Клад

Виталий Ударцев
                КЛАД.
                Рассказ      

                Это давняя история, подробности я уж подзабыл. Решил записать то, что помнил. Всё началось задолго до моего рождения, но эта пред история спустя некоторое время непосредственно коснулась меня.
                Сам я конечно ко всяким золотым украшениям, человек равнодушный. Знавал я однако людей у которых при виде золота глаза загорались, а узнав легенду о каком то спрятанном кладе, вообще спать не могли. Бывало годами занимались клада  искательством, да всё напрасно. Легенда со временем забывалась, а клад продолжал лежать где то, не тронутый.
                Задолго до революции, обосновался один зажиточный переселенец в предгорьях Тянь - Шаня, хозяйство завёл, стал местным помещиком. Богател быстро, рядом строился город Верный, так что его товары расходились хорошо. Да и не мудрено, продукты питания всегда в цене были. Медок у него был и мясцо, да и пшеничку сеял. Из года в год на свежих землях урожаи были отменные. Нанимал он дюжину батраков из обедневших переселенцев, сам тоже трудился не покладая рук.
         Грянула революция, к середине двадцатых, докатилась она до самих южных рубежей. Кто по богаче побежали от советской власти в Китай. Да и не только богатые, люди военные, что присягу царю батюшке давали тоже туда подались. Местные казахи жили родовыми аулами. Феодальный уклад жизни обязывал подчинятся самому богатому родственнику - баю. Некоторые баи побоялись, что советская власть отнимет у их отары овец, тоже перекачивали за кордон, всем  аулом. Наш знакомый помещик один из последних засобирался. Часть скотины забить пришлось. То, что, не многое осталось с собой погнали, добро на подводы загрузили. Вот только золотишко он с собой не взял. Закопал под дубом у огромного камня. О том помещике больше никто никогда не слышал. О кладе и приметном месте кто то из батраков прознал, слышал видать краем уха о чём хозяева шептались, но подробностей не запомнил. Поискал, поискал и забыл, так и не найдя. Прошло с тех пор около сорока годков. В годах шестидесятых, одно замечательное событие произошло. В один из обычных для мира дней, появился на свет - я. Примерно в эти годы о кладе вновь вспомнили. К тому времени когда мне исполнилось лет 7- 8, перерыли в округе под каждым дубом, а где усадьба была вообще нетронутого места не осталось. На том месте лесной кордон выстроили. Местный лесник до последнего времени уже потом один клад и искал. Хоть и было точно известно, что клад у огромного камня под дубом зарыт, но не встретив нужных примет, капал тот лесник везде, только и он не находил. Недалеко от пасеки, где мой дедушка с бабушкой жили, рос молодой дубок. Если учесть что дубы тихо растут, ему времени от роду всего лет сорок было. Там на полянке на огромном плоском камне, едва выступающем из земли, как на бетонной площадке, любила играть детвора. Все дедовы внуки, в том числе и я. Хоть мал ещё был, а историю про клад слышал, около дубка на камне почитай каждый день играл. Только много ли ребёнку надо. Прослышал, потом заигрался, да забыл. Однажды мы вся детвора  ( раньше семьи многодетные были ) на том месте в прятки играли. Меня тогда чем то сверстники здорово обидели. Когда все ушли обедать, я надувшись из принципа с ними не пошёл. От нечего делать стал копать под дубком, а там старинный чугунок до верху золотыми монетами набитый, откопался. Ну я на братьёв зол был, думаю о кладе на зло не расскажу. Зарыл его на том же старом месте. Решил родителям рассказать. Да в тот день они за мной приехали, стали домой собирать. А мне уезжать не хотелось от дедушки с бабушкой. Больно мне хорошо у них гостить. За капризничал, за что мне здорово попало. От той обиды я вообще про клад забыл.   
         Вспомнил о нём когда совсем взрослый стал, перед самой армией. Дружил я тогда с одной красивой девушкой, серьёзно так дружил, она как и принято было у девушек с армии обещала ждать. Так вот была у той девушке старая родственница, я бы сказал древняя старуха. Правда не близкая, седьмая вода на киселе. Приходилась бабушкой жене, брата той самой моей девушки. У той старухи тоже своя история про клад была. Услышав эту историю, я про свой клад вспомнил. Но в последние дни перед армией не до этого  клада было, были дела по важней, тут такая любовь приключилась! Потом друга в Авгане убило, пока похоронили, я в армию на два года загремел.
       История у той бабки про  клад тоже интересно сложилась. Хочу отметить она очень жадная была. Полный сундук разного добра, а в обносках ходила. Недоедала. Все деньги в наволочку складывала и в место подушки на ночь под голову  укладывала. Все её многочисленные наследники её очень любили… В надежде что, что то новое о кладе выведают, каждый день в гости приходили и ублажали бабку как могли. А бабка всё на своём - вот умирать стану тогда расскажу, где клад зарыт. Единственное, что наследники знали, зарыт клад на той стороне границы, в Китае и они потомки дворянского рода. Когда после революции в Китай их предки бежали, там тоже не сладко пришлось. Вернулись Россию, а золотишко на той стороне припрятали, что б новой власти не досталось. Родителей репрессировали, как врагов. Они из белогвардейцев были, там они и сгинули. Осталась она на белом свете одна с двумя братьями. Это после племянники да дети появились, а потом и внуки. Все, как один до наследства жадные. Перед самой смертью, возьми ту старуху - парализовало. По глазам видно, сказать что то хочет, а не может, только слёзы текут от беспомощности. Напрасно родственники отталкивая друг друга, низко склонялись, чтоб хоть по губам понять о местонахождении того злополучного клада. Надежда их однако до последнего не покидала. Перед самой кончиной кто то из близких изловчился и подменил наволочку с деньгами. Старуха такого горя не вынесла, померла вскоре. Родственники по случаю пропажи денег переругались. Короче как только бабка дух испустила возле неё уже никого не оказалось. Спасибо соседям похоронили с божьей помощью.
         Я с армии вернулся о кладе не сразу вспомнил. Опять дела, любовь и всё такое.
Однажды с той пасеки где раньше мои дед с бабкой жили, пасечник в город приехал и рассказал странную историю: Сплю - говорит - ночью машина  подъехала. За поворотом, в метрах ста от домика встала, из неё люди вышли, дверь снаружи подпёрли и на полянку к дубу мимо дома проследовали. Как мы поняли из его рассказа, от страха он до утра на улицу нос не показывал. Утром через дверь выйти не смог, она всё ещё подперта была, окно выставил и первым делом к дубу, а там земля изрыта и чёткий отпечаток того самого чугунка. Видимо за золотом настоящие хозяева приходили, то есть их наследники. Я даже рад, что так всё обернулось, мне чужого не надо. А клад никто не мог найти, потому, что Бог берёг, а может тот помещик слово какое знал заговорное, или просто, дубок был посажен когда и клад зарыт. Искали то под старыми дубами. Камень вообще в землю врос, летом в траве его не видно. Так, что не судьба была чужим, клад отыскать. 



             Ударцев В.