Эссе Пророк

Геральд Комольцев
(размышления благодарного читателя)
                Духовной жаждою томим
                В пустыне мрачной
                Я влачился…
                А. С. Пушкин.
       Счастье, удовлетворённость своей жизнью, радость и   душевный покой, наполненный  смыслом, … кто же не мечтает  об этом?  Даже А.С. Пушкин, эпиграфом  которого задаётся направление последующим размышлениям.
     Вопросы   смысла  бытия,  его психологии, духовности, улучшения жизни, путём изменения внутренних личностных возможностей, -  все эти проблемы представляются настолько далекими от обычных интересов граждан, что они вызывают только раздражение, неприятие, их откровенное игнорирование. Но, несомненно, что эти проблемы,  точнее - их отражение в обычной  нашей  жизни, в  то же самое  время, вызывают огромный и неподдельный интерес, оставаясь актуальными, острыми  на каждом жизненном этапе человека.  Бурные потоки мутной «литературы», психологического толка, предлагаемые читателям, раскупаются  мгновенно, но они не могут удовлетворить спроса, не могут помочь, дать ответы  на эти животрепещущие вопросы.
        В  огромной степени ответственность за  такую  ситуацию можно  возложить на  авторов, излагающих свою точку зрения в этих вопросах. Витиеватость  их изложения, стиль, действительно не позволяют, не только понять, но и просто одолеть эти тексты. Конечно, сложность самой темы влияет на особенности изложения; - не просто писать о смысле жизни, свободе, ответственности, смерти, как неизбежной части нашей жизни.  Речь, по сути дела,  идёт  об экзистенциальной философии, психологии и экзистенциальной психотерапии. Непростые темы.  Ещё  сложнее воспринимаются размышления о духовности.             Если  перевести эти мысли на религиозное направление,  эти понятия становятся более определёнными - мистическая духовность,  как вера, наполненная смыслом  служения Богу.  А как же понять духовность вне религии? Тем не менее, каждый человек, так или иначе, рано или поздно, сознательно или бессознательно,  ежечасно  вынужден принимать самые различные  решения, делать вполне определённые и  весьма  непростые  выборы. Эти решения, выбор путей, определяют итоги жизни, успешность или трагичность нашей судьбы. Основой  таких решений служат понятия чести, совести,  достоинства или беспринципности, цинизма, пренебрежения моралью, нравственностью, духовностью,  хотим мы того или  нет. Отрицание духовности, человечности – это тоже выбор. Конкретные  вопросы такого выбора чаще всего самые рядовые, простые. А вот результат - это наша судьба.  И  наше состояние; - душевный покой, радость, эмоциональное равновесие или,  наоборот, -  депрессия,  тревога,  даже  самоубийство.
       Вряд ли кто - либо из людей никогда не испытывал какой-то неопределенной тревоги, неудовлетворенности собой, своей жизнью, находясь в полном здравии и относительном (или даже полном) благополучии.  Каждому понятны переживания человека, перенесшего утрату горе, трагедию. Тяжелые ситуации, результаты бедствий, заболеваний и множество других  драм, конечно же, крайне тягостны, вызывают сочувствие, сострадание. Но,   … «Духовной жаждою томим…», - это о чём–то  другом.  Что же это за жажда такая – духовная?  Понятна, пожалуй, аллегория мрачной пустыни - это наша жизнь, на определенном этапе. Чаще всего этот этап, в согласии с  Данте, -  «Свой путь  (т.е. жизнь) пройдя до  половины…».
       Огромный пласт мирового и, в особенности, русского искусства, поэзии, в самых различных  эпохах, общественных формациях  часто отражают какую – то пронзительную тоску,  печаль о чём–то несбывшемся, недостигнутом, очень знакомом и неизвестном, одновременно, (по выражению И. Ялома).  И не той ли тоской, печалью наполнены произведения  Моцарта, Баха и других великих  композиторов.  А  заунывные, всем понятные русские  песни?  Эти «лучинушки», «дубинушки».  Так  ясно и просто  выраженная                С. Есениным  болезненно – сладостная страсть, светлая  душевная  мука.  Не о ней ли писал Ф. М. Достоевский в «Бесах»: - «…ощущение той вековечной, священной тоски, которую иная избранная душа, раз вкусив и познав, уже не променяет потом никогда  на дешёвое удовлетворение. (Есть и такие любители, которые тоской этой дорожат более самого радикального удовлетворения, если б даже таковое и было возможно.)»
      Как–то сродни этой вековечной тоске и русский бунт, - («бессмысленный и беспощадный», по выражению того же А. Пушкина).  Набившие оскомину штампы -  пьянство, запои, ухарство,  и многие другие крайности славян, (русских – в особенности), так же тяготеют в своём объяснении причин такого поведения к отчаянию, тоске, обречённости и как следствии – бунту. И  это вовсе не об отчаянии бедности, нищеты, вернее – не только об этом. 
    Теперь об экзистенциализме, возможно, как о  непременной составной части понятия  духовности; - славянский он или французский, немецкий или итальянский –  не думаю, что это  важно.  Трудно даже определить подчас  категорию вопроса; - духовный,  философский  или психологический,  а может  - самый, что ни на есть житейский, бытовой?  На мой взгляд, цитата из монографии И. Ялома  «Экзистенциальная психотерапия», очень отчётливо  описывает самую суть  этих вопросов:
        «Короткий  взгляд на центральную концепцию экзистенциальной философии может помочь прояснению. В 1926 году  Мартин Хайдеггер изучал вопрос о том, от  чего идея смерти уберегает человека, и у него состоялся важный инсайт:  сознание  предстоящей личной смерти побуждает нас к переходу на более высокий  модус существования.  Хайдеггер  считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия».   (Инсайт – озарение).
   Ещё одна цитата, теперь из книги Е.В. Сидоренко «Тренинг влияния»:
     «Подражание зачастую является самым экономным способом овладения новым навыкам или умением. С детства вся система нашего образования приучает человека к тому, чтобы стремиться к достижению высоких образцов, а не вершин самовыражения. Между тем образцы совершенства уже существуют, они заданы другими.  Магнетическое обаяние совершенства мешает творчеству». И, далее – «Подражанием и цитированием, вольным или невольным, проникнута вся наша жизнь. Если внутренняя потребность творчества сама не актуализируется в нас, когда кто–то  другой  призывает нас к подражанию, остаётся всё же этот выход – придумать что-то другое, иное, не такое, как нам предлагают  или  даже навязывают. Пусть это будет творчество от противного, или подражание «наоборот», но только это может спасти нас от погружения в трясину подражания (иногда упоительную, так как  человеку свойственно упиваться переживанием единения с другими, переживанием своей похожести на других,  своим не – одиночеством).  (Выделено мной). 
      Подражание, упоительное подражание, по Е.В. Сидоренко, это ведь и есть забвение бытия,  по  Хайдеггеру.  Можно привести ещё массу определений, описывающих состояние «не бытия», начиная с упоминания майи – иллюзии жизни, в индийской  религиозной философии.  Этими  понятиями, выраженными  самым  различным  способом,  различными  фразами  в какой - мере и создаётся путаница,  размытость самого этого понятия.  Например, ещё одно -  имидж, образ (если  называть это по-русски).  То  же самое подражание,  следование  какому – либо наученному образцу поведения.  Будучи накрепко  закреплено,  зафиксировано, такое  поведение  становится  «второй кожей», накрепко спаянной, слитой с личностью, - ещё одна иллюзия индивидуальности.  Конечно, каждый из нас, в силу  социальной обусловленности,  исполняет определённые  роли,  это профессиональные роли, различные социальные роли.  Социальная и профессиональная  роль  педагога, преподавателя заметно отличается от социальной роли сантехника или слесаря. Социальный,  профессиональный  образ врача не менее очевидно отличается от роли  лесоруба,  дальнобойщика и т. д. и т.д.   Как же формируются эти образцы поведения?               
      Дети, развиваясь и приобретая социальные навыки, всё более и более становятся  членами человеческого сообщества,  они  безотчётно, руководствуются, слепо следуют  примерам  своего  окружения  и  его образцам поведения,  обучаются, подражая,  принимая  на себя те или иные образцы поведения, т. е. – роли.  Любое поведение, предписанное ситуациями, т.е. ритуалы, тоже предполагают ролевое поведение.  Свадьба, похороны, день рождения, другие праздники, - все эти события предписывают заранее  определённый, специфический образец  поведения.  Личность, сам человек как бы и не участвует при этом, выполняя определённые социальные ритуалы,  действия, совершая  подчас сложные,  но наученные, структурированные  поступки.  Чувства, эмоции,  переживания личности при этом не имеют никакого значения, более того - ожидаются  определённые, предписанные переживания. Личность,  механически выполняя эти жёсткие предписания, отчуждается,  отстраняется, от этих  ситуаций или послушно исполняет, нередко  «вымучивая» эти эмоциональные реакции. Это роли  ситуативные, т.е. предписанные  ситуацией.
     Профессиональные, социальные роли, ритуализированное  поведение, социальный статус,  имидж; - всё это подражание,  следование избранному, фиксированному  образцу поведения.  Это искусственное поведение, иллюзорная деятельность, но никак не индивидуальная,  личная,  собственная жизнь.  В ритуальных обрядах, в процессе коллективных мероприятий, в толпе, охваченной порывом,  личность вливается и при этом нередко «растворяется»  в ней, следуя навязанным ею правилам.  Часто при этом возникает то самое, упомянутое уже чувство  не – одиночества, упоительной похожести, единения с другими.  Так,например, происходит в слаженном хоре, оркестре, спортивной команде, в бандитской группировке,  где все роли «расписаны» и хорошо известны участникам.  Следование таким ролевым, фиксированным образцам, конечно,  более безопасный,  лёгкий путь,  чем ежесекундный, самостоятельный выбор, независимое поведение, когда ответственность за последствия  ложится на самого человека. 
   Однако, какое отношение эти иллюзии жизни, (подражания, забвения бытия) имеют к духовности, к той самой духовной жажде?  Да в том  то и дело, что любой человек,  личность бессознательно,  безотчётно ощущает пустоту, (жажду) такой иллюзорной жизни.  Он не  проживает свою жизнь, а следует жизни «навязанной» ему.  («Проживайте каждый день своей жизни» - говорит Джонатан Свифт). Совершенно  не  важно,  как  это происходит, - давление родителей, социальных структур или обстоятельств.   Формируясь и развиваясь,  имидж, образец поведения  пожирает своего хозяина, как любой другой  паразит.  Великолепно описывает это  Л.Н. Толстой в рассказе «смерть Ивана Ильича».  Внезапно он понимает,  что  его  жизнь  была прожита напрасно, что он ещё и не жил, а пришла смерть, исправить что–либо уже поздно.  Но, тем и примечателен  рассказ, что его герой сумел прожить окончание своей жизни действительно достойно, именно по-своему, как зрелая,  конструктивная личность.  Его смерть – это  трудный, мужественный  и … последний шаг к зрелости. Весьма примечательное, хотя и незаметное для человечества событие. Огромное значение такому событию придают буддисты.  Просветление, к коему они стремятся, как к наивысшей форме своего развития, познания, по их мнению, возможно и  в этот решающий момент смерти.  Тем самым,  в соответствии с их убеждениями, прекращается извечный круговорот перевоплощений, реинкарнаций, заканчивается бесконечный бег по нескончаемому кругу  Сансары.
       Ещё один термин психологического толка – зрелость.  Понятно, что 5 -7 летний ребёнок не в состоянии выжить,  например, - в лесу,  самостоятельно.  Взрослый  человек уже вполне способен какое – то время  и жить и выбраться из леса.  Однако, и пятилетний ребёнок, соответствуя своему возрасту,  является зрелым, если  он успешно решает  задачи, поставленные ему жизнью,  в соответствии с его возможностями.   Инфантильным,  т.е. не способным решить подобные  жизненные  задачи,  может быть и 50 летний, да и любой возраст не помеха инфантильности.  Причиной инфантильности (детскости) может быть, в том числе и жизнь, прожитая как иллюзия, (подражание, забвение бытия).   В  этой ситуации жизнь, действительно,  ощущается как иллюзия, как ненастоящая,  при  этом она (эта жизнь) не даёт  импульсов  к  развитию  такой личности,  не понуждает её приобретать  столь  необходимые ей возможности,  развивая при этом  свои потенциальные способности.  Развитие, как известно, - одна из базовых потребностей  личности, наряду с безопасностью.  Зрелость,  ответственность человека, - это те качества, которые  делают человека  независимым, свободным в  выборе, принятии решений, но  они   же  делают личность крайне неудобной для тиранов, чиновников, любых «начальничков», различного уровня.  Это и - «Отец народов»  – вождь огромного союза  республик, «отец нации» - завоеватель жизненного пространства, герой – император.  Лидеров  такого масштаба не так уж и много в истории человечества.  Но, сколько  же  их, таких незаметных, скромных  в обычной среде, но  истинных, самых настоящих тиранов  в семье!?  Мелкие «начальнички»,  бюрократы, распоряжающиеся подчас судьбами людей,  садисты, измывающиеся над  слабыми, зависимыми людьми!  Они тоже пытаются,  таким, явно деструктивным, бесчеловечным  образом, контролировать, ослабить  свою тревогу и  постоянное ощущение опасности. При этом, они неудержимо  стремятся стать, наконец,  «большим»  начальником.  Полагая, очевидно,  что уж тогда – то,  будучи   значительной,  «зрелой»  личностью,  они  будут  защищены  этим имиджем  от всех  жизненных  напастей, в том числе и от тревоги.  Ложность такой предпосылки  не столь очевидна, но известная,  ещё советская фраза – «сижу в президиуме, а счастья нет!?» - говорит сама за себя.  Лидерство, - как  качество руководителя, тесно связано с такими понятиями,  как личностная зрелость, компетентность,  ответственность.  Именно они позволяют выстраивать отношения с самым широким социальным  окружением, конструктивно разрешать возникающие проблемы.  «Не казаться, - а быть», давно известный лозунг.  Фраза понятная всем, но вот её подтекст, смысл - не казаться зрелым, а быть таковым, прямо затрагивает поднятую тему духовности. Казаться… – не есть ли это вновь подражание, забвение жизни, имитация, иллюзия?  Тот же уход от реальности, от ответственности,  от себя, лишь слабая попытка имитировать  жизнь?  Фраза – «не казаться,  а быть», созвучна, очень похожа на  название книги  Э. Фромма  -  «Иметь или быть». Фраза  не только созвучна,  но и прямо относится к  затронутой здесь  теме.  Идея обладания, овладения,  принятая, как аксиома  в развитых сообществах, где потребность потребления так же естественна, как  потребность есть, спать и т.п.,  даже не обсуждается, - «чем больше ты имеешь,- тем ты значительнее, успешнее».  Эта установка не подвергается сомнению, господствует ценность успеха, выраженного в денежном, имущественном,  карьерном, властном эквиваленте.   Цена такого «успеха» весьма высока – это утрата собственной индивидуальности,  личности, ощущения и смысла истинного бытия, подчиненность этому могущественному идолу, всепожирающему Молоху обладания. Вовлечённость,  (по И. Ялому),  в  этот процесс завоевания,  успеха, обладания (чем больше, - тем лучше),  так же создаёт  иллюзию наполненности жизни смыслом, имитируя  её качество, являясь, на самом деле разрушительной не только для личности, но и для любого сообщества, социальной структуры. Об этом, собственно, и пишет  Э. Фромм,  в указанной  выше работе.
         Однако, и эти, дополняющие размышления,  ничуть  не уводят нас  от темы – духовности, вне религии, как это может показаться.  Личная зрелость, компетентность и ответственность - уже упомянутые выше качества личности, необходимы, конечно же, не только руководителям.  Ежесекундное осознание себя, своего личного бытия, чёткое понимание своих собственных, а не навязанных кем бы то ни было, чужих целей; - только эти качества, эти процессы способны, действительно, развивать  каждую личность, возвышая её до самого высокого  - духовного уровня. Он же,  (этот уровень), формирует индивидуальность, самобытность личности, не подчинённой стадным нормам и правилам.  Ответственность такой личности проявляется в  безусловном понимании своих собственных интересов, мотивов, потребностей окружающих  людей, (но отнюдь не в слепом подчинении им).  Базовые потребности, в развитии и безопасности, предполагают и самые совершенные способы взаимодействия, коммуникации, т.е. – сотрудничество, партнёрство. Подобное партнёрство, сотрудничество  вообще возможно и развивается только  между независимыми, ответственными, зрелыми личностями.  Эти отношения характеризуются  открытостью, близостью, эмоциональным принятием любых проявлений, поведения партнёра.  Это те нечастые, но счастливые моменты жизни, когда - «…и душа с душою говорит», если так перефразировать поэта. При этом, опять же, - осознаются, учитываются, но никоим образом не  используются, не эксплуатируются совершенно естественные, присущие каждому из нас слабости. Тогда как  любой манипулятор, мошенник, авантюрист использует, опирается, прежде всего, именно на слабости человеческой натуры.
      Разумеется, идеальные отношения, возможные лишь в идеальных условиях.  В реальной жизни необходимы огромные усилия и непреклонное желание жить, сознавая каждое мгновение бытия, а не пребывать в иллюзиях, предаваясь забвению бытия, вовлекаясь в иллюзорную суету. Только так  и  можно ощутить,  почувствовать душевную близость, открытость, т.е. всю полноту жизни и человеческих отношений.  Так не этой  ли жаждой томим герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»,  влачащийся в  мрачной пустыне?  Не есть ли это та самая - духовная жажда полной, свободной жизни, согретой близостью, эмоциональным теплом человеческого существования рядом с тобой? Герой великого поэта  обретает смысл, - он даётся ему свыше, -  т.е. это религиозный исполненный смирения смысл; - «восстань пророк и виждь  и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!». Смысл бытия и цели самого поэта, в отличие от его же героя, приняты, выстраданы им самим, очевидно, а  не предписаны ему шестикрылым серафимом или самим Господом.  Господь  же передал человечеству через Моисея  заповеди;
      Развитие себя в гармонии с окружающим миром, (при условии максимально возможной безопасности), - вот действительно достойные цели, в полном соответствии библейским заповедям. «Цель жизни – это жизнь с целью», подчёркивает Роберт Бирн.  Совершенно необязательно при этом веровать в  Христа, Аллаха, Кришну или ещё каких – либо богов.  Религиозные постулаты,  или осознанные, принятые самим человеком  принципы, как смысл бытия, по сути дела, одни и те же.
            Невозможно, однако, достичь этих целей, используя негодные средства.  Известны, например, потребности подростка, стремящегося любой ценой самоутвердиться в среде своих сверстников, да и не только  среди них.  Потому – то  они и стремятся стать похожими на других, стать равноправными членами определённой группировки (эмо…, готы, сатанисты, и др.), испытывая то самое ощущение упоительного единения, похожести, сливаясь с группой, а точнее с этой толпой сверстников. Оригинальность, необычность, определённый эпатаж обывателей, - это тоже часть самоутверждения подобных группировок. Конечно, они вынуждены следовать своим, ими же созданными правилам, нормам, этого стадного сообщества. Быть «белой вороной», изгоем, в такой группировке очень страшно и опасно.  Желание выделиться и при этом слиться с  группой  идентичных, оригинальных тинейджеров, прибегая даже к таким страшным, экстремальным поступкам как попытки самоубийства и бравада этим же, - это печальная реальность нашего времени.
     Ложное ощущение отличия, превосходства, уникальности, возвеличивания себя, за счёт принижения, унижения достоинства других – это широко распространённый, универсальный процесс, присущий очень многим людям, (особенно лицам с низкой самооценкой). Однако, как социальное явление, этот признак присущ очень многим и разнообразным социальным структурам.   Дискредитация, -  т.е.  уничижительное отношение к инакомыслящим, к «другим» – по национальному, расовому, религиозному, половому, социальному, образовательному статусу, столь распространённое явление,  что вряд ли стоит его подробно описывать.  Каждый из нас явно сталкивается с ним в своей жизни, может ежедневно наблюдать его в самой обыденной обстановке. «Я начальник, - ты… дурак», «все бабы - стервы», соответственно,- «все мужики - сволочи», примеров такой дискредитации можно приводить сотни и сотни.  Где уж тут – возлюби ближнего своего?!  Где тут духовность? Это  прямая противоположность, игнорирование  заповедей или осознанное пренебрежение  Гармонии себя с миром, гармонии с окружающими.  Разрушение, рабство, диктатура, эксплуатация, даже  убийства; - вот принципы, противоречащие общечеловеческим ценностям и библейским заповедям.  Все войны, революции, экономические и социальные кризисы, во все времена являлись лишь следствием самых простых и понятных причин.  Алчность, зависть, неутолимое желание власти, (причём,  желательно - над всем миром); - вот, пожалуй, основные мотивы, столь трагических последствий.  Эти обычные, понятные и  присущие каждому из нас качества, в определённой, «благодатной» среде, развиваясь и приобретая всю свою разрушительную мощь, могут  стать трагедией всего человечества.
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
      Исполнись волею моей, и, обходя моря и земли,
      Глаголом жги сердца людей».
      Возвращаясь к стихотворению, к этому призыву; и о чём же это вновь сказано? – «Глаголом жги сердца людей!»?  Не сомневаюсь,  что именно поэт имел в виду; - свою Миссию,  предназначение. Пробуждать спящих, направлять заблудших, жечь глаголом сердца людей, избравших лёгкие пути, - т.е.  живущих неправедно, за счёт других.  Но, как известно, - нет пророка в своём отечестве.  Не является исключением и этот пророк, в данном случае А.С. Пушкин. Как не был он услышан столетия назад, так и сейчас,  это воззвание - не самое популярное произведение.  И по сей день вопросы нравственности, духовности, истинной общечеловеческой морали, ценностей подменяются, в лучшем случае, вопросами военно-патриотического воспитания,  ритуальным исполнением национального гимна, в торжественных моментах.  Ну, что ж, имеющий  уши – да слышит!
                Комольцев  Г.Г.  -  гражданин России. 2009 г. Сыктывкар.
Автор: Комольцев, дата: 19:19, 30 Июня.