Уроки собеседования ч. 4

Юлия Рущак
***
«Получив знания по одной специальности, вынужден работать по другой».
Знакомая ситуация для большинства работников. Когда нужно на что-то жить, тут не до выбора профессии. Единственная цель – получить работу, где можно заработать хорошие деньги. Для этого мы готовы обучаться на дорогостоящих курсах, платить самим за стажировку в организации...
Но и там, как на любом другом пути, встречаются «подводные камни».
О том, насколько «легко» оказалась занять должность продавца в одном из многочисленных супермаркетов, я даже не подозревала.
***

ЧАСТЬ – 4. Пять шагов до…

Прошло полгода, как я получила в институте заветную «корочку» - диплом специалиста. Только вот работу никак не могла найти. Мои надежды устроиться по полученной профессии угасали с каждым днём.
Однажды, моя подружка Ксюха посоветовала пойти поработать для начала менеджером по продажам. Как она убеждала меня, что это – легкая работа!
- Тем более, им нужно, чтоб было законченное образование и презентабельная внешность. Ты у нас девушка красивая, аккуратная, да ещё и с дипломом престижного вуза страны!
Я, наивная, поверила и пошла в один из новоявленных для нашего города супермаркет.
«Глобус» находился неподалёку от моего места проживания, поэтому на него и пал мой выбор. Теперь нужно было ждать известия об открывшейся вакансии. Для этого ходила практически каждый день в магазин, но не за покупками. Они придумали экономно искать рабочую силу. Печатали объявление на обычном альбомном листе и приклеивали на дверь. Заходя в магазин, читаешь написанное, пока открываешь двери.
И вот, в один из многочисленных обыденных дней, я пришла в магазин за молоком. Когда увидела объявление, я аж взвизгнула, чем напугала окружающих.
Ещё бы! Им было не понять моей радости.

«Ну, наконец-то им менеджер понадобился!» - подумала я, когда пришла в очередной раз в «Глобус».
В супермаркете меня уже знал в лицо почти весь персонал. Я подошла к одной из продавщиц.
- Нин Иванна, здрасте!
- Здравствуй! Ты как всегда за свежим молочком?
- Да. Но у меня ещё есть один вопрос…
- Давай, спрашивай.
- Нин Иванна, а я вот прочла объявление на двери. Вам нужен менеджер по продажам.
- Нужен-то, нужен. Вот только кто за пять тыщ-то пойдёт?
- Я, - в горле пересохло, а уважаемая продавщица недоверчиво глянула на меня, - Вы знаете я же по профессии менеджер, а вот работу по специальности трудно найти. А здесь такая удача. Я и живу близко.
- Ладно, уговорила. Пошли за мной, - сказала мне Нина Ивановна и крикнула напарнице с другого отдела, - Присмотри, я на пять минут отойду.
Мы шли через весь магазин и остановились только в самом конце.
- Подожди меня здесь! – строго сказала продавец, - И ни куда не сходи с этого места. Поняла?
Я утвердительно кивнула. Нина Ивановна ушла, а я задумалась о том, что документов-то с собой не брала никаких, как им буду доказывать свои слова об образовании.
Не прошло и пяти минут, как дверь снова распахнулась и оттуда вышли Нина Ивановна в сопровождении молоденькой девушки.
- Здравствуйте! – обратилась ко мне незнакомка.
- Здравствуйте!
- Вы хотите у нас работать?
- Хотела бы попробовать себя в качестве менеджера по продажам.
- Замечательно… - протяжно сказала девушка, и тут видимо она что-то вспомнила, - Ой, простите, я же не представилась. Меня зовут Ольга. Я – менеджер по персоналу.
- Юлия, - ответила я.
- Очень приятно познакомиться. Юлия, я так понимаю, что вы с собой документы не брали, - и, увидев мой утвердительный кивок, продолжила, - вот вам анкета для начала. Вы её дома заполните, а потом подходите сюда. С собой иметь нужно паспорт.
- Хорошо, спасибо. Я обязательно буду. А в какое время мне подойти?
- Ну, вы когда заполните анкету?
- Ну, где-то полчаса мне хватит, я думаю.
- Так, через час обед… давайте через два часа. Устроит?
- Да, конечно.
- Ну, всё. Жду вас через два часа.
Домой я не шла, а бежала. Хотелось, чтоб поскорей прошли эти два часа. Ведь меня ждала работа!
Ознакомившись с вопросами анкеты, я была в некотором замешательстве. Нужно было указать, всю личную информацию о себе. Потом о тех, кто проживает со мной. Причём, нужно было написать подробную историю о каждом члене семьи отдельно, где и когда родился, какое образование, чем занимается, имеются ли судимости, собственное имущество, вредные привычки…
«Я, наверное, в милицию устраиваюсь работать…»  - подумала я.
На третьем листе из шести представленных (кстати, вопросы были напечатаны с двух сторон каждого листа), красовалась надпись «Международные связи».
«А это ещё что такое?»
Первый вопрос касался меня и моих родных, с которыми проживаю и звучал он «Когда вы в последний раз были заграницей?»
Я пыталась вспомнить, но у меня ничего не вышло. Решила, что заполню позже и перешла к следующему.
«Есть ли у вас родственники, которые проживают заграницей? Укажите кто именно, степень родства, в какой стране».
- Так, у меня тётка в Австрии проживает. Но я же с ней практически не общаюсь. Может и не указывать?
Дальше вопросы были такими же, как в первом блоке, только касались они ВСЕХ родственников, проживающих не в России.
«Нет! Я не в милицию иду работать, а в ФСБ! Или помощником президента…»
Но моё желание работать было настолько сильным, что я принялась заполнять эту анкету. Пришлось звонить маме, папе, одному из братьев и сестре, чтоб попросить прийти их на обед домой. Только мы не обедали, а заполняли всей семьёй опросник.
- Хорошо дед с бабулей живут отдельно. А то и на них пришлось бы заполнять! – хохотал младший десятилетний брат Витя.
Далее пошли вопросы о том, что я коллекционирую, кто по знаку зодиака, верю ли в астрологию и гороскопы, требовалось указать и то, что означает моё имя, какой камень-талисман, любимый цвет, время года и прочую чепуху.
В самом конце анкеты я прочла о том, что каждый пункт должен быть заполнен, иначе моя кандидатура не будет рассматриваться.

Через два часа я пришла к менеджеру по персоналу с заполненной анкетой.
Ольга, почитав написанное, сказала, что всё в порядке, и я допущена ко второму испытанию.
- Ольга, а скажите, сколько всего этапов отбора?
- Пять, - спокойно ответила менеджер.
Я не понимала, что может быть на пятом этапе, но уж взялась, то пойду до конца… любого.
Второе испытание строилось на том же принципе, как и первое. Нужно было заполнить на себя и всех тех, с кем живёшь, анкету о том, где работал последние 10 лет. Указать нужно было не только название фирмы, свою должность и сколько там работал, но и перечислить ВСЕ пункты должностных обязанностей.
«Может лучше копии должностных инструкций прикрепить?» - задалась я вопросом.
Забрав новую анкету, я пошла домой. Ольга мне назначила следующий мой приход на завтрашнее утро.
Дома за ужином, мы снова всей семьёй заполняли нужный мне бланк.
- Тебе лучше дома сидеть! – снова хохотал Витя.

Утром я принесла заполненную анкету. Ольга, посмотрев её, сказала, что я прошла на третий этап – собеседование.
Беседу проводила сама Ольга. Она протянула лист, на котором были написаны несколько рабочих ситуаций, и просила ответить на приведённые вопросы как можно подробнее и обосновать свои действия.
С задачами я справлялась довольно хорошо и быстро. Ольга похвалила меня. И, когда я думала, что наконец-то всё закончено, она мне дала новое задание, как она сказала, последнее и от которого завит окончательная оценка.
- Вы как обычно стоите за прилавком, - начала Ольга, - Вдруг в магазине возникает суматоха. Наш супермаркет решил посетить Президент страны. Никто не был готов к такому. На прилавке всё не так идеально, как должно быть. Ваши действия? Подумайте хорошо. Есть несколько вариантов ответа, но вы можете предложить свой.
- А услышать эти варианты можно?
- Да, конечно. Первое – вы будете стоять, как «вкопанная», поскольку вас парализовал страх. Второе – вы кинетесь к Президенту и будете просить автограф. Третье – вы начнёте «вешаться» ему на шею и целовать. Он ваш кумир и бог. Да и вообще, вы давно в него тайно влюблены. А четвёртое – это ваш ответ.
«Интересно, какой идиот, составил эти варианты?»
- Думаю, что буду выполнять свои прямые обязанности. Стоять за прилавком, улыбаться и отвечать на вопросы покупателя.
- Интересная позиция, - задумчиво сказала Ольга, - Я даже не думала, что и так может кто-нибудь ответить…
«Интересно, неужели были претенденты, которые выбирали что-то из предложенного?»
- Вам понравился последний тест? – вдруг спросила меня менеджер.
- Да, - быстро и не задумываясь, ответила я.
- Это я его придумала. Я вообще многое здесь поменяла. Теперь есть развёрнутые анкеты для соискателей, несколько этапов отбора персонала на вакантное место…
В ответ я лишь улыбнулась. Ну, что поделать? Человека не хвалит никто, потому что просто не догадывается, кто такую чушь придумал.
- Вы проходите в четвёртый тур! – громко и важно произнесла Ольга, - Завтра будет беседа с психологом и тестирование. Вам нужно будет подъехать в центр «Парапсихия» к 14 часам. Спросите Лидию Антоновну. Вот вам сопроводительное письмо, которое отдадите психологу.
- Хорошо, спасибо.
- Вам спасибо! Я уверена, что именно ВЫ будите у нас работать.
Эта фраза на меня магически подействовала. И чтобы мне не говорили дома родные, я решила идти к психологу на собеседование.

Психологический центр «Парапсихия» находился на другом конце города. Пришлось аж за 2 часа выезжать: час на дорогу, час на пробки.
Двухэтажное здание «Парапсихии» было видно издалека, поскольку построили его на возвышенности.  Дорожки, ведущие к центру, были выложены тротуарной плиткой. На входе меня встретила высокая и стройная блондинка лет 20.
- Добрый день! Мы рады, что вы нашли время посетить нас лично.
- Здравствуйте! Мне вот направление дали, - протянула я девушке сопроводительное письмо, - к Лидии Антоновне.
- Вы на тестирование от «Глобуса», - догадалась девушка и добавила, - Подождите минут десять. Вы пока присаживайтесь.
Удобно расположившись в мягком кресле, я ожидала своей очереди. Прошло десять минут, но никто не приглашал. Я ждала. Прошло ещё минут двадцать. Моё терпение было на исходе.
Вскоре меня пригласили пройти в кабинет к Лидии Антоновне. Часы показывали – 14:45.
- Здравствуйте! – произнесла я, открыв дверь.
- Здравствуйте! – тихо ответила женщина, сидевшая за столом, - вы так не кричите. Тишина – залог здоровья!
«Интересное умозаключение!»
- Садитесь сюда, - женщина указала мне на стул, стоящий между шкафом и столом, - давайте письмо.
Разорвав одним движением конверт, Лидия Антоновна достала сложенный вдвое бланк.
- Вы – Юлия Александровна Ромашкина, верно?
- Да.
- Достаточно кивнуть, и ещё раз прошу, говорите тише!
- Хорошо, - ответила я вполголоса.
- А претендуете на должность менеджера по продажам?
Я утвердительно кивнула.
- Итак, моё имя – Сотникова Лидия Антоновна. Я – доктор психологических наук, работаю психологом более семи лет.  Фирма «Глобус» просила оценить всех кандидатов на различные позиции и представить им «идеальных» работников. Принцип работы следующий, я задаю вопросы, вы мне отвечаете честно, откровенно и лаконично. Подробности лишь в том случае, когда я попрошу. Далее, я вам даю анкету, которую в течение двух часов вы должны полностью заполнить. Пропускать вопросы нельзя, пробелов быть не должно. Одно замечание – вы зарабатываете минус 1 балл, второе нарушение – вы исключены из «гонки». Правила ясны?
Я только и могла кивнуть. Ощущение было, что я в концлагере: шаг влево, шаг вправо – расстрел.
- Вы замужем? – прозвучал первый вопрос.
- Нет, - ответила я как можно тише.
- А почему?
- Хочу сначала сделать карьеру, а потом…
- Потом, будет потом. Помните о правилах! – улыбнулась женщина.
Я замолчала.
- Вы живёте одна или с кем-то?
- С кем-то.
- Подробнее!
- С родителями, двумя братьями и сестрой.
- А почему вы решили закончить вуз по специальности «Менеджмент»?
- Так посоветовал центр проф. ориентирования при школе.
- А вы всегда слепо следуете за кем-то?
- Нет.
- То есть если я скажу прыгнуть с девятого этажа, вы этого не сделаете?
- Скорее нет.
- Хорошо. А какие вы любите смотреть фильмы?
- Вообще-то разные, по настроению.
- Пару жанров назовите.
- Детективы и комедии.
- Перечислите несколько ваших увлечений.
- Коллекционирование, фотография.
- А что коллекционируете?
- Монеты и марки.
- Стандарт, - хмыкнула женщина, - А фотографируете что?
- В основном пейзажи на реке.
- Любите растительный мир.
- И животных тоже люблю.
- А какие цвета вам нравятся больше всего?
- Чёрный, оттенки серого, тёмно-фиолетовый.
- О боже! – воскликнула психолог, - все ваши мысли о смерти!
- С чего это вдруг? – удивилась я.
- Если вы предпочитаете чёрный – это означает, что душа тянется к сатане. Серый цвет говорит о том, что вы очень одинокий человек. А любовь к тёмным оттенкам фиолетового означает, что вы властолюбивы. Это плохо. Очень плохо. Это минус в вашей характеристике.
«Бред какой-то наговорила!»
- А какой же нужно любить? Жёлтый что ль? – моему возмущению не было предела.
- Жёлтый – означает склонность к осуждению и нетерпимостью к окружающим. Тебе нравится этот цвет?
- Нет-нет, - поспешно ответила я, - Я просто спросила. Мне очень интересна ваша интерпретация.
«Куда я попала? Где мои вещи? Что я вообще здесь забыла?»
- Спасибо, - заулыбалась Лидия Антоновна, - обычно все недолюбливают нас, психологов. Ну что? Пошли дальше. Вот держи. Этот тест рассчитан на два часа. Время пошло.
Женщина завела будильник и вышла из кабинета. Было тихо. Только тиканье часов резали тишину…
Время истекло, а я заполнить успела только половину опросника. Уж больно вопросы были «легкие». Лидии Антоновне это не очень понравилось, но она ничего уже не сказала. Быстро что-то напечатав на компьютере, психолог сделала надпись на сопроводительном письме «Отрицательно».
Внутренний голос говорил мне, что это адресовано мне. Но я не хотела в это верить и надеялась на хороший исход.
Попрощавшись, я отправилась в путь до дома. Сразу же позвонила Ольге и рассказала, что тестирование прошла.
- Хорошо, Юлия. Как только я получу результаты, сразу с вами свяжусь.
Спустя пару дней я, не дождавшись звонка из «Глобуса», сама позвонила. Ольга говорила уже не так вежливо, как раньше, и объяснять ничего не хотела. Из всех произнесенных её фраз я поняла одно – мне отказали.
- Люби ты зелёную травку, а не чёрный плащ, тогда б взяли на работу, - приступ смеха душил моего брата Витю.
«Как же ему хорошо! Учись и не думай ни о чём» - думала я.
Через неделю я узнала, что место в магазине заняла сестра Ольги. Вот тогда до меня дошло, что при любом раскладе, я не попала бы в магазин. Ведь Ольга готовила рабочее место для своей родственницы.

Продолжение следует…