Место вселения славы Божией

Александр Раков
В чём состоит роль Божией Матери, Приснодевы Марии, в деле человеческого спасения? Каково Её место в Священной истории? Какой ответ даёт на эти вопросы пра-здник Благовещения? Размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма Прмч.Андрея Критского о.Валерий ШВЕЦОВ.
Древние христиане давали празднику Благовещения разные имена: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии. Непреходящее значение этого праздника в цепи двунадесятых праздников в том, что с Благовещения Богородицы открылась для человечества возможность принять Спасителя. В лице Матери Божией весь мир встречает Христа. В ней, как в благоуханном цветке на древе человечества, воплотилось всё нравственное богатство, чистота, духовность всех поколений людей, которые ждали Христа и шли к Нему. Богородица — это место вселения славы Божией. Этим праздником как бы начинается предпразднование Рождества Христова. Как писал св.Исидор Пелусиот, «так как жена одолжена мужу тем, что безсеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившимся без семени».
В момент Благовещения Пречистая, отзываясь на обращение Бога к людям о приходе в мир Спасителя, от имени всего человеческого рода и для его спасения ответила кротким согласием: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.2,38).
Склонясь над книгой древнего пророка,
Мария с тихой радостью прочла
О том, Кто скоро с высоты Востока
Приидет, чтобы мир спасти от зла.
Вдруг слышит словно ветра дуновенье
И легкий шелест невесомых крыл:
Внезапное чудесное виденье —
Пред Нею Сам Архангел Гавриил.
— Не бойся, Дева, избранная Богом,
Уже близка спасения заря:
Ты станешь храмом Божиим, чертогом,
Зане родишь Небесного Царя.
Ты будешь между жен благословенна,
Твой Сын разрушит дьявольскую тьму…
И Дева чистая рече смиренно:
— Да будет Мне по Слову Твоему.
Татьяна ЕГОРОВА, СПб
— Вот что писал по этому поводу митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх: «Без согласия человеческого рода Бог не мог прийти в мир и вочеловечиться. И когда в Назарете Архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о том, что от Неё родится Сын Божий, Она ответила с покорностью воле Творца. То был Её личный ответ на Божий призыв. Но ведь Она — одна из нас. И подобно тому, как мы через общечеловеческую солидарность и преемственность связаны с Адамом и с совершённым им грехом, точно так же мы связаны и с Богородицей, чьи слова прозвучали от имени всего человеческого рода. Не будь этого ответа, не было бы Воплощения Сына Божиего и Сына Человеческого. Без Своей Пречистой Матери и против Её воли Иисус Христос не смог бы искупить грехи мира». Материнская любовь — высшее проявление любви одного человека к другому. И Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения.
— Но я читала, что Богородицу называют первой монахиней.
— Правильно. Иеромонах Парфений Киевский задался как-то вопросом: «А кто была первая монахиня?» И ему было видение Матери Божией, Которая произнесла: «Я и была первой монахиней». Действительно, Приснодева ещё в раннем детстве отказалась от всех привязанностей суетных, приобрела все человеческие добродетели, которые пробились, как ростки из семян, и имела такую молитву, которую не каждый из нас имеет, — сердечную, благодатную, непрестанную. Сердце Богородицы горело любовью к Богу, Она всегда была послушной Своему Отцу Небесному. В этом была Её жизнь, Её счастье.
Пречистая после смерти родителей дала обет сохранить девство. И удивлялись этому все, ведь в ветхозаветном понимании женщина должна была выйти замуж и рожать, ибо через каждую женщину мог прийти в мир Мессия. А девство… Ветхий Завет не знал такого жизненного идеала для женщин. До совершеннолетия — да, но потом — непременно замужество и роды. Для мужчин было назорейство: при храме Иерусалимском, созданном Соломоном и возобновлённом Зоровавелем, жили в отдельных кельях назореи, посвятившие жизнь свою служению Единому Богу и представлявшие собою нечто вроде иноков. Они, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни.
Что касается Богородицы, Она, родив Спасителя, сохранила Своё девство, внутреннюю чистоту и преданность обету сохранить Себя для Господа. Как Иисус Христос назвал Себя дверью, которою входят на Небо: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10,9), — так и Приснодева послужила девственными вратами, чрез которые Сын Божий прошёл в мир, после чего Она пребывала «заключенною» — Девою навсегда, так что никто уже после Господа не входил Ею, т.е. не рождался от Неё. «Ты — венец девства, Ты — Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь, и Дева!» — сказано в заключительном слове на III Вселенском соборе.
Да, Пресвятая Богородица была первой монахиней, Девой. На некоторых иконах Приснодева так и изображается — в монашеских облачениях, с посохом, ибо является Небесной настоятельницей Святой Горы Афон. До сих пор в одном из афонских монастырей нет игумена — не избирают, потому что игуменией там Сама Богородица. Вот как написано в «Афонском патерике»: «Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе… Отныне будет называться гора эта вертоградом Моим».
Монашество — это особый путь, прямое восхождение «еже по подобию». Но спастись можно в любом звании, в любом чине и в миру. Многие спасаются через семейную жизнь, если семья становится малою церковью. Воспитать настоящего христианина не менее трудно, чем самому пройти монашескую стезю так, как должно её проходить. Каждому дан свой крест, свой путь земной.
— Удивительно, но Приснодева не возгордилась тем, что Она — Матерь Божия, не пыталась поучать Иисуса, когда Он был ребёнком.
— Любовь, кротость и смирение — вот главные черты Приснодевы. Из Святого Предания мы знаем, что на обратном пути из Египта, куда бежало Святое Семейство с Младенцем Иисусом от расправы царя Ирода, св.Иосиф получил от Господа повеление вернуться в пределы Галилейские и поселиться в Назарете. По возвращении Пресвятая Богородица проводила жизнь в прежних занятиях: молитве, чтении, рукоделии, соткала Сыну хитон без единого шва.
И пока мы живём на земле, Богородица, как любящая мать, усыновившая всех нас через апостола Иоанна, помогает нам понять, что наша жизнь заключается не в исполнении обрядов или формальном участии в таинствах. Пречистая зовёт нас к живой жизни с Богом. Вот мы сейчас переживаем время, когда повсеместно восстанавливаются или строятся новые рукотворные храмы Божии. Но главное-то, чтобы каждый христианин стал одушевлённым храмом Божиим, ибо «не в камнях храм, а в рёбрах».
Праздник Благовещения может приходиться — в зависимости от Пасхи — на дни от четверга третьей недели Великого поста до среды Светлой седмицы включительно. Если он случается раньше Лазаревой субботы, то празднуется три дня; если в саму эту субботу — то два; если в Страстную или Светлую седмицу — один день. Но по своему величию праздник Благовещения не отменяется даже в Страстную пятницу — ради него в этот скорбный день совершается Литургия свт.Иоанна Златоуста и пост слегка ослабляется. Благовещение, совпадающее с Пасхой, называется Кириопасхой. Такой двойной праздник случается крайне редко. В веке XIX Кириопасху праздновали в 1817 и 1828 годах, в прошлом столетии — в 1912 и 1991-м, следующая Кириопасха будет в 2075 году.
Адрес: 198218, СПб, пос.Сергиево, пр.Ленина, 22. Тел.738-98-14.
Записала Ирина РУБЦОВА