РИМ, открытый город для меня!

Кора Журавлёва
      Суббота. 11 сентября. В девять часов утра я с сестрой Франко Фруста поехала на электричке в Рим. От вокзала до Ватикана, государства в государстве, мы доехали на автобусе.   
      Карта Рима мне понадобилась на этот раз лишь затем, чтобы я могла отметить места, куда водила и показывала мне Бетта.    
      Постепенно каждая моя детская мечта сбывалась. В Соборе Святого Петра данный день являлся днём бесплатного посещения этой жемчужины Рима.
      Однако для посещения святой обители, устанавливались строгие правила внешнего вида для женщин. Мне не повезло. У меня была короткая юбка и декольтированное платье, что категорически запрещалось в стенах Ватикана, дабы не смущать и не возбуждать воображение достойных служителей господа Бога.   
      Правда Бетта одолжила мне свою закрытую кофточку, но что делать с ногами? Решения мы не нашли, и я удовольствовалась лишь фотоснимками на ступеньках Ватикана, да прогулкой вокруг его стен. Купив на память сумку с надписью «ROMA», мы с Беттой снова поехали на автобусе до Пьяцца Венеция.
      Огромная площадь, окружённая с одной стороны «Дворцом Венеция», а напротив Дворца, возвышается величественное сооружение с колонами и памятником Виктору-Эммануилу, у основания которого мы с Беттой запечатлели на плёнке миг из истории моего путешествия.
      Если пройти по левой стороне площади мимо памятника Виктору Эммануилу, то попадаешь в древнейшую часть города в истории Рима. Я не знаю другой такой страны в мире (может быть ещё и Греция, где мне, к сожалению, не пришлось побывать), где бы каждый древний камень не только хранился и сохранялся, как священная реликвия самим государством. Но и люди, простые люди с таким искренним трепетом относятся к различным руинам стен и остаткам камней, что вы никогда не увидите мусора вокруг или внутри этих священных для них развалин.

      В первый день своего приезда я вышла из вокзала Гара Термини и буквально через метров пять-шесть я едва не налетела на большой кусок серо-грязной стены, стоящей прямо напротив входа в вокзал.
- «Неужели нельзя было убрать этот камень, чтоб он не мешал приезжим?» – удивлённо спросила я Винченцо.
Винченцо посмотрел на меня так, как будто я произнесла кощунственную фразу над надгробием святого!
- «Да это же кусок стены Сервия Туллия, стены первого укрепления Древнего Рима, четвёртого века до нашей эры!» – воскликнул он обиженно, но с оттенком гордости.
      Я извинилась перед Винченцо за своё бескультурье, но чтобы не «упасть в грязь лицом» сказала: "Рим имеет древнюю и великую историю, и, хотя я училась в другой стране, историю Римской империи мы всё-таки изучали. Что же касается русской истории или хотя бы румынской, куда итальянцы любят так часто ездить, то сомневаюсь, что школьная программа итальянских школ включила и очень интересные факты из истории этих стран".
- «Поэтому не важно, что я не знаю деталей истории. Кстати, я за этим сюда и приехала, чтобы за то короткое время, что мне было отведено моим институтским шефом в Бухаресте, побольше узнать о вашей прекрасной стране» - заключила я свой монолог, отплатив «уколом» на «укол».
      Однако я учла, преподанный мне урок, и поняла, как итальянцы любят, не только свою страну, но и как трепетно относятся к её истории. Этому неплохо было бы поучиться у них и другим народам.

      Рим это необыкновенный город! Это смешение эпох и воззрений, переплетение истории и современности, вкусов и традиций. Трёх тысячелетняя история человечества связана с историей великого Рима и Римской империей. Великие имена от Вергилия и Спартака до Микеланджело и Гарибальди напоминают нам, что мы тоже часть той великой эпохи, хотя бы потому, что храним и восхищаемся произведениями зодчества прошлого и искусством, оставленные нам предками.
      Я видела какой-то новый дом, построенный на сквозном постаменте так, чтобы не затронуть, а сохранить в своём первозданном виде какие-то остатки древних колон, видневшиеся из-под земли.
      До сих пор римляне пользуются античными мостами, фонтанами и даже водой из водопровода Аква Вирго, построенного ещё в первом веке до нашей эры императором Августо. Дорога же Виа Апия, ведущая к аэропорту, до сих пор сохранила оригинальное покрытие и не пострадала, несмотря на современное движение.

                *****

      Завернув за угол памятника Виктору-Эммануилу, мы попали на одну из самых оживлённых улиц Рима – виа деи Фори Империали.
      Это улица императорских Форумов, остатки Форума Трояна, Августа Цезаря и других. Улицу Фори Империали и прекрасные руины императорских форумов, завершает величественный Колизей. Моя детская мечта воплотилась в реальность! Его руины сохранили своё величие и таинство прошедших эпох. Он был великолепен в своих руинах.
      Колизей! Я остановилась очарованная, не веря глазам своим! «Неужели это правда, что я, простая девчонка из другой страны, действительно вижу Колизей?» – вопрошала я сама себя, крепко держа Бетту за руку.
      Форум, находившийся справа от меня, не так привлёк вначале моё внимание, вероятно, просто потому, что я мало что-либо знала о нём. Да и первый взгляд, брошенный в сторону Форумов, не впечатлил особо моего воображения, поэтому я сначала направилась к Колизею.
      В Колизее была группа туристов из Болгарии (!), поэтому я поняла почти всё, что им рассказывал гид. Колизей представляет собой овал примерно 190 метров на 160 метров и высотой в 50 метров, построен при императорах Веспасиане и Тите в начале нашей эры. Построен Колизей из природного камня. Во время гладиаторских боёв Колизей заполняла почти пятидесятитысячная толпа зрителей.
      Зайдя внутрь Колизея, мы с Беттой ушли от группы туристов, потому что я сама захотела полазать по знаменитым трибунам и посидеть на тех местах, где когда-то восседали патриции. Необыкновенное чувство сопричастности ко всему, что меня окружало, пронизало меня до кончиков волос. Какая-то магическая сила удерживала меня на месте, и я никак не могла расстаться с этими древними камнями. Казалось, что если я покину это волшебное место, то ничего не смогу унести с собой из воспоминаний, а, напротив, что-то останется от меня здесь навсегда.
      Из Колизея нельзя было вынести даже песчинку на память, иначе миллионные туристы уже разобрали бы Колизей до основания. Предприимчивые итальянцы, зная это, тут же на выходе из Колизея продавали сувениры из того же камня травертина, из которого был построен Колизей, если, конечно, это не подделка. Меня это несказанно обрадовало, и я приобрела кусочек сокровища от Колизея в виде пепельницы. Ещё сбылась одна детская мечта! У входной арки Колизея стояли красочные прогулочные двуколки, но денег на прогулку вокруг Колизея у меня не было, поэтому я попросила Бетту сфотографировать меня, захватив в кадр двуколку, часть Колизея и меня с ними вместе, если получится. Получилось!
      Отойдя от стен Колизея, мы направились в маленькое кафе напротив Форумов, где съели по порции мороженого. Мороженое не понравилось, даже в Румынии оно вкуснее, но самое лучшее мороженое, это у меня на родине. Бетта торопилась домой. Мы сели на метро недалеко от Колизея и доехали до вокзала с тем, чтобы на электричке вернуться во Фраскати. Форумы мне увидеть не удалось, но я не огорчалась, так как знала, что в Рим я ещё вернусь. А может быть, и не один раз!    

(продолжение следует)   Средиземное море. Мечты сбываются!