Истории ДАмбди. часть первая Зеркало

Мария Прейгер
Вы когда-нибудь просыпались с ощущением, что вы не знаете, кто вы, зачем, да и вообще, существуете ли вы? Наверное, с таким ощущением иногда просыпается каждый человек. Загвоздка в том, что я и не совсем человек. То есть, у меня, конечно, есть руки, ноги, голова и прочие части, и даже имя, немного странное, но самое настоящее – Дамбди. Но при всем этом замечательном совпадении, единственное, что я точно о себе знаю, я – не человек. Скорее всего, меня можно отнести к домовым, а точнее, если брать то место, где я в последнее время обитаю, к подвальным. Я живу в подвале старого четырехэтажного дома среди всякого хлама, который годами накапливается здесь. И, как это ни печально, я частенько чувствую себя таким же старым, заброшенным и ненужным, как все эти вещи, снесенные сюда по разным причинам на неопределенное время и так и забытых своими владельцами. Может, это кого-то и удивит, но я даже толком не знаю, как выгляжу. Единственное зеркало в моем «царстве» такое древнее и мутное, что оно, скорее, отражает мое настроение или собственные воспоминания, чем что-то реальное. С зеркалами всегда так. Они за свою жизнь накапливают столько отражений, что со временем там, в глубине все спутывается, и ты попадаешь в какой-то странный лабиринт, и кусочки разрозненных реальностей уводят тебя за собой все дальше от твоего собственного мира. С зеркалами, скажу вам по секрету, надо быть ох как осторожным.  Они обманчивы и могут, например, легко испортить с утра настроение всем подряд, просто так, со скуки или со своего, может и не злого, но только им и понятного, умысла. Вот недавно была история в 5-ой квартире. Квартирка там такая небольшая, две комнаты по бокам, крошечная кухонька, а как войдешь в дверь, сразу в самого себя и упрешься. Ну, зеркало там висит, прямо напротив входа, большое такое, под старину, в тяжелой чугунной рамке. А поскольку оно под старину, то и характер у него с претензией на этакую породистость, надменный да вздорный. В той квартире семья живет, муж, жена, ее мама (тихонькая такая незаметная старушка, голубей вечно во дворе кормит, да кошек бродячих) и дочка, девица лет 15-ти со всем набором «хочу, дай и сейчас». Мужа-то толком никто и не видит, он с работы на работу, молчаливый, смурной вечно, до того вечера, по-моему, никто в доме и голоса-то его не слышал. А жена, ее Розой зовут,  под стать своему зеркалу, с манерами, с запросами, ни с кем не поздоровается, никому не улыбнется. Ну, она тоже работает, только немного, так чтоб можно было и себя показать, и выйти-приодеться-надушиться, и домой вернуться, глазки закатить «ох, как я устала, мама, чайку сделай, я должна лечь». А мама что, она безропотная у них, все время суетится, делает что-нибудь, как будто ей кажется, что должна она отработать свой обед и ночлег, чтоб не подумали, что зря дни проводит, да место в комнате занимает. Девица их 15-летняя, Кристина – красавица, что правда, то правда, но уж очень капризна, целый день или по телефону, или у зеркала вертится, а то и вместе с телефоном разглядывает себя так и этак, чирикая с подружками и сплетничая. И вот как-то с утра старушка, которая всех раньше встает, то ль от старческой бессонницы, то ль от страха лишнее поспать, лентяйкой показаться…
Нет, надо начать все-таки не с утра, а с вечера, так будет правильней.
 Вечером, накануне, приходила к Розе подруга Рита, хвасталась платьем новым и сережками. Ну, конечно, пришла-то она как бы «на поболтать», но принарядилась, «мол, после тебя на свиданье тороплюсь с одним таааким красавчиком, да еще и богатым». Врет, конечно, не было у нее никакого свидания. Откуда я знаю? Ой, ну не смешите меня, я тут все знаю, нужно просто уметь слушать и наблюдать, а это мое самое любимое занятие.
Ну, так вот, пришла, значит, подруга и куда? Естественно, к зеркалу. А надо сказать, что подруга эта – дама довольно объемная, но никак с этим не смирившаяся. Все ей кажется, что она размера на два поменьше, чем она есть, да и лет на –надцать моложе. И вот смотрит эта дамочка на себя в обновках в зеркало, а Роза как-то так эгоистично в своих мыслях-переживаниях и не обращает внимания на красоту такую. И вот эта подруга вдруг возьми да скажи, на себя любуясь: « Роза, зеркало твое – сплошной кошмар. Оно ж все растягивает, да и мутное, что ли, какое-то. Выкинула б ты его, а то только настроение тебе портит, и старит, и полнит». Роза, конечно, на слова своей подруги – ноль внимания, даже не съехидничала, как обычно, мол, это тебя последнее пирожное полнит, да и платье ты, подружка, не по себе выбрала, и в парикмахерскую тебе давно пора б сходить. Роза своими проблемами занята – у нее на работе новенькую приняли, помоложе, покрасивее, да и, что уж там, признаемся, потолковее. А начальник, с которым Роза наша заигрывала для поддержания тонуса и статуса (ну, чуть уже дальше, чем просто заигрывала, но мужу ни-ни, осликов обижать нельзя), тут же начал интерес к Розе терять, что грозило… Тут у Розы окончательно испортилось настроение и разболелась голова. В результате чего она подошла к зеркалу, вгляделась в него вместе со своей подругой, и сказала: «Вот, черт, и вправду, все омерзительно». Относилось ли это к зеркалу, или к надоевшей, совершенно не вовремя пришедшей, Рите (да и когда она вовремя приходила?), или еще к каким Розиным мыслям, так и неизвестно. Но зеркало оскорбилось, очень и очень оскорбилось.
Что, вы думаете, зеркало не может себе такого позволить? Ошибаетесь, и очень даже вам не советую так легкомысленно относиться к зеркалам. У каждого зеркала есть свой характер, это вам не просто ваше лицо в рамочке. Нет, зеркало заглянет вам гораздо глубже, в душу, в мысли, в сердце, и отразить может вовсе не то, что вы ожидаете, а самое сокровенное, чего вы порой и видеть-то не хотите, а зря. Вы ж в зеркало как смотритесь? На ходу, на бегу, так причесаться, проверить, нет ли грязи под носом, да и не запоминаете толком, увидели ли что, или нет. В крайнем случае, кто-то внимательно будет рассматривать свой прыщ или морщинку, или макияж на лице. А глубже-то никто и не глянет. А зеркало помнит все – грусть, радость, переживания, то, в чем вы сами себе и признаться не решитесь. Но вернемся к нашей истории.
Итак, Зеркало оскорбилось, да так, что по серебру пошли волны и трещины, из-за чего, естественно, все, что пряталось в глубине, начало проглядывать, одна картинка накладывалась на другую, как перепутанные слайды. Зеркало злилось всю ночь, а утром…
Утром уже давно не обращавшая даже на себя, не то, что на свое отражение, старушка вдруг задержалась у Зеркала, словно кто-то ее тихонько позвал: «Нина…» (да, да, оказывается, что у нее было самое настоящее имя, а не просто «подай, принеси, убери»), и впервые за последние годы взглянула в свои глаза. А надо сказать вам, что это самое что ни на есть магическое действие – взглянуть в свои глаза. Это путь вглубь, и что ты встретишь на этом пути, что увидишь, никто тебе заранее не скажет. Может, потому люди не решаются смотреть подолгу себе в глаза, отраженные в глубине зеркал. Не знаю, что увидела наша безропотная старушка, какие картины ей показало коварное Зеркало, да только вдруг ее лицо осветила улыбка. Не привычно-стеснительная и извиняющаяся, а самая настоящая, возвращающая цвет и жизнь глазам, выпрямляющая спину, расправляющая плечи, заставляющая вспомнить, что такое свободный вдох и легкий смех. И оказалось, что на самом-то деле старушка вовсе и не старушка без возраста и облика, а очень даже интересная дама в возрасте. Нина задумчиво еще раз глянула на свое отражение, посмотрела вокруг, улыбнулась, вернувшейся к ней из прошлого легкой походкой подошла к телефону, позвонила кому-то и вышла из дома. Куда она пошла? Ну, этого я вам пока сказать не могу, это отдельная и долгая история. Давайте-ка вернемся в квартиру номер 5, где прозвенел будильник, и утро вдруг пошло по совершенно незапланированному сценарию. Привыкшая к готовому завтраку и к тому, что с утра она должна обязательно послать бабушку не совсем подходящими юной леди словами, Кристина так и не дождалась своего утреннего развлечения. Встала она не просто с левой ноги, а уже готовой устроить цунами, особо даже не выискивая повода.  И по привычке к Зеркалу. Остальных разбудил уже не будильник, а ее истерические крики. Выскочившая из комнаты Роза с трудом смогла разобрать в бессвязных воплях только «Прыщи, толстая, безобразная, не могу так жить, уродина, это не я, не я, выкинь его сейчас же». И никакие попытки успокоить дочь, которая внешне, на взгляд Розы, никак не изменилась со вчерашнего дня, ни к чему, конечно же, не привели. Ведь Кристина больше всего на свете доверяла Зеркалу. В панике Роза стала будить мужа, которому совершенно не хотелось не только выслушивать бабские истерики, но и вообще вставать, поскольку он только пару часов назад вернулся с ночной смены. Но поскольку вопли женской половины семьи – это тебе не будильник, который можно просто шлепнуть и забыть, их так просто не заткнешь, ему пришлось подняться и подойти к Зеркалу. Догадайтесь, что произошло. Он увидел. Не важно, что. Важно здесь именно слово «увидел». Повернулся к жене и дочке, помолчал с минутку и сказал: «Вот, черт, и вправду все омерзительно» (знакомая фраза, да?) И не слушая никаких возмущенных криков, спокойно, как будто давно об этом подумывал, вернулся в комнату, сунул пару своих рубашек в рюкзак, снял со связки все ключи, оставив только ключ от машины, и вышел из квартиры. То ли он в сердцах хлопнул слишком сильно дверью, то ли вмешался сквозняк, то ли просто Зеркало решило, что ему тоже все надоело, но оно с грохотом упало со стены, видимо, вообразив себя ружьем, без выстрела которого пьеса будет считаться неудавшейся. Вычурная тяжелая рамка погнулась, по Зеркалу, словно морщины от прожитых лет, пошли трещины, а правый верхний угол откололся. Конечно же, Зеркало было выброшено из дома. Вы ж, люди, как считаете? Зеркало треснуло – плохая примета, быть беде какой-нибудь. И, как всегда, путаете. Зеркало тут не причем. Это вы в себе носите все последующие неприятности, а Зеркало – оно всего лишь отражает ваше настоящее «Я». Оно из-за всех сил пытается вам подсказать, помочь. Зеркало забирает в себя ваши переживания и страхи, стараясь вернуть вам более чистое отражение. Конечно, со временем оно устает, и если ему приходится постоянно сталкиваться только с мусором, если вы за ним не ухаживаете, не очищаете его, не радуете счастливыми лицами и улыбками, рано или поздно оно обязательно впадет в депрессию и треснет, и всегда, как вам кажется, без причины, просто так. А раз без причины, так вы просто поспешите его выкинуть, будете уговаривать себя, что это, мол, просто глупая примета, и уж точно, что с вами-то все в порядке. Купите себе новое и продолжите свою привычную жизнь, не задумываясь, что же вам хотели сказать зеркала.
Ой, ну что вы как всегда? Кому это интересно, что потом стало с Розой и ее дочкой? Разве это важно в нашей истории? Ну, хорошо, хорошо. Хотя… По-моему, ничего хорошего там потом и не было. Роза стала все чаще делить вечера с Ритой, по-прежнему считая ее глупой старой коровой, но при этом мило сплетничая с ней часами о каких-то козлах (не знаю уж, чего вдруг они заинтересовались животноводством). С работы ее не уволили, но как-то незаметно задвинули в угол и перестали замечать. Кристину пришлось отвести к врачу, она шарахалась от любого зеркала, и со временем, от принимаемых ею лекарств, ее облик почти сравнялся с так напугавшим ее отражением. Да не интересно все это, ну почему люди вечно интересуются ненужными внешними деталями. История-то не про них, а про Зеркало. А Зеркало я подобрал, почистил, подлечил немного. Конечно, характер у него тот еще, никакая помойка не исправила. Но мы с ним дружим. Что? Вы считаете, что в нем ничего не видно? Вы так ничего и не поняли. В Зеркало нужно уметь смотреть. Вот, расслабьтесь и просто смотрите в глубину, наблюдайте, следуйте за своим взглядом и дыханием Зеркала, и оно откроет вам…. Эй, вы куда? Не надо, не плачьте… А впрочем, почему бы и нет. Зеркало, ну что у тебя за характер такой, ну кто тебя просил показывать самое-самое?