Мысли... ч11

Новиков Борис Владимирович
Нынче кроме «желтых» медия, иных практически и нет. Сплошная «желтуха». Медийный гепатит...

***

Буржуазность (капиталистичность) есть частная собственность на средства производства.
Бюрократия есть частная собственность на власть.
Этатизм есть способ существования бюрократии.
Методы осуществления бюрократической власти: криптократия и клепто кратия.
Средство идеологического обеспечения (прикрытия) бюрократии есть медиакратия.
Институт осуществления власти бюрократии – государство.

***

Вы же понимаете, «господа» оранжисты (а также: либералы, демократы, ощечеловеки, «шестидесятники», рыночники и т.п.), что уходите не в оппозицию, а – на свалку истории? В тираж, в бомжи, в небытие, в нежить. О-кон-ча-тель-но. И – бесповоротно. Аминь.

***

Репродукция – способ производства общественности и обобществленности. Уникальный акт деятельности и творчества, – и его процесс, и его результат, – становятся повторяемыми и воспроизводимыми, и тем самым: становятся достоянием иных, других. То есть репродукция – это также производство самости и иности.

Точка встречи, точка пересечения моей деятельной самости и твоей (его, ее, ихней) иности есть общественность.

Точка встречи, точка пересечения моей творческой самости и твоей (его, ее, ихней) творческой иности есть обобществленность.

***

Гуманистический тип социальной формы взаимодействия (общественные отношения) есть событие. Со-бытие. Событие.

***

Капитализм есть последняя, – зрелая, – фаза предыстории, есть тотальная система институтов, идеологии и субъектов воздействия. Социальные формы воздействия суть: антагонизм, насилие, эксплуатация, агрессия, угнетение, диктат, интервенция, экспансия, покорение, понуждение, принуждение, обладание, отчуждение еtс.

***

На страницах изданий, – усердно косящих под научный «респект», – типа РЖ («Русский журнал»), – пиковая фаза «нереста прогрессизмом». Отметились, – «пометили территорию», – уже десятки, если не сотни субьектов, представителей того интеллектуального планктона, что его нынче, – с явным избытком, – в современном «политологическом и философском дискурсе».

Неукорененные (ну, как водоросли), необразованные, предельно тщеславные и неограниченно алчные, фаршированные по самое некуда тухлятиной постмодерна (окрошкой из отбросов духа), без весел, без ветрил, без принципов (а откуда последним-то взяться?!! (, с пламенной и искренней ненавистью к «этой Раше», давно поменявшие местами Родину и счет в западном банке, общающиеся между собой по типу пауков в баночке...

Так вот: в этой компании, в этом «сообществе» теоретизирующих, вернее сказать резонерствующих «в дискурсе» и в «тренде», меняющих «парадигмы» как перчатки духовных (лучше – интеллектуальных) рагулей и гопников – пиршество. Планктон, а вернее – интеллектуальные пираньи, накинулись на свежачок, на ими же и придуманный «хит сезона» – на «прогрессизм».

Рвут все: начиная с держателя «баночки», с заслуженного «гуру» пустословия и скудоумия Г.Павловского и заканчивая субъектами раннепубертатного интеллектуального возраста. А почему бы, собственно, и не порезвиться? Вон, ведь, и окончательно выжившие из ума своего небольшого старперы, заверенные в свое, – советское, заметьте, – время докторскими философскими дипломами, ничтоже сумяшеся: «я так вижу»: «предыстория, история, постистория» ... Тьфу, прости Господи.

***

Философство как химерическое сознание. Химерический тип сознания – усиленный вариант эклектики. Химера (Гомер), особое существо: спереди лев, посредине – коза, сзади – змея...

***

Папик снял с довольствия политических кокоток, а, проще говоря – политических шлюх. И: «Все пропало!». Все посыпалось. Очень стремительно, заметьте, посыпалось и продолжает сыпаться. (Они, – политические конкуренты, – что, напрасно столь терпеливо, до скрежета сжав зубы, пять лет ждали своего часа?!!).

Мешпуху массдезийную и тому подобную, не за страх и не за совесть, а исключительно за «бабло» обслуживавшую «пропащую», ну, ту самую, которая «все пропало», политическую и т.п. босоту, папики местные, – ну, «олигархи» которые, – очень скоро бросят на произвол судьбы. Во-первых, нравы такие, во-вторых, «Рим предателям не платит», в-третьих, отработанный пар... Адрес один – в утиль, на помойку, в выгребную яму. Поделом. Ну, то есть: «по делам их воздастся им». Властные коридоры всех уровней они до блеска вычистят и дезактивируют еще быстрее...

Собственно, «папик» (ну, штатские уроды со-подельники) снял выше означенный контингент с довольствия ОТНЮДЬ НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ. Уж кто-кто а они, – Пиндосия и К°, авангард предыстории, – оч-чень добре знали и представляли (и знают, и представляют) себе, ЧТО это был за гиперсуперпуперприз ДЛЯ НИХ: Украина. Положенная к ногам предыстории. Т.е. Украина, намертво интегрированная в ВТО, в «болонку» и, САМОЕ ГЛАВНОЕ – в НАТО. Чтобы уж – необратимо... Чтобы уже – навек...

Ибо Россия без Украины – это всего лишь РФ...

Но, РФ тоже отменно знает и знала, – не говорю уж о действительных – СОВЕТСКИХ ЛЮДЯХ во ВСЕХ бывших республиках бывшего СССР, – что это означало: потерять Украину. И посему: ФИГ ВАМ, УРОДЫ ПРЕДЫСТОРИЧЕСКИЕ!

Короче, США и подельники Советским Союзом со-товарищи – подавились. Окончательно энд бесповоротно. Ибо: реальная история, предыстория еще в 1917-м подавилась начавшейся и становящейся историей действительной. А ведь расклад на поле боя определяется раскладом на поле истории.

Учитесь диалектике материалистической, убогие.

***

У классики нет срока годности. Она – вечна. Нетленна. В любой сфере культуры. Классика имеет потенциал всеобщей распредмечиваемости. Ну, то есть: во все времена и народы, в любом культурном хронотопе.

***

Не надо путать причину и следствие. Особенно не надо путать: следствие.

Долдонят денно и нощно о «легитимации» частной собственности на средства производства. Лукавят, наперсточники. Путают, сознательно подменяют легитимацию – легализацией.

***

На ментов в России нынче объявлена тотальная охота. Они охотятся за ними так же тщательно и искренне, как вчера скорбили о «таджикской девочке», «армянском юноше», «грузинском дедушке»...

Вчера была команда лепить одного горбатого: ваять образ «русского фашизма». Нынче: мочить силовые структуры. Метят в Нургалиева, в виду имеют Путина. В перспективе – Россию.

Уши от мертвого ишака вы получите, недоноски долбанные, а не Нургалиева, Путина, Россию, мир.

***

Украинцы по профессии: персонажи, «выжимающие из себя слова, сово купность которых они несколько самоуверенно называют украинским языком» (Т.Кузьмов). И: горячо и искренне выжимающие из «горячо любимой нэньки» все, что можно выжать: депутатства, лауреатства, степени, звания, должности, квартиры, дачи, хлебные места еtс. Сволота.

***

Гаврила Попов: пилигрим. Сначала: пионеры, комсомол, КПСС. Затем – в воры, т.е. в «демократы». Нынче (вкупе с Лужковым) – «из ворюг – в греки»... Мочат от души чмошного экс-премьера, успевшего рвануть на Суд Божий, избежав счастливо суда людского.

Видимо, рассчитывает Гаврила, что зачтется, что наш суд – самый гуманный в мире суд...

***

Сейчас в разоренном лагере тимошенников – глубокий и искренний траур и совершенно неподдельная паника. Предводительница временами, клочковато и со стремительно убывающим энтузиазмом и оптимизмом пытается изображать поруганную невинность. Крысы стремительно покидают тонущую посудину «БЮТ». Ибо: бьют. И будут бить. Ибо: горе побежденному...

***

Творчество – производство нетленного. Свитие – превращение нетленного в тлен.

***

Воздействие – это разорванное по своему основанию (в своем основании) взаимодействие.

***

Антагонизм – превращенная форма социального взаимодействия, дефор мированное общественное отношение.

***

Сучата предысторические, – по настоятельному совету и наущению двух окончательно выживших из ума старперов-маразматиков: Бжезинского и Киссинджера, рыпнулись было быстренько сварганить геополитическую контро верзу России. G-2. США + Китай. Против России.

Не вышло. Оглушительный облом во время визита Обамы «из барака» в Поднебесную.

Обама, Пиндосия окрысились и предприняли ряд демонстративных демаршей. Пригрозили торговой войной, демонстративно пообещали Тайваню вооружений на 15 миллиардов «баксов», по высшему разряду и взасос приняли на самом высшем уровне Далай – ламу...

Правильным путем шагаешь, Америка...

***

Я подумал: «впервые за 20 последних лет на Украине – украинские, а не амерские выборы».
Неверно. Выборы на Украине впервые – российские. Затем будут – украинские. Затем – русские. Аминь.
Р.S. Русский – это не этническая, либо национальная принадлежность. Это – цивилизационный код.

***

В «недоотмершем» государстве «лидеры», «первые лица», начальники не советуются. Ни с наукой, ни с народом, ни даже – с коллегами. Они – получают услуги «советников». Ну, есть любовь, а есть «интимные услуги». Улавливаете разницу?

Спичрайтеры (помы, замы, референты, секретари, сервис, обслуга, челядь, «семья» еtс.) осуществляют ФАКТИЧЕСКОЕ руководство. Страной, партией, отраслью, учреждением.

Затем, подобно Ф.Бурлацкому, Шахраю, Бурбулису и т.п. в своих воспоминаниях (если успевают) изголяются, как они служили «мозгами» Брежнева, Eльцина, Горбачева, Кравчука и т.п. (Мозги, откровенно говоря – говно). Вспоминают, как они «за ящиком коньяка» ваяли «теорию общенародного государства», «теорию развитого социализма», «социализма с человеческим лицом» и т.д. – без счету.

И кто из них больший подонок: такие генсеки и президенты, или такие советники?

***

Субьектность как полная обобществленность. Обобществленность как тотальная субьектность.

***

Полнота как завершенность, устремленная в незавершимость.

***

Оранжевая шушера на Украине с 07.02.10 г. находится в состоянии глубочайшего когнитивного диссонанса.

Для тех, кто не знает «зарубежных» слов: находится в полнейшей ж…пе.

***

Янукович знает украинский язык. Тимошенко владеет украинским языком.

***

Использование: воздействие с целью получения пользы.

***

... Когда-то И. Кант сказал: «в любой науке столько науки, сколько в ней математики». Он не прав. В любой науке, и вообще в любом стоящем и путном деле столько настоящего, нужного, научно-состоятельного, сколько в нем диалектики. Материалистической диалектики. И – диалектического материализма, разумеется.

Не исключение в этом смысле и социальная робота. Даже не просто, – не исключение, но очень яркое подтверждение и иллюстрация.

Как у нас нынче принято воспринимать социальную работу и социального работника?

Как скорую социальную помощь и, соответственно, как работника этой аварийной службы. Как своеобразную МЧС. К кому спешит на помощь социальный работник? К сирому, убогому, нищему, отверженному, выпавшему, – или выпадающему, – из социума, потерянному индивиду. К больному, неимущему, к бомжу, сироте, безработному, инвалиду, афганцу, чернобыльцу, б. алкоголику, б. нарко – или игрозависимому, пришедшему из «мест не столь отдаленных» и нуждающемуся в социальной реабилитации и адаптации и т.д. Без счету. И – мчатся. И – закрывают, либо хотя бы частично прикрывают беду чужую душой и знаниями, умениями, навыками еtс. – своими. Перед нами – типичная социальная работа. И – типичный социальный работник. Есть беда. Нужна помощь. Адрес? Начинаю движение...

И неведомо такому социальному работнику то, что ведомо было еще древнему эскулапу Галену; «не бывает больного органа, есть больной организм». И недоступна его пониманию истина: помощь, защита необходима лишь тогда, когда есть нападение. Есть напасть. Ибо: нельзя аплодировать одной рукой. Не бывает «стопперов» без «форвардов»... Значит: если ты ограничиваешь свою миссию, свою роботу лишь «помощью» и «защитой», тупо водишь пальцем по должностным инструкциям и тебе нет дела (да и: способности понять существо этого дела в силу собственной узости, ограниченности методологической, мировоззренческой, логической еtс. нет) до того контекста, до того развития, до той связи всего со всем, – до организма социального, составляющей которого есть «орган» – «болезный» индивид. И до источника напасти, знамо дело – дела нет. И ты просто даешь обезболивающее, ибо не в состоянии поставить точный диагноз, а тем более: начать лечение и обеспечить выздоровление. Ты, по – существу: один из тех, кто обслуживает эту напасть. Укрепляет и продлевает ее существование. Т.е. – ты состоишь на службе (находишься на содержании) у того зла, против которого вроде бы как борешься денно и нощно (за вычетом выходных и отпусков)...

Разумеется, выход за узкие рамки простого функционера, тупого исполнителя, трансформация из субъекта «социальной работы» в субъекта «социальной деятельности», в человека, которому доступно понимание не только текста, но и определенного контекста бытия, не только ситуация, но и обстановка, не только единичное, но и общее, а не только расклад на поле боя, но и на поле истории – это уже прогресс.

Однако это – еще лишь первое отрицание. Антитезис. Деятельность – это способ бытия социальной материи, общества (человека, людей) на этапе их реальной истории. Предыстории. Фазами этого этапа были: рабство, феодализм, капитализм. Ну, о капитализме, к сожалению, пока еще преждевременно говорить: «был»...

Предыстория – это тотальное отчуждение, господство превращенных форм, эксплуатация, расчеловеченный человек, люди как средство, как товар среди товаров прочих, как пролетарии. Ибо: господство частной собственности на средства производства. Не греет.

Однако же: развитие неостановимо. На смену предыстории необходимо, неизбежно приходит, придет и утвердится в форме практической всеобщности – история действительная. (Действительность – это совпадение сущности и существования). Действительный гуманизм. (Если нравится: действительный коммунизм). Общество, в котором каждый, многие и все – цель. Самоцель. Общество, способом бытия которого есть творчество. Наиболее развитая форма развития. А каждый человек – есть субъектность. Т.е. творец. Гений. «Гений – это нормальный человек, все остальные – отклонение от нормы» (У. – С. Моэм). А профессия нормального человека – его имя. Ну, Маркс – марксизм, Эйнштейн – соответственно... А наука в полном своем составе, включая и научную философию, является непосредственной производительной силой. Каждого, многих и всех. И каждому, многому и всем доступны и понятны как единичные (ситуативные), так и общие, а, равно – и всеобщие смыслы и взаимозависимости бытия. Это и есть то самое второе отрицание, – отрицание отрицания, – тот самый синтез, который будет означать: каждый, многие и все являются субъектами социального творчества.

***

Космополит – гражданин мира. Интеллигент – мирочеловек. Всечеловек.
Р.S. Не бывает гражданина без государства. Государства – без правительства. Мирового...

***

Империализм как завершенная форма деформированного взаимодействия, сиречь – воздействия.
Метрополия contra колония.
Почему ВСЕ империи, – бывшие, сущие, будущие, – обречены?

А по той же причине, почему обречена ЛЮБАЯ система без обратной связи. Доживая и неживая – на разрушение; живая, животная, социальная – на гибель.

***

Духовность – это дух, повенчанный с душою; это разум, настоянный на чести, совести, достоинстве.

***

Субьект духовности, чьи практики лежат в русле действительного гуманизма, есть интеллигент.

***

1909 г. Выход в свет двух работ: манифеста действительного гуманизма – «Материализма и эмпириокритицизма» В.И.Ленина и манифеста антигуманизма – сб. «Вехи» (плод интеллектуальных усилий группы весьма «незаангажированных» господ).

***

Деятельность – творческая деятельность – творчество. Вот необходимая траектория развития самого развития. От ноосферы – к креатосфере – таков магистральный путь человечества. Конечно, есть и тупики, и «узкоколейные» ответвления, и любители, – профессиональные и факультативные, – пустить под откос эшелон человеческой цивилизации еще отнюдь не перевелись, однако же ж историческая необходимость: неотменима. И – неостановима. И – необратима. И – неизбежна. (Есть, правда, «альтернатива»: рукотворный Апокалипсис. Но это уже вопрос иной...).

Творчество как способ бытия действительного гуманизма (коммунизма); творчество, сущее в форме практической всеобщности – вот цель и смысл становления действительной истории, которая неизбежно (а не просто по необходимости) приходит и придет на смену истории реальной (предыстории).

***

...«Смена караула» в новогоднюю ночь 1999 г. в Кремле – это была ихняя «Москва –1941». Выборы на Украине 07.02.2010 – это был ихний «Сталинград – 1943».

Получат они в свое время и свой «рейхстаг». Всенепременно. Дайте срок. Будем жить. Ибо: нельзя переть супротив исторической необходимости.

***

Глобализм:
– идеология – мондиализм;
– способ существования – экспансионизм;
– средство сплочения – солидаризм;
– сущность – империализм;
– «кровеносная система» – финансизм;
– способ материальной жизни – экономизм;
– форма организации власти – бюрократизм;
– качество государственности – этатизм.

***

Действительный гуманизм как эгоистический альтруизм и альтруистический эгоизм. Т.е. осуществляющееся диалектическое противоречие.
В случае его разрыва: имеем необузданный эгоцентризм и абстрактный гуманизм.

***

Духовная (душевная, практическая) отзывчивость – взаимодействие; духовная (душевная, практическая) глухота – воздействие.

Вред ведь вполне можно причинять не только прямым воздействием, но его модусом, разновидностью: бездействием. Устранением, отстранением, безразличием (трусость, бегство, измена, предательство, дезертирство еtс.). Вспомните Бруно Ясенского…

***

От «управляемого хаоса», через «управляемые конфликты» – к «управляемой деградации» побежденных стран и народов. Таковы стратегия, тактика и оперативное искусство глобализма.

***

М. Тэтчер как персонифицированная Англия и Англия как коллективная Тэтчер.

Империализм в стерильном виде. Вот что эта «железная леди», – несколько поспешно и самонадеянно, правда, – заявила, когда ей показалось, что «вашингтонский консенсус» восторжествовал окончательно и бесповоротно: «Нам нужны 15 миллионов русских для охраны сырьевых транспортных коридоров из Сибири и Дальнего Востока на Запад».

***

«Евроатлантисты», «евроинтеграторы» и пр. проНАТОвская гнидота в Украине – профсоюз смердяковых. А все их «зусилля»: явные, тайные, активные, не очень – смердяковщина в чистом виде. СМЕР-ДЯ-КО-ВЫ и СМЕР-ДЯ-КОВ-ЩИ-НА.

***

По видимости: «общество массового потребления».
По сущности: общество массового истребления.

***

Космополит – стерилизованный патриот.

***

Интеллектуализм – это дух без души, бездушный дух.

***

Деятельность – творческая деятельность – творчество. Вот необходимая траектория развития самого развития в случае социальной материи. От ноосферы – к креатосфере – таков магистральный путь человечества. Конечно, есть и тупики, и «узкоколейные» ответвления, и любители, – профессиональные и факультативные, – пустить под откос эшелон человеческой цивилизации еще отнюдь не перевелись, однако же ж историческая необходимость: неотменима. И – необратима. И – неизбежна. (Есть, правда, «альтернатива»: рукотворный Апокалипсис. Но это уже вопрос иной...).

Творчество как способ бытия действительного гуманизма (коммунизма); творчество, сущее в форме практической всеобщности – вот цель и смысл становления действительной истории, которая неизбежно (а не просто по необходимости) приходит и придет на смену истории реальной (предыстории).

Творчество – это и есть в «чистом виде» существующее, вернее сказать: перманентно осуществляемое (лучше: укр.: «здійснюване», ибо в русском языке есть существительное, – «действительность», совпадение сущности и существования, в языке же украинском – и существительное, и глагол; что позволяет адекватно выразить и процесс и результат; и динамику, и статику осуществляющегося диалектического противоречия) противоречие. Противоречие как в каждом из своих актов (единичное); в каждом из своих видов (общее); так и в своем статусе всеобщего процесса свободотворчества, в процессе незавершимого порождения гуманистической культуры. Разумеется, вполне справедливым такой вывод есть для того времени и места (для того культурного хронотопа), когда творчество уже существует в форме практической всеобщности. Несравненно более сложным есть процесс его практического становления и, соответственно: адекватного философского постижения в условиях, когда оно лишь проявляет стойкую и необратимую тенденцию к обретению статуса такой всеобщности.

Основным определителем творчества есть то, в какой мере оно есть способом бытия свободы человека, есть основанием для утверждения его в качестве социально-активной, целостной, а, посему – полноценной личности. Каждого, многих и всех. А поскольку в научной философии нет ни одного положения, ни одного слова, вопроса либо проблемы, которые были бы гуманистически нейтральными, то можно констатировать, что проблема творчества есть той теоретической, методологической и мировоззренческой «осью», вокруг которой сосредоточено и обращается (вращается) нынче все многообразие философской (онтологической, гносеологической, социально-философской, этической, эстетической еtс.) и не только лишь философской, проблематики. (Особенно и акцентировано подчеркиваем, что все, только что сказанное, касается исключительно и единственно НАУЧНОЙ философии. А не до – , вне – , либо же антинаучной. О последней, в избыточном количестве ныне сущей, скажу предельно коротко. Это – теоретические, более или менее удачно тонированные и тонируемые «под науку» интеллектуальные миазмы, более или менее уклюжее исполнение социального заказа стремительно уходящей в небытие предысторической «натуры». Вот чем, – И НИЧЕМ ИНЫМ, – является то, что многие: кто по глупости своей беспросветной, кто на «голубом глазу»; кто факультативно, а большинство – профессионально, за мзду соответствующую, называют «современной философией». И больше об этом – ни слова. Ибо спорить с представителями сего племени юркого и неизбывного, – невеждами и проходимцами, – здоровья надо больше, чем ума. А со здоровьем, сами понимаете…).

***

СССР или Украина…
Не «ИЛИ», а органично вплетенное в венок общего единичное. (Всеобщее – человечество).
А не: вырванное из органического контекста и распятое уродами, – закрепленное геополитическими гвоздями, – на кресте «самостийности» недоразумение: 1/34 СССР…

***

Творчество как таковое (как и материя, как и развитие, как и, вообще говоря – содержательность всей философской проблематики) не может быть обнаружено сугубо эмпирическим путем. Поэтому, строго говоря, ни эстетическая, ни психологическая, ни любая иная подобного рода (порядка и масштаба) теория творчества невозможна. В каждом таком случае имеют дело пусть и с достаточно общими, распространенными, типичными, – но все же – особенными формами его проявления и осуществления (здійснення). Иное дело, что и эстетические, и психологические, и науковедческие, и любые иные тому подобные эмпирические и теоретические разработки проблемы творчества выступают и являются тем общим, которое опосредует акт творчества (единичное) и перманентный процесс творчества, таким образом, готовят необходимую эмпирическую и теоретическую базу для трансформации, превращения научной философии в полном ее составе, во всем ее корпусе – в философию творчества. И, разумеется – в творческую философию.

Философия как теория и методология творчества, таким образом, есть ни что иное, как диалектика движения (диалектика природы), «доразвитая» до диалектики деятельности (диалектика предыстории) и затем – до диалектики творчества (диалектика действительной истории). До диалектики как целостной теории развития, или, что то же самое – до диалектики, – диалектического материализма и материалистической диалектики, – как теории и методологии творчества.

Лишь с позиций понимания творчества как наиболее развитой формы развития, саморазвития социальной материи в форме свободы, в форме культурной культуры общество (человечество), люди и человек постижимы теоретическим разумом как философская проблема. Постижимы и практически осуществимы (здійснимі). Точно так, как открытие и последующая диалектико-материалистическая интерпретация закона взаимного проникновения противоположностей (иноформа: «в сущности все относительно») позволили понять развитие (в форме теоретической всеобщности) как саморазвитие, так и понимание сущности социальной формы развития материи на этапе ее предыстории, – деятельности, – лишь тогда становится полностью адекватным объекту, когда деятельность трансформируется (и научно-философски постигается) в самодеятельность. Становится распределением самодеятельности и самодеятельным распределением. Творчеством. (Об этом подробнее см. в нашей монографии: Б. В. Новіков, Творчість як спосіб здійснення гуманізму. – Київ, 2005 р., 332 стор.).

В деятельности человек (люди, человечество) детерминированы внешними определителями; в творчестве они самодетерминированы. Теоретическим (философским) отображением такой ситуации, соответственно, выступают: взгляд на человека как на существо пассивное, страдательное, воспринимающее воздействия извне, как на голое средство, функцию, товар среди товаров иных еtс; и взгляд на него как на самоцель – творца. Как на гения. «Гений – это нормальный человек. Все остальные – отклонение от нормы» (У. – С. Моэм).

Творчество – это способ бытия человека (людей, человечества) в условиях, где и когда он в действительности способен быть и есть субъектом свободотворчества. При этом следует принимать в расчет, что понимание исторической свободы человека должно непременно включать в себя как свободу его по отношению к той объективной реальности (ближайшим образом природе), которая является неисчерпаемым и беспредельным источником и кладезем человеческого культуротворчества, источником и предметом практически – духовно – чувственного формотворчества (освоения и преобразования), так и по отношению к его собственной (человеческой, общественной) природе, или, что есть то же самое: по отношению к тому обществу, ансамблем социальных взаимодействий, – общественных отношений, которого в действительности и является человек в своей сущности. И это последнее условие является определяющим, поскольку именно в этой «второй» (К. Маркс), очеловеченной и очеловечиваемой природе в снятом виде наличествует природа «первая», а вместе они составляют субстрат мира человека, который он в процессе незавершимой встречи с этим миром превращает, трансформирует, преобразует в человеческий мир. И способ такой трансформации творчество. ТВОРЧЕСТВО КАК ПОЛЕЗНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ (ЗДІЙСНЕННЯ) БЛАГА ЧЕРЕЗ ИСТИНУ В КРАСОТЕ.