Город мастеров

Виктор Васильевич Дубовицкий
У любой страны имеется своя «визитная карточка», по которой её легко узнать. У России их много:  хохломская и жостовская роспись, финифть, каслинское литье, малахитовые поделки – это лишь несколько «визиток». Для Японии – это кимоно, суши и… меч самурая. Для Австрии – тирольская шляпа с пером и неподражаемое горловое пение горцев. С Перу у нас ассоциируется пончо и шиншилла. Словом таких примеров можно приводить до бесконечности!
Для Таджикистана такими «визитками» давно стали изделия народного промысла из Каратага – кишлака в одном из ущелий на южном склоне Гиссарского хребта, примерно в 45км. на запад от столицы страны, г.Душанбе.
Это селение, по обеим берегам бурной Каратаг-дарьи, по преданию было основано около трехсот лет назад, выходцем из селения Дахбид неподалеку от Самарканда, суфием ордена Накшбандия, ишаном Махмад-Ризо-Ходжой, поселившемся с несколькими своими учениками. На могиле этого мусульманского святого, одно из пятистиший на персидском языке (фарси) представляет из себя хронограмму: при сложении цифровых значений составляющих их букв можно вычислить и примерное время основания Каратага – первая четверть XVIII столетия. Происхождение жителей Каратага из древнего Самарканда подтверждено и исследованиями русского филолога середины прошлого века Л.В.Успенской, по мнению которой, язык  его жителей представляет собой вариант самаркандского говора таджикского языка, принявшего в себя некоторые местные элементы.
До 1870 года, когда Каратаг был присоединен к Бухарскому ханству, он был самостоятельным владением, управлявшимся родовой знатью. О размерах этого селения до начала XX века можно судить хотя бы по тому, что оно состояло из 19 кварталов (газаров) и там действовало 23 мечети. Внизу по склону, на левом берегу реки находились базарные ряды, где торговали не только дарами щедрой таджикской земли, но и массой ремесленных изделий, хорошо известных по всей Средней Азии и особенно в Гиссарской долине.
До 1907 года, когда здесь случилось катастрофическое землетрясение, стершее на многие годы Каратаг с лица земли, здесь проживало около 12 тысяч человек. Все население селения делилось на две неравные части: большая занималась ремеслами, среди которых преобладало ткачество, и вторую, меньшую, которая занималась земледелием. Были также семьи, которые занимались ремеслом, не порывая с сельским хозяйством. Они так и называли себя – ремесленниками-крестьянами. Обычно на ремесло находилось время зимой, когда в сельскохозяйственных работах наступал естественный перерыв.
В начале XX века среди ремесленников Каратага было зарегистрировано около трех десятков различных специальностей. Прежде всего селение славилось своими ткачами, которые делились на «аурбов», изготавливавших широко известную по Средне Азии и в Афганистане шелковую алачу, полосатую или орнаментированную рисунками с расплывчатым контуром, который наносился способом перевязывания основы перед крашением, и на «карбос», выделывающих хлопчатобумажную алачу, иногда с примесью шелка в основе, а также другие хлопчатобумажные ткани.
К ткачам примыкала большая группа ремесленников, более «узкой специализации», -  занимались подготовительными работами: сновальщики основы (корган), заправщики основы в ткацкие станки (гулбардор) а также лощильщики ткани, придававшие ей неповторимый «товарный вид». Среди ремесленников выделялась небольшая, но очень важная для производства группа красильщиков, которая в свою очередь делилась на «рангрез», красивших горячим способом, и на «кукчи», красящих холодным способом исключительно краской индиго, доставляемой из Индии.
Очень многочисленной по численности и разнообразной по составу была группа ремесленников – специалистов по металлу: кузнецы (охангар), делившиеся в свою очередь на гвоздарей (мехчагар), ножевщиков (кордсоз), подковщиков (налгар), ковалей (оспнаукун) и  кетменщиков (кетмангар). Литейщики делились на отливщиков котлов (дегрез) и лемехов для плуга. И, конечно же, в числе ремесленников – «металлистов» трудились медники (мисгар) изготавливавшие посуду всех видов и знаменитые на всю Среднюю Азию ювелиры (заргар).
Особо стоит упомянуть о гончарном производстве Каратага. Как известно, в Средней Азии это ремесло делится на мужское – изготовление керамики на гончарном круге и на женское – изготовление лепной керамики без гончарного круга. Каратаг являлся самым юго-восточным пунктом бытования мужского гончарного мастерства в Таджикистане. Южнее и восточнее в стране мужского гончарного производства нет. Здесь было распространено только женское гончарное производство, не знающее гончарного круга.
Мужское керамическое производство было принесено сюда выходцами из Самарканда, основавшими Каратаг. Искусствоведы, подготовившие в 1974г. альбом «Современная керамика народных мастеров Средней Азии», изделия из Каратага, по технологии изготовления, цветовой гамме и орнаменту обоснованно включают в бухаро-самаркандскую группу зелено-коричневой керамики. Здешняя керамика по праву пользовалась повышенным спросом по всей Средней Азии и Северному Афганистану и именно поэтому еще 1896 году, при проведении Всероссийской промышленной выставки в Москве, на стендах Туркестана были представлены несколько изделий отсюда.
Каратаг славился и своими мастерами- деревообделочниками. Они делились на мастеров-строителей (чубтарош), токарей (харрот) и столяров (дуретгар). По отзывам русских востоковедов конца XIX – нач.XX вв., каратагские столяры изготавливали на заказ целые мебельные гарнитуры, которые с удовольствием покупались русскими жителями Ташкента, Самарканда, Новой Бухары (Кагана), Чарджоу.
В Каратаге был целый квартал ремесленников-сапожников, подразделявшихся на «мазадуз» - шивших сапоги на твердой подошве с каблуком, «махсидуз» - изготовлявших «махси» -сапоги с мягкой подошвой  и без каблуков и «кавшдуз» - специалисты пошива женских туфель и мужских галош.