудес милости Божией?» — а вернувшись домой, прочёл в «Православном календаре»: «Известно, что от одежды Спасителя многие получали исцеления. «Просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф.14,36). Платки и пояса ап.Павла также давали исцеления: «Бог же творил немало чудес руками Павла. Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19,12)». Это означает, что со святыми предметами пребывает чудотворная сила Божия. Но если от предметов, употреблявшихся угодниками Божиими, происходили чудеса, то тем понятнее чудеса от святых тел их. Сила Божия одинаково может действовать и через святые мощи, и через священные вещи. «Дух дышит, идеже хощет» (Ин.3,8). А чествовать мощи святых следует, как и иконы угодников Божиих: возжжением свечей, каждением фимиамом, лобызанием, почитательным поклонением, потому что мощи суть святые и угодные Богу. А то, что это святые мощи, Господь Сам часто показывает. Так, при обретении св.мощей Феодосия Печерского в полночь видна была заря над пещерой и множество горящих свечей. И свидетельств подобного рода очень много. Часто св.останки мучеников охраняли львы, волки, орлы от поедания их всякими тварями до того момента, как кто-то из христиан не находил их и не хоронил. Что касается преподобного Антония… В 1611 году в новгородские пределы вторглись шведские полчища, разорили монастырь, убили монахов. Старец был в это время в Новгороде и потому уцелел. Он мирно отошёл ко Господу в том же году, а перед кончиной пророчествовал о скором восстановлении обители и перенесении в неё его мощей. Так и случилось. В 1630 году чудесно было обретено его нетленное святое тело и перенесено на место обители, которая вскоре заново была отстроена.
Слушая Илью, я припомнила рассказ настоятеля храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерея Игоря Филина. Батюшка рассказывал, что случилось с ним однажды в паломничестве на Святую Гору Афон. «В первый же приезд на Святую Гору Афон я со товарищи решил подняться на гору до отметки 1500 метров над уровнем моря. По преданию, сюда поднялась Сама Богородица, и потому здесь стоит храм Панагия (Всесвятая). Не ведая путей, мы отправились самой короткой, но крутой дорогой, да под палящим солнцем. Уж сумерки на землю пали, мы чуть живые, но до Панагии в этот день не дошли — упали прямо поперёк тропы и кое-как перемоглись до рассвета. А когда наконец вошли в храм Пресвятой Богородицы и поклонились Её иконе, я подумал: «А ведь я в первый раз в жизни действительно потрудился, чтобы поклониться Матери Божией». До этого всё было как-то легко и поверхностно. А здесь, когда семь потов сошло и чуть живой добрался — всё ради того, чтобы поклониться Богородице, — вот это и в самом деле труд! Когда мы спустились к морю, я без палки даже идти не мог: одну ногу до крови сбил, на второй колено болит, не гнётся, но душа пела!»
«А мы нынче долетим удобно самолётом, доедем автобусом или поездом до святых мест и давай бегать, высунув языки, чтобы всё успеть осмотреть, купить, св.водичкой запастись, наскоро чмок-чмок святыни — и в обратный путь. А помолиться? А прочувствовать святость места? А подготовить свою душу к поклонению святыням? На это времени уже нет, — с горечью говорит организатор службы «Паломник» Мелитина Ладинская. — Люди привыкли к туризму и плохо понимают, что паломничество — это работа для души. В старину паломники проходили сотни километров, чтобы помолиться на святом месте, старались отключиться от мирской жизни и настроиться на молитву. Всё телесное уходило на второй план. Дорога в монастырь занимала иногда недели и месяцы. По пути паломники встречали добрых людей, которые давали им ночлег и кормили их — таким образом служа Богу». И правда, кто из нас способен, как предки-богомольцы: палку в руки, котомку, в которой лишь краюха хлеба, за плечи — и по святым местам пешком? Или, как написал в стихотворении «Семейное предание» замечательный православный поэт Николай Зиновьев: «Душ любимых спасения ради, богомолом прослывши окрест, раз в году в церковь хаживал прадед… На коленях… В соседний уезд».
Как добраться: от г.Старой Руссы поворот на 24 км на с.Леохново. Тел.8 (81652) 75-435.
Записала Ирина РУБЦОВА