Неизвестный Израиль. 3 От Авраама до Моисея

Нина Рождественская
«Все евреи ответственны друг за друга»
Вавилонский Талмуд, Шавуот 39а

«Я ручаюсь за него…»

Авраам поселился на той земле, которую указал ему Творец, на земле Ханаанской. На этой земле жил его сын Исаак, а затем и внук Иаков. У Иакова было двенадцать сыновей, от которых и произошли двенадцать колен Израилевых. Но речь пойдет о двоих из них: о Иосифе и Иегуде.
Иосиф был любимым сыном Иакова. Братья завидовали ему, и постепенно эта зависть перешла в ненависть. В конце концов, они решили убить Иосифа, но один из братьев, Иегуда, предложил продать его торговцам, которые шли в Египет, чтобы не проливать кровь брата.
История прекрасного Иосифа послужила темой для многих книг, пьес и кинофильмов. Меня же во всей этой истории интересует один момент, связанный с ответственностью евреев друг за друга.
Иосиф, находясь в Египте, сделал, выражаясь современным языком, блестящую карьеру. Он стал вторым человеком после фараона и способствовал процветанию Египта, в то время как в соседних странах царил голод. Отец Иосифа, Иаков, не зная, что Иосиф жив, посылает в Египет своих сыновей, чтобы они купили там хлеб. Иаков оставляет дома только своего младшего сына Беньямина, единственную отраду его очей после «смерти Иосифа» (хочу напомнить, что и Иосиф, и Беньямин были детьми от его любимой жены Рахели, которая умерла при родах Беньямина, а остальные сыновья были детьми сестры Рахели, Леи, первой и нелюбимой жены Иакова).
Братья пребывают в Египет, где встречаются с Иосифом, но не узнают его. Иосиф же, узнав братьев, обвиняет их в том, что они шпионы. Братья рассказывают свою историю и просят отпустить их. Иосиф ставит им условие, что они должны привести младшего брата, а в залог оставляет у себя одного из братьев.
Братья, вернувшись к отцу, просят отпустить с ними Беньямина, но Иаков не хочет этого, боясь, что он потеряет его, так же, как Иосифа. И тогда Иегуда говорит, обращаясь к отцу: «Отпусти отрока со мною. Я ручаюсь за него. Из моих рук потребуешь его…».
И когда в Египте Иосиф требует, чтобы Беньямин остался с ним, и только тогда он отпустит остальных братьев, Иегуда говорит, что он «поручился за отрока отцу своему, сказав: если не приведу его к тебе, то виноват буду пред отцом всю жизнь. А теперь пусть раб твой останется рабом вместо отрока у господина моего, а отрок пусть взойдет с братьями своими». (Брейшит 44: 32-33). Иосиф, не выдержав взятой на себя роли, разрыдался и признался братьям, кто он на самом деле. В общем, история имела счастливый конец, а евреи поселились в Египте, жили там «долго и счастливо» до определенного периода.
Возвращаясь к Иегуде, можно сказать, что его поступок был очень важен. В свое время именно он предложил братьям продать Иосифа в рабство. И хотя он спас его от смерти, но не вернул отцу, и, должно быть, это мучило его. Поручившись за Беньямина, а затем, изъявив готовность быть рабом вместо него, он как бы искупает свой старый грех и очищает свою душу…
Под девизом: «Все евреи ответственны друг за друга» - проходят сотни благотворительных акций в еврейских общинах по всему миру. На иврите «ответственность» - ха-ревим – означает «поручитель», человек, отвечающий за другого, как спонсор или опекун. Иегуда – это еврейская модель «поручителя». Мидраш рассказывает, что в награду за такое самоотверженное поведение весь еврейский народ назван в честь Иегуды (на иврите – иегуди, слово, произведенное от имени Иегуда).

«Сделаем – и услышим!»

Высшим образцом поручителя является Моисей. Он был приемным сыном фараона, вырос в его дворце и имел все, что только может пожелать человек. Но именно Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Это были времена, когда уже давно забыли в Египте про прекрасного Иосифа. Евреи превратились в рабов фараона, и были ему ненавистны.
История Исхода (выхода евреев из Египта) подробно описана в Библии. Поэтому я, опять же, буду говорить только о тех моментах, которые меня интересуют. И дело не в том, что я выхватываю какие-то кусочки из целого и, тем самым, разрушаю целое. Просто я взяла одну конкретную тему: поручительство, а в наше время безумного эгоизма и индивидуализма, которые ведут к гибели все человечество – эта тема, на мой взгляд, самая важная.
Моисей, как и Авраам, выполнял волю Творца. Как в свое время Авраам привел на указанную Творцом землю группу своих единомышленников, так и Моисей должен был привести уже не небольшую группу, а целый народ на ту же землю, вернуть им Родину.
К тому времени евреи привыкли к состоянию рабства, они привыкли к тому, что, несмотря на притеснения и отсутствие свободы, у них была крыша над головой и сытная еда. Поэтому в пустыне народ постоянно роптал и предъявлял Моисею всевозможные претензии.
Наконец, даже Творец не выдержал, и последней каплей послужило то, что когда Моисей получал на горе Синай скрижали Завета, народ сделал себе золотого тельца, чтобы ему поклоняться. Как когда-то жители Вавилона заменили Бога живого, башней из камня, так и теперь евреи заменили Творца золотым истуканом.
«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный… да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исход. 31: 9-10).
Что же ответил Моисей Творцу?
«Да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы египтяне не говорили: «На погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли». И далее Моисей просит Творца: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исход 32: 11-12, 32).
Итак, Моисей готов умереть вместе со своим народом, если такова будет воля Творца. Почему? Да потому что он поручился за народ. Мы видим, что, если в истории об Иосифе его брат Иегуда выступает поручителем за своего младшего брата перед отцом, то Моисей выступает поручителем за весь еврейский народ перед Творцом. Он взял на себя ответственность, и если он не справился со своей задачей, то готов умереть вместе с теми, за кого поручился.
Это прекрасный пример ЕДИНЕНИЯ, когда один человек ставит себя на место других людей и чувствует себя с ними единым целым. И эта сила единства, в свою очередь, так действует на других людей, что они начинают ощущать себя «одним человеком с единым сердцем». И поэтому народ, собравшись у горы Синай, где Моисей получил скрижали Завета, восклицает, как один человек: «Сделаем – и услышим!».
И с этим народом, объединенным в едином порыве, в едином намерении, уже стало возможным совершить истинный Исход из рабства и обрести свободу на земле Творца.

Зачем я?...

Один из главных еврейских праздников – Песах, праздник свободы, праздник выхода из  Египта. И каждый год, на праздничный седер, собирается вся семья: дедушки и бабушки, отцы и матери, дети, внуки, правнуки. Праздничный седер включает в себя много разных элементов и, в том числе, пасхальную агаду (агада - сказание), которую читает один из присутствующих (обычно, глава семьи). Это своего рода спектакль, где действующие лица – четыре сына: умный, простодушный, злодей и не умеющий спрашивать. Умный сын хочет все знать о традициях и обычаях своего народа. Простодушному многое не ясно, и ему следует объяснить суть праздника. Такое же объяснение требуется и сыну, который не умеет задавать вопросы. Но есть еще сын-злодей, который с презрением спрашивает: «Что это у ВАС?» (в другом переводе: «Зачем эта служба ВАМ?»). Произнося это «У ВАС», он, тем самым, отделяет себя от всего происходящего. Но и этому сыну следует объяснить, что, если бы «ты был в то время там, ты бы не вышел из рабства. Но сейчас у тебя есть шанс покончить с рабством в тебе самом раз и навсегда».
Еврейская традиция говорит иногда и о пятом сыне. Это тот, кто не присутствует на праздничном седере, тот, кто давно забыл обычаи своей страны, кто блуждает по иным дорогам и странам. Но и о нем помнит община, и плачет, и молится о своем «блудном сыне», чтобы он, наконец, вернулся домой…
Однажды к еврейскому мудрецу Гилелю (Первый век н.э.) пришел чужестранец и спросил: «Ты можешь научить меня всей Торе, пока я стою на одной ноге?». Гилель не промедлил с ответом: «Что ненавистно тебе, не делай другим. В этом заключена вся Тора. Остальное – лишь толкования. Иди и учись». (Гилель. Трактат «Шаббат»).
Гилель был каббалистом, человеком, познавшим тайны мироздания, и он знал, что зло и ненависть ведут к разобщению, а любовь – к единению. И не случайно именно Гилелю принадлежат замечательные слова: «Если не я себе – кто мне? Но когда я (только) себе – что я? И если не сейчас, то когда?»
Нам следует почаще вспоминать эти прекрасные слова. Теперь, в период глобального эгоизма, когда каждый думает только о себе, спрашивайте себя хотя бы иногда: если я только для себя – зачем я?..