Чиновники и счастье

Александр Самоваров
Не так давно в Интернете появилась информация о том, что китайских чиновников заставляют быть ответственными за счастье тех, кем они поставлены руководить. «Вести» озвучили такую вот информацию: «Китайские власти приняли решение изменить критерий измерения благополучия граждан страны, сделав основной упор не на экономических показателях, а уровне счастья жителей. Как сообщает агентство «Синьхуа», в одном из городов провинции Хэнань, Пиндиншане, местные власти уже ввели так называемый «индекс счастья». С помощью этого показателя оценивается работа чиновников за последние три года. После анализа индекса, отказ в повышении по служебной лестнице уже получили пятеро служащих в администрации города».

У наших местных товарищей (или господ) это вызвало недоумение и сдержанную иронию: «Если люди, работающие под его руководством, счастливы, значит, чиновник правильный, если нет — пусть ищет другую работу. С этим категорически не согласен директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов: Вот после наших долгих морозов в Москве, в частности, выглянуло солнышко, началась капель, и люди стали, в общем-то, счастливы. Человек может быть счастлив в данный конкретный момент. Поэтому, вы знаете, слово «счастье» и экономика, на мой взгляд, это абсолютно несовместимо. И говорить о том, что можно оценивать деятельность чиновника по этим показателям невозможно». Зато можно выяснить морально-психологическое состояние общества и предотвратить социальные взрывы, считает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов».
 
Чиновники и счастье для наших экспертов оказались понятиями несовместимыми. Единственное, на что годен «индекс счастья», так это поспособствовать определению готов народ к социальному взрыву или еще не созрел.


Но дело в том, что если убрать слово «счастье» из текста китайских товарищей, то мы увидим обычную ответственность чиновников за нормальное самочувствие граждан.

И на Руси чиновный люд, включая самых высокопоставленных, такую ответственность нес всегда. Ибо нормальным администраторам (чиновникам) всегда было ясны болевые точки. Людей бесит несправедливость и безразличие к их судьбе.

Я не представляю себе, чтобы бояре Адашев или Ордин-Нащекин поднимали бы цену на  энергию внутри России для того, чтобы сравнять ее с ценами  европейскими, и таким путем вступить в ВТО. Я не представляю себе, чтобы они поднимали эти цены, вместе с этими ценами десять лет росла инфляция. А они в это время на Боярской Думе размышляли о том, как обуздать инфляцию.

Или помню в студенческие годы нас веселил один указ Боярской Думы времен Грозного, там было сказано, что людишек на Юго-Западе Москвы не селить, ибо там ветра сильные. Во как! А нам там как раз новое здание института строили.

Русские администраторы всегда делали все, чтобы не злить народ, дать ему отдушину. Все знают про страшное крепостное право, но мало кто знает, что по Соборному Уложению 1647 года помещик, убивший крестьянина, подлежал смертной казни. Если по «Русской правде» за  убийство крестьянина можно был  заплатить его семье высокий штраф, то здесь уже смертная казнь. Почему? Все просто, помещику крестьяне вручались государством, и государство же защищало крестьянина, ибо вручен он был помещику не для забавы, а вынужденно, из-за экономической целесообразности.

Или по Соборному Уложению вводился порядок о «государственной измене», всякий человек, выкрикнувший  «слово и дело», немедленно доставлялся в Москву, его дело докладывалось царю. Если он не знал ничего о государственной измене или оговорил кого, то его казнили. Но это на бумаге, а на деле верховная власть понимала, что доведенным до отчаяния людям нужно дать шанс пожаловаться в высшие инстанции на высокопоставленного чиновника, который пренебрегал своим долгом.

Было дело одного боярина-садиста, который правил уездом. В его избе убирались женщины-крестьянки, он взял за привычку хватать дам за груди и давить их, пока в сосках не появлялись капли крови.  Так вот, с одной стороны, боярин, с другой крепостные девки, а ведь дошло до царя, и получил боярин по шее, в том числе, был отозван.

Возьмем более поздние времена, скажем, время Николая I, время, когда четко уже определилось господство чиновников, но ведь во всех уставах писалось, что главная задача чиновников от министров и губернаторов –  это забота о подданных государя, т.е. о людях. И писалось это не для «масс», это был служебные записки, это были инструкции, по которым чиновники должны были служить тем, над кем они были поставлены.

Так что китайцы во взаимоотношениях чиновников и народа не окрыли ничего нового. Счастливый народ, это единственная гарантия стабильного государства. Это понимал 2500 лет назад Конфуций, это понимали русские, создавая 800 лет назад свою «Русскую правду», это понимали почти 400 лет назад русские создавая «Соборное уложение», а вот  современные эксперты Смирнов и Львов этого уже не понимают.

И на прощание пару слов напутственных нашим новосозданным полицейским. Что должны были делать в своих участках полицейские при царе? Какая главная задача у них была? А простая задача, если человеку плохо, если он голоден, бездомен, ему не куда идти, то он шел к полицейским. У них для этой цели в участке была печь под парами, они обязаны были накормить бедолагу горячими щами с мясом,  обогреть на печи, а потом уже пристроить куда-нибудь под крышу.