Опоздание к прошлому. Глава 23

Ната Пантавская
                ТОЧКА НАД  И

     Как всё блестит и сверкает чистотой! На окнах занавески, в комнате и на кухне уже стоит кое-какая мебель. Мама приехала в феврале. Вошла в новую квартиру...

     - Что ты купила?! – всплеснула она руками. – Это же не мебель! Это дрова какие-то!
     - Это спальный гарнитур...  – удивилась я реакции мамы. – Самый дешёвый... Румынский...
     - О, Господи! Когда у тебя, наконец, вкус появится?! Неужели ты не видишь, какой он грубый, не элегантный?! И что это за убогие шкафчики на кухне?! Ужас...
     - Но всё это было самое дешёвое и свободно продавалось! У меня теперь и  на холодильник деньги остались. Целых 300 рублей!.. Конечно, шкаф в комнате мне тоже не нравится, он кривой какой-то, а два дивана широкие, удобные, мягкие... Постельное бельё есть куда класть, и две тумбочки...
     - Глупая... Мебель – это не та вещь, которую покупают по дешёвке! Мебель покупается на всю жизнь! Она сразу должна быть в меру современна, но красива!
     - Что же? Теперь продавать её? Кто её купит?!
     - Да, уж... Кто, кроме тебя, может купить такую гадость... Ладно... Не расстраивайся. Иди на работу. Я что-нибудь попробую сделать.

     Поздно вечером я вернулась домой. В нише комнаты уютно стоял один диван с тумбочкой, а рядом вместо кривого шкафа красовался широкий, тёмный, полированный чешский гардероб, с дивным рисунком дерева.
     - Мамочка! – восхищённо пробормотала я. – Как? Скажи, как тебе удаётся  делать всё сразу красивым?
     - Нравится? – с гордостью уточняет мама.
     - Ещё бы!!! Ой!.. И шторы в комнате другие... Когда ты их купила?
     - С собой привезла. Тебе подарок. По-моему они красивее твоих. А твои занавески на кухне висят. Они там лучше смотрятся, гармонируют с цветными плитками пола.
     - А куда ты дела мою мебель? Где взяла этот чудесный шкаф?
     - С людьми надо разговаривать. Ты знаешь, кто твои соседи? Кто в твоём доме живёт?
     - Нет... Мне некогда было по соседям ходить, всё грязь выгребала.
     - Тут ты молодец... Чистота идеальная. Умница. Я уже с половиной жильцов познакомилась. Предложила им часть  твоего гарнитура. С десятого этажа одинокая пожилая женщина взяла для себя. Она не богатая, не может купить целый гарнитур, а диван со шкафом и тумбочкой её вполне устроил. А этот гардероб продала мне соседка напротив. Они купили два гарнитура, и  ещё один шкаф им был не нужен. Её муж прибил тебе вешалку в коридоре...
     - И вешалка красивая, не обычная... Я таких не видела. Тоже с собой привезла?
     - Нет. В мебельном магазине на вашей улице купила. Хороший у вас мебельный магазин, большой выбор, только стоящие вещи продают по записи и по карточкам.
     - О! Саша пришёл! – сказала я, услыхав звяканье ключей.
     - Здравствуйте, Далила Александровна, - сказал Саша, раздеваясь. – Уже вешалка появилась. Чья заслуга?
     - Мамина, - сообщаю радостно и показываю новые шторы, шкаф. – Смотри, как всё красиво теперь в комнате, тоже она сделала...
     Саша нахмурился, открыл шкаф и, резко хлопнув дверцей, закрыл его. Потом подошёл к шторам, сильно дёрнул их и ехидно, обратившись к маме, сказал:
     - Полированное мещанство разводите в доме? Пакетик нафталина не одолжите? А то моль вместе с мещанством появляется...
     Мама, побледнев,  удивлённо смотрела на Сашу, как он вновь открывает дверцу шкафа и старается, как можно громче, ею стукнуть. А у меня от гнева и обиды за маму что-то внутри оборвалось, и я почти завизжала:
     - Вон отсюда!!! Убирайся к чёртовой матери! Я не буду и не хочу больше с тобой жить! Я хочу жить в нормальном, красивом доме и без тебя!
     - Тулик!.. – вскрикнула мама, и, обнимая, стала уговаривать, – успокойся, доченька, успокойся... Он ничего страшного не сказал... Успокойся... Принеси воды, Саша.
     - Подонок! Ты мизинца маминого не стоишь! – продолжала орать я. –  Кто ты такой, чтобы ехидничать и ломать всё здесь?! Ты капли своего труда не вложил сюда! Думаешь на готовеньком здесь пожить?! Не будет этого! Убирайся!!! И чтоб глаза мои больше тебя никогда здесь не видели!
     Мама усадила меня на диван, а Саша принёс стакан воды, но я оттолкнула стакан, и продолжала вопить:
     - Неблагодарная тварь! Не хочу тебя больше видеть! Вон отсюда! Пошёл вон, гадина!!!
     Мама всё таки напоила меня водой, и я начала успокаиваться. Потом она подтолкнула Сашу ко мне, а сама вышла из комнаты на кухню. Сашка, белый, как полотно, встал передо мной на колени и, целуя мне руки, шептал:
     - Натик, любимая, прости меня... Прости, Натик... Я боюсь тебя такую чужую... Ты никогда такой не была... Прости...  Посмотри мне в глаза, посмотри... Это я, Сашка, мучитель твой, я знаю... Но я родной Сашка... Прости...
     А я во время его шёпота, успокаиваясь, всё повторяла и повторяла замечательное слово -  «Убирайся!» - и, наконец, посмотрела на него совершенно спокойно.
     - Не смотри на меня так! – вскрикнул Саша. – У тебя  страшные, чужие глаза, –  и заплакал.
     - Уходи. Ты мне не нужен, - спокойно глядя на его слёзы, твёрдо сказала я и встала. – Отдай ключи и уходи. Где дверь, ты знаешь.
     Саша, горько рыдая, пошёл к выходу. Но мама его остановила и с тревогой спросила меня:
     - Ты что делаешь?! Час ночи! Куда он ночью пойдёт?
     - Плевать. Пусть идёт на все четыре стороны. Он мне надоел, - равнодушно ответила я.
     Саша оделся, рванул вешалку так, что один гвоздь выпал, вешалка перекосилась, и, всхлипывая, вышел. Мама схватила своё пальто, платок и побежала за ним. Вернулась она домой через час.

     - Я его отвезла домой на такси. Он так рыдал в машине... – с укоризной сказала она. - А Александра Фёдоровна даже не поздоровалась. Кинулась к Саше и бросила мне через плечо, что она не сомневалась в нашей с тобой подлости... –  Хотя причём тут подлость? Просто ты очень жестокая... Вот, отдал ключи...  Разве можно так резко рвать отношения?!
     - Можно, - улыбнулась я, снимая кипящий чайник с плиты. – Давай попьём чаю с вареньем.
     - Какой там чай?! Я до сих пор слышу Сашино рыдание!
     - Забудь.
     - А ты не боишься, что он что-нибудь сотворит в таком состоянии?
     - Плевать. Пусть об этом думает его мама. Для меня он давно чужой человек, - и ликуя, поцеловав маму, рассмеялась. - Я свободна, мамулька!   

     Погостила у меня мама только неделю, но успела купить скромную, красивую люстру и холодильник. Обещала через месяц, полтора, приехать вновь, чтобы обустроить квартиру окончательно, и строго-настрого запретила мне что-либо покупать самой.

     В марте, как и обещала коллегам, я устроила новоселье. С деньгами уже серьёзных проблем не было. С января я стала получать полноценную зарплату 80 рублей, и смогла устроить приличное и вкусное угощение.
     В середине празднества раздался звонок в дверь. Открываю... На пороге стоит бледное, худое, с тёмными кругами под глазами, чуть пьяное существо – Сашка. Я о нём совсем забыла! Забыла, что он знал дату новоселья, и его визит меня озадачил.
     - Что тебе надо?! – удивилась я.
     - Пришёл на наше новоселье...
     - Пошёл вон, - ответила и захлопнула дверь.
     Минут через пять вновь раздался звонок. Открываю...
     - Прости меня, Натик... – говорит Сашка.
     - Я сказала, пошёл вон... – и спокойно вновь захлопнула дверь.
     - Кто там был? – спросили коллеги.
     - Сашка. Мой бывший муж.
     Зная мою семейную ситуацию, они ничему не удивились, и мы продолжили застолье, спокойно  беседуя о работе. Примерно через час – опять звонок. Открываю... На пороге стоит чуть мне знакомая, с соседней площадки, встревоженная соседка.
     - Извините, что беспокою вас... – говорит она, - но у нас сидит ваш плачущий муж... Он в ужасном состоянии... Может быть, вы зайдёте к нам? Поговорите с ним?
     - У меня нет мужа, - холодно отвечаю я. – А человека, который у вас сидит, отправьте домой. Там он успокоится.
     - И вам его не жалко?! – удивляется соседка.
     - Нет. Что-нибудь ещё хотите сказать?
     - Ну и ну... Извините... – покачав головой, соседка ушла.

     Последний раз Саша пришёл ко мне в конце марта, но уже не один, а с юной женщиной на сносях.
     - Это моя жена, - сказал Саша, заметив мой удивлённый взгляд. – Мы пришли забрать мамину раскладушку.
     - Поздравляю... – сказала я и с иронией уточнила, - это твоя десятиклассница?
     - Да, - буркнул Саша.
     - Молодец... – отдавая раскладушку и ехидно глядя Сашке в глаза, спросила. – Ты здесь в феврале и марте рыдал, не зная, что твоя любовь на последнем месяце беременности?
     Сашка промолчал и, забрав раскладушку, бережно ведя юную жену под руку, навсегда ушёл из моей жизни...

     А моя молодость повеселела. Кажется, ей действительно стало легче жить. Какие теперь цели она ставит перед собой? О чём мечтает? Умные люди говорят, что во всех жизненных коллизиях для нас скрыт урок. Надо только правильно его понять. Но что значит правильно? Какие выводы должна была сделать моя молодость?
     Недавно произошло чудо. Бог мне послал журнал «Лехаим», о существовании которого я даже не знала. В нём я нашла ответ на свой вопрос.
     Правильно понять урок жизни, «значит сделать ещё шаг к тому, чтобы наше служение Богу исполнилось новой глубины. Суть служения Создателю раскрывается через деяния в земном мире: в каждом нашем поступке содержится зерно, ведущее к пониманию нашего истинного призвания».
     Истинное призвание... А что такое призвание? Кто кого призывает и куда? И, главное, зачем?  И почему не все слышат призыв, и приходят, к несчастью, не туда?
Умница Ожегов в своём словаре объясняет это слово как «склонность к тому или иному делу, профессии»...
     Профессии?! Но есть выражения «профессиональный убийца» или «вор в законе» – тоже профессионалы. Что же? Кто-то призвал этих людей совершать страшное зло? Зачем?
     «Дело жизни, назначение» – вторая трактовка слова. Может быть, когда говорят о человеке, что «это дело его жизни», то это лишь одна из оценок обществом трудовой жизни данного человека? Но кто назначает дело жизни? Человек?.. Человек сам себе? Тогда это выбор пути, профессии. Сколько плохих врачей, учителей, слесарей и других специалистов мы знаем! Все они назначали себя сами. И каков итог?.. Может быть, трактовка слова не точна?..
     Если вернуться к религиозной трактовке слова «призвание», то получается, что человек призывается «к служению Создателю». И не только в молитвах и обрядах различных конфессий. Всей своей обыденной трудовой, общественной и семейной жизнью он призван служить Ему, то есть соответствовать Его подобию.
     Естественное состояние человека, как, создавая его, задумал Бог, - быть счастливым», - говорил ещё один мудрец. Но когда жизненная цель, поставленная человеком перед собой, не совпадает с «призванием», жизнь превращается в драму, а иногда и в трагедию. Надо только уметь слушать и слышать Его. Ведь слушают дети своих родителей, когда они предупреждают их  об опасностях. И, если дети не слышат любящих их, то они погибают. Но это я понимаю сейчас, на склоне лет. Моя юность не умела слушать, не слышала призыва, не замечала божественных знамений в своей жизни. Она знала, что Бога нет, и, значит, нет никаких «знамений». Только Он всегда рядом, и с ведающим о Нём, и с атеистом. Он творил для неё чудеса, которые требовали размышления, чтобы понять их.
 
     - Сколько раз Он тебя останавливал, показывал, что искусство – не твоё призвание?! – спрашиваю я свою юность.
     - Как это? Не понимаю, - упрямится девушка.
     - Устами мамы Он запретил тебе поступать в театральный институт и уговорил окончить педагогическое училище. Помнишь? Ты ещё жалела, что «потеряла» два года. Он не позволил тебе работать в рижском ТЮЗе и заставил уехать в Плявиняс, где ты вполне успешно работала с детьми. - «Смотри, это твоё призвание!» - указывал Он тебе. -  Ведь с малышами ты счастлива!»
     - Не совсем, - возражает она. - Мне в Плявиняс не хватало Гены. И потом, я была воспитана на песне:
                Кто хочет, тот добьётся!
                Кто ищет, тот всегда найдёт!
     - А помнишь? Когда ты поехала в Москву, Он чуть не разбил тебе башку в поезде, надеясь до тебя достучаться!
     - Это поезд резко остановился, - протестует она.
     - Устами Северина Господь всё тебе сказал о твоих способностях, просил вернуться к своей профессии!..
     - А потом дал записку к Сац, - смеётся моя юность.
     - На четыре часа задержал Наталью Ильиничну! Он не давал вам встретиться!..
     - Но моё упорство победило! – гордится девушка.
     - Не замечая удивительных препятствий, не ведая о Его воле, ты проявляла волю свою, добивалась исполнения мечты.
     - Для исполнения мечты не существует преград! Не существует и чудес.
     - Для глупца всё, что невозможно объяснить, не существует...
     - Что?! Окружавшие меня взрослые люди тоже были глупцами? Они аплодировали, говорили: «Какая способная, талантливая, одарённая девочка! Театр – это дело её будущей жизни!» - И я верила им...
     - Не вникая в смысл слов «одарённая», «талантливая»? Одарённая кем? Талант – чей дар? Чем отличается талант от способностей? Ты хоть понимаешь смысл всех этих слов?!
     - Но мама?! Неужели она не знала значения этих слов?! Думаю, что знала, не хуже некоторых.
     - Да... И поначалу мама не воспринимала эти восторженные слова всерьёз. Людям свойственно радостно восторгаться при взгляде на любого ребёнка, так мило играющего в театр. Не знаю, слышала ли она Его, но она не позволила тебе сразу ехать в Москву, поступать в театральный институт, а настояла на получении профессии дошкольного работника. Она радовалась, когда ты познакомилась с Геной. Она видела, знала, с какой профессией и с кем ты будешь счастлива...
     - Что же? По твоему в Москве были все дураки, кто поверил в мои способности?
     - Не лукавь! Ты знала, что Сац оценила только твою способность трудиться. О таланте речи не было! Но маме ты этого не сказала!.. После рассказанной тобой полу правды она поверила авторитетному мнению Сац о твоём таланте. Вот почему, когда в ТЮЗе вновь захотели принять на работу «талантливую» девочку, («оценённую самой Сац!») мама показала им фигу. Так смешно она «наказала» их за предательство. А трудности с получением прописки (ещё одно препятствие-знамение на пути в искусство) уже не имели значения. Если надо ради детей перевернуть мир, мама это сделает! И таки сделала!
 
     Господь мудр! Он предоставил нам, людям, свободу выбора пути. Если кто-то его не слушает, не хочет идти по светлому, радостному, назначенному Им пути, то Он предоставляет всем право добиваться своего. Но уж тогда не сетуйте, если ваши пути окажутся тёмными, страшными, с ямами, в которые вы будете проваливаться, теряя здоровье и кляня всех на свете, кроме себя.
     И ты, и мама добились! Но чего?! В первый же год вы получили по полной программе за своеволие и тугоухость! Ты потеряла свою чистоту и любимого, а мама пережила унизительную «выволочку» на педсовете в училище. Её (её!!!) обвинили в злонамеренной ломке судьбы дочери, призванной, как говорили педагоги, (слышишь?!) призванной работать с детьми!! И мамина гипертония, от которой она погибла - на твоей совести!!!

     На моей... Извини, что кричу... Мой мысленный спор с самой собой бесполезен. Нет мамы... Опоздала я со своим покаянием. Кому оно теперь нужно, кроме меня, и, надеюсь, моей дочери? Не извлекла я тогда уроков из своих жизненных коллизий...

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2011/03/14/142