Почему захворала Роза

Александр Лофиченко
Как маленькие палочники полюбили большую Розу.

Мы совсем не знаем (и похоже и знать не собираемся), чувствуют ли боль растения, в том числе и наши домашние растения, а ведь они крайне беззащитны при нашем человеческом - «кардинальном» вмешательстве в их непосредственную растительную жизнь.

В этом рассказе я расскажу  про то, как моя домашняя, так называемая, китайская роза, чуть не погибла от того, что на ней однажды обосновались палочники (небольшого размера листогрызы) и стали помаленьку питаться её листьями, сначала с краёв, потом почти полностью съедая листики на котором сидели палочники. Днём они сидят неподвижно и их, маленьких и зелёненьких,  почти не видно на зелённых тоже листьях розы. А по ночам палочники (эти насекомые ведут ночной образ жизни) расползаются по розе в поисках новых мест своего «столования» и сразу же принимаются поедать уже новые листики, на которые они переползли. А передвигаются они довольно прытко, и запросто могут за одну ночь преодолеть расстояние в несколько метров в поисках новых мест своего обитания.

Эта роза уже много лет росла на моём подоконнике, в его средней части в большой зелёной кастрюле, раскинув свои ветви по обе стороны своего ствола вдоль почти всего окна, отдельными своими ветками вплотную прижимаясь к его стёклам, в общеприродном стремлении к источнику всего живого на земле – солнцу.  На лето мы её выносили на уличный подоконник, с другой стороны этого же окна, с той же ориентацией её веток по отношению к солнцу, которое, увы, было  в нашем «распоряжении» только в первую половину дня. Она не очень нас баловала своими бутонами, очень щепетильно относясь к количеству воды, выливаемой в её зелёную кастрюлю, и довольно скупо цвела только тогда, когда мы вслух замечали, что наша роза уже давно не радовала нас своими цветами.

Однажды мне принесли несколько взрослых палочников, как забавных интересных и безвредных листогрызущих насекомых. Я их поместил в большой старый аквариум, накрыв его сверху большим картоном, провертев в нём большое количество дырочек, для вентиляции, превратив таким образом в домашний террариум.
Места контакта картона со стеклом аквариума, я по его периметру обклеил липкой лентой. Для контакта с этими насекомыми и периодическому снабжению их кормом, я с одной стороны сделал из того же картона дверку, которая плотно примыкала к этому аквариуму. В интернете было сказано, что эти насекомые в качестве своей пищи предпочитают листья малины, и летом, гуляя в Сокольниках, мы с женой приносили оттуда ветки дико растущей там малины. Зимой мы стали покупать в магазине китайский салат, который они тоже охотно ели. Со временем в представленном в их распоряжение террариуме они почувствовали себя весьма уютно и дали многочисленное потомство в виде малюсеньких 0.5 см мини-палочников, которые уже могли вести вполне самостоятельную жизнь, и забавно угрожающе загибали верх свои хвостики (как и их взрослые родители) когда их брали в руки.   

Но произошло одно событие, которое стало причиной написания этого рассказа.  Поливая цветы на подоконнике, я неожиданно увидел на листьях розы этих малюсеньких палочников, которые быстро освоились на новом месте и довольно быстро стали уменьшать размер листиков розы,  оставляя от некоторых совсем жалкие останки. Для нашей розы такое нашествие было  полной неожиданностью, и она просто не знала, что это такое, и почему ей стали причинять такую изощрённую боль, безостановочно откусывая от её листиков её части. Я тщательно осмотрел места контакта картонной крыши со стеклянным террариумом, но явных щелей не обнаружил, видно где-то была та таинственная щёлка, которую я всё же просмотрел, через которую продолжали удирать недавно появившиеся на божий свет палочники.   
У моей розы у ствола было две основные ветви, влево и вправо от её кастрюли, так вот та ветвь, которая была влево, была в непосредственной близости от «прохудившегося» террариума, она и подверглась набегу маленьких беглецов (больших, слава богу, не было видно), которые по-хозяйски устроились на своих «скатертях самобранках». 

И моя роза, которая цвела преимущественно в летний период времени, неожиданно, как бы прося пощады у своего хозяина (т.е. у меня), образовала в своей левой стороне бутон. Но освоившиеся на новом месте малыши палочники быстро нашли на одной из верхних веток этот бутон и уселись и на нём. Я это увидел слишком поздно, и  хотя я быстро убрал с неё её молодых «гурманов», но видно они успели её основательно повредить, от чего этот бутончик через некоторое время отвалился от её ветки. Тем не менее, я продолжал чуть ли не ежедневный отлов молодых палочников и теперь уже помещал не обратно в террариум, откуда они опять умудрялись удирать на мою розу, а  в небольшую полиэтиленовую коробку, с проделанными шилом в ней дырочек для вентиляции (в ней уже был для них лист китайского салата), служивший теперь для них своеобразным детским  садом. Но набеги продолжались, и розе от этого становилось всё хуже и хуже и её даже целые листики стали какими-то блёклыми, а некоторые даже запаршивели. И как последний вопль не могущего произносить слова растения, роза образовала свой новый бутон, на самой верхней ветке (опять же на левой своей стороне), который был совсем не похож на обычные её цветы, он был тёмно- красного (кровавого) цвета, лепестков было в нём обычное количество, но они были очень плотно прижаты друг к другу, и постепенно увеличиваясь в своих размерах  они почти не расходились. Бутон был плотно прижат к оконному стеклу, как к своему последнему защитнику (ведь за ним было материнское для всех растений солнце).  Этот плотный, полностью не раскрытый бутон просуществовал дольше обычного, и после своего отпадения, на стекле даже осталось часть его прилипших  к нему лепестков.
Как я понял, видя всё это, это был крик о помощи, о защите его листиков от беспощадных его поедателей, и этот был знак, обращённый ко мне, как знак его последнего терпения, после чего моё растение могло просто погибнуть, не в силах противостоять своим неожиданно появившимся врагам.    Единственный способ, которым наградила природа мою розу - в местах нападения на них маленьких врагов, типа тли, в нашем случае, палочников, - выделение липкого вещества, к которому прилипают нежданные вредные пришельцы, лишающее их в дальнейшем способности двигаться и соответственно вести свою агрессивную деятельность, в нашем случае дальнейшее поеданию их листиков.  Но такие полуобъеденные листики с прилипшими к ним нашими насекомыми уже не будут полноценно функционировать (выполнять основное своё предназначение – фотосинтез) и в дальнейшем самим растением будут выключены из своей жизни и начнут желтеть, чтобы потом навсегда покинуть розу. Создалась такая ситуация, что моя роза не успевала взамен «списанных за профнепригодность» листиков быстро вырастить новые полноценные листья в необходимом количестве.
Видя такое плачевное состояние моей розы,  я теперь производил ежедневный тщательный осмотр всех её листиков. Эти насекомые, как было сказано, ведут ночной образ жизни, что позволяло им выжить на растениях , которые посещались многочисленными птицами, которые реагируют лишь на движущие цели, а днём палочники замирают и почти перестают двигаться, поэтому птицы их просто  не видят.
В добавок, палочники днём прячутся от «опасного для них» света на теневых (а это, как правило нижних) частях листьев, и ещё, будучи зелёного цвета на зелёных листьях, они практически не различаемы. Когда я начинал свой утренний осмотр листьев розы, то маленькие палочники днём сидели на теневых частях листьев, т.е. со стороны комнаты (а не солнечной улицы) и мне это облегчало их обнаружение. Они настолько  были миниатюрны, что ухватить их с первого раза часто не удавалось, и я их ронял вниз на подоконник, где стояли другие цветы, и там их найти было бесполезным делом. Но я знал, что с наступлением ночи они опять будут на розе. Такой постоянный санитарный осмотр всей розы с  последующим  водворением обнаруженных маленьких палочников в специально сделанный для них «детский сад» постепенно дал  свой положительный результат.

После того как я помог избавиться розе от её неполноценных (объеденных с прилипшими к ним малюсенькими палочниками) листьев и произвёл спасительное врачебное обрезание её некоторых веточек, на которых почти не осталось неповреждённых целых листиков. Потом с помощью опрыскивателя я  тщательно промыл водой все её оставшиеся листья, что естественно улучшило её физическое состояние и общее самочувствие. Этим самым я помог моей розе целенаправленно направить свои усилия на обновление  своего листового хозяйства, что было уже заметно, буквально в  течение нескольких последующих дней. 
А пока левая сторона моей розы была явно меньше своей правой (далёкой от террариума) стороны из-за срезанных мною плохих веток, но время шло к весне, и, видя появившиеся почки на некоторых её больших ветках, я уже был уверен, что вскоре из них появятся новые веточки  с новыми листиками, а потом и красивыми, обращёнными к солнцу, бутонами. 

Мои малыши в палочниковом «детском саду» за это время, питаясь  китайским салатом, (который значительно вкуснее листьев розы), стали теперь уже  значительно больше и скоро  (по теплу) я их отнесу в ближайший зоомагазин, где их уже ждёт по науке благоустроенный новый террариум.