Письмо великому земляку

Валентина Баскакова
Это письмо написано 20 лет назад, в преддверии юбилея М.В.Ломоносова. Был конкурс в областной газете "Правда Севера", в котором, кстати, автору  этих строк  было присуждено  2 место. Но вдруг сегодня я поняла, что стихотворение не утратило своей актуальности. Да к тому же скоро снова юбилей. Пусть это будет дань памяти и уважения моего к заслугам Михаила Васильевича. Единственно, что не было мной учтено и на что не было обращено внимание прежде мною: это "неполитичность" великого земляка, некогда ему было политикой заниматься. Но править ничего не стала. Пусть будет так, как есть.


               Себе для мыслей  утешения,   
               А  может, для увеселения,
               Но не от грусти,  не от скуки
               Вот эти творческие  муки!
               Для вящей убедительности, 
               Без всякой предусмотрительности,
               Письмо Вам пишу, дорогой мой земляк!
               Душа же мятётся: нет покоя никак!

Два века уж с лишним минуло с тех пор, 
Как шёл за обозом в науку помор,
Земляк наш великий. Являясь примером, 
Во многих науках прослыл пионером.
Сегодня тебе, мой земляк дорогой,
Пишу я письмо, восхищаясь Тобой!
Свою благодарность Тебе я дарю
И в твой день рожденья Тебе говорю:

Михайло Васильич! Поклон наш прими
От тех, кто живёт в неспокойные дни,
В эпоху, когда нелегко разобраться,
Куда нам идти и кого нам держаться.
Но ведь и Тебе, наш земляк Ломоносов,
В себе разобраться так было непросто!
Но взял Ты и принял простое решенье:
В Москву пошагал Ты - пешком! - за ученьем! 

(Мои же сегодняшние ученики -
Ах, как мне признания эти горьки! - 
За семь километров пешком не пойдут,
Чтоб в школу успеть. Автобуса ждут!)

И я продолжаю Тобой восхищаться:
Не перестану Тобой любоваться,
Твоим благородством, напором,
Упрямкой, присущей поморам!
Какие б в науке ни взяли труды, -
Везде Ломоносова видим следы:

Химию сложную понимал -
Лабораторию основал;
С Богом - не боялся как? - беседовал,
Атмосферное электричество исследовал;
Занимался метеорологией,
Интересовался геологией,
Работа "О слоях Земли" - прямое подтверждение
Серьёзнейшего к истории Земли отношения;

Именно Ты открыл, что атмосфера
Есть и на планете Венера;
А сколько полезных советов
Ты  дал путешествующим по свету!
И все ведь, наверное, видали
Твою  грандиознейшую "Полтавскую баталию"!..
Художник, мозаик, изобретатель,
Талантливейший поэт и писатель,
Не зря с Сумароковым спорил так  много -
Торил, как поэт, Ты  иную дорогу;

А кто же ещё, разбирающийся в математике,-
Автор  первой русской научной грамматики?..
И, как историк честный,  не уставал твердить:
"История народу должна служить,
Справедливостью своей должна быть полезна",-
Утверждал  Ты с логикой своей железной! 

И, наконец, Университет в Москве Ты основал,
В котором, кстати, так и не бывал:
Шуваловым с Елизаветой вся слава присвоена
С бесстыдством, присущим им, недостойным.
Но справедливость восторжествовала:
Имя Ломоносова в Университете засияло!

Прекрасно разбирался в кораблестроении,
Интересовался народонаселением,
И медицина Тебя  волновала,
И философия привлекала,
И педагогом был отменным -
Авторитетом для учеников почтенным!
И земляков не забывал:
Таланты растил, чем мог, помогал.

Ты праведно и честно жил,
И нам программу предложил.
Ты верил, что своих Невтонов
И даже собственных Платонов
Родит Российска сторона...
Но здесь ошибка есть одна:

Сумел Невтонов предсказать
Ты верно. Где ж Платонов взять?
Куда ж Платоны подевались?
В народной массе затерялись?
В Москву дорогу Ты топтал
И славою российской стал.
Да, очень, очень многие
Идут Твоей дорогою,
Но нет такого мужика,
Чтоб вывел нас из тупика... 

Письмо заканчиваю я на грустной ноте.
Конечно, мой земляк, его Вы не прочтёте...
Но если б чудом Ты Россию обозрел,
Уверена: восстать бы Ты сумел:
Такого б  бардака  не смог перенести...
Да где ж вы, Ломоносовы, чтобы страну спасти?!