Голубичное болото

Владимир Калабухов
     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 1 "Наша матушка-природа". Раздел "Лучший отдых в выходные дни"

     Жара не отпускает. Весь июль под тридцать. Природа усреднила июньские холода июльской жарой. На липах хорошо потрудились пчёлы, а в последние дни июля зацвёл подсолнух – и на нём теперь пасутся эти неугомонные трудолюбивые насекомые, вместе со шмелями опыляя золотистые головки, добывая жёлтую пыльцу и подсолнуховый нектар.

     А что творится такой порой в лесу? Душно. С дальних торфяных болот уже пошёл такой знакомый и такой неприятный запах гари. Выпадающие местами грозовые дожди не могут напитать песчаные бугры достаточной влагой – мучается розовый вереск, его цветение задерживается, только ближе к болоту красивые распустившиеся веточки этого многолетнего мелкого кустарника радуют глаз. Иногда можно встретить и вереск-альбинос с белыми цветами. Грибов мало. Первая волна прошла, а для второй волны не хватает дождей. Вот и попадаются  в самом болоте крупные чистые подберёзовики. Можно набрать, если знаешь места, подосиновиков и белых – «дикий» рынок – хороший индикатор грибных урожаев.

     А пока милость лесной природы в это время – ягоды.

     Малина не уродилась – сильные и ранние прошлогодние морозы побили большинство цветочных почек. Но при желании ягодки найти можно, хоть и мало, но приятно отправить в рот пригоршню лесной малины. Земляника в этом году – тоже большая редкость. Но есть ирга, есть черника, и есть, наконец, голубика.

     Почти месяц идёт черничка. И еще месяц, а то и дольше можно будет ходить в лес за нею. Спелые ягоды не осыпаются долго, часто вянут на кустике – готовая сушёная черника. И пока идёт эта целебная ягода, мало кого прельстит поспевающая в июле и заканчивающаяся через одну – две недели по такой жаре голубика, тут же осыпающая свой урожай в болотный мох. Гонобобель, пьяника, дурника – да что это за неприличные названия для такой чудесной, почти не пачкающей рук, кисловато-сладкой и нежной ягоды, растущей по краям болот вместе с черникой, брусникой и клюквой? Они все вместе называются брусничными. Рядом, а то и вперемешку с голубикой полно пьянящего, дурманящего аромата листьев другого кустарничка – багульника. Это само по себе лекарственное растение, сушёные листья которого продают в аптеках. На пасеке сухой багульник добавляют в дымари – помогает в борьбе с неисчезающим клещом Варроа.

     При малой конкуренции – ещё одного такого же чудака на другом краю болота в этот раз увидеть всё-таки удалось – все ягоды голубики, считай, твои. Рядом с голубичником на краю лесного озерка застаю рыбака. Его чёрное авто стоит на полянке рядом. Но карась не идёт, минут через двадцать рыбака и след простыл. Вот я и в невысоких зарослях голубики. Поспела. Пора. Но тут надо мной зашумел, закричал на своём языке – каа, каа, каа дятел. Видно, попал я в его владения. Увидев, что противник не уходит, дятел с озлоблением начинает стучать своим крепким клювом по стволу ближайшей сухой сосны. Может, решил позавтракать личинками короедов, а может своим стуком пытается прогнать незваного гостя. Поняв, что я не сдаюсь, дятел улетает в лес, но к вечеру наверняка вернётся в своё самодельное дупло на ночёвку.

     Голубики много, есть кустики с мелкой и более крупной, матово-голубой ягодой. Полная пригоршня первых ягод отправляется на дно пластиковой пятилитровой бутылки с отрезанной горловиной – лёгкая, современная тара вполне заменяет тяжелые трехлитровые бидоны. Две таких прямоугольного сечения посудины отлично размещаются в плетёной из цветных стеклопластиковых лент корзинке. Тишина, яркий солнечный свет. Температура воздуха быстро повышается. В девять часов «Маяк» даёт семнадцать, а через два часа – уже двадцать три, ещё через час – все двадцать семь градусов. Но приятной во всех отношениях работы остаётся на полчаса – час. И время – час. Пора купаться и обедать. Но вот незадача – с севера налетает большая тяжёлая туча, треск в приёмнике, вспышки молний и раскаты грома. Сухая гроза? Да нет, мокрая. От купания и обеда приходится временно отказаться. Закрыв полные ягод посудины полиэтиленовыми пакетами и цветными резиновыми колечками, чтобы, не дай бог, спотыкнувшись, не просыпать урожай наземь, да и от дождя его уберечь, отправляюсь к электричке. Хотя здесь останавливаются не все поезда, но через два часа будет и мой. Спешить некуда. Гроза и ливень были как раз у платформы, всё давно закончилось. С большой глубины деревенского колодца с наматываемой на ворот цепью достаю ведро чистой, прозрачной и холодной воды. Набираю флягу воды с собой, в сторонке споласкиваю руки. Вот теперь можно и пообедать нехитрой снедью, запивая еду отличной колодезной водой. Поход за голубикой на лесное болото закончился вовремя и успешно. Ещё через неделю можно будет приехать снова. Но снова… за черничкой – голубика к тому времени почти вся поспеет и осыплется.

     Всё бы хорошо, но перебирать дома голубику, отрывая почти от каждой ягодки плодоножку – сухую веточку, – занятие не из лёгких. Почти столько же по времени, сколько её собирать. Но это очень приятная работа. Тут уж наешься и свежих ягод вдоволь, вспомнишь встречи на болоте и того самого дятла, покой которого так неосторожно пришлось нарушить, прошедшую стороной грозу, запах багульника. И эти впечатления остаются надолго. Не зря говорят, что время, проведенное в лесу, на рыбалке, да и вообще на природе в срок жизни не засчитывается. А может и вычитается, как знать. Ведь летние походы, будь то по грибы, по ягоды, по целебные травы излечивают и предохраняют человека от разных хворей, а на рекламу всяких там исцелинов и нестаринов просто не обращаешь внимания – и без них хорошо!

     2003

     Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389