Почёсывание

Разномыслие
Когда человек измучивает, угрызает себя помыслами, то оправдывающими, то обвиняющими кого и что угодно, в том числе и самого себя, то таким образом он пытается облегчить своё страдание. Это похоже на то, как если бы имеющий зудящую болячку принялся рассчесывать её, пытаясь чесанием снять зуд. Но ведь зуд от этого только увеличивается! И чем больше чешет, тем больше зудится и растёт болячка! Ясно, что избавляться от зуда надо иначе. А именно - не чесаться, а лечиться, т.е. как минимум - терпеть зуд, не рассчесывая болячку, хотя расчесывание, как хоть какое-то действие, психологически и воспринимается болящим как облегчение страданий. Пока рассчесывает. Так же и с помыслами. Пока человек занят ими, он как бы находит некое облегчение страданиям. Оставил - страдания наваливаются. И человек вновь кидается к помыслам, где бесконечно проигрывает ситуацию, травмировавшую его. Психологически это и сравнимо с рассчесыванием. И это - не облегчает страданий, сколько ни занимайся оправданиями и обвинениями. И значит - не чешись! Т.е не собеседуй с помыслами, ища в этом собеседовании облегчения страданий! Терпи страдание, принимай его! Это страдание помогает устремлять ум к Богу, Врачу душ и телес.

Негативная ситуация, страдание - как болячка. Помыслы вокруг да около ситуации - как рассчесывание болячки. Что избавляет от страдания? Благо и наслаждение, а не рассчесывание. Наша задача - принять страдание как отрешение души.

Не обвиняй себя за то, что ты ТАКОЙ, т.е. болящий. Ибо это обвинение - тоже попытка избавиться от страданий, от своей болезни. Эту болезнь надо принимать как отрешение души, а не пытаться избавиться от неё чесанием, т.е. обвинением себя в том, что болеешь. Обвинение себя - это скрытое проявление эгоизма. Значит, если терпеть этот порыв и не обвинять себя, это исцеляет от эгоизма, хотя наш эгоизм и будет сопротивляться, что проявит себя сомнениями, беспокойством, унынием.

Если муж, например, мучается от помыслов, где и что делает его жена, не изменяет ли, то сами эти помыслы, как почёсывание, и есть попытка избавиться от страдания. Парадокс в том, что если даже муж будет знать о каждом шаге жены, это не избавит его от страданий. От страдания исцеляет не знание, а любовь. Ибо любовь больше, чем знание. Значит, мужу надо учиться принимать страдание, а не почёсываться. Это страдание его от чего-то отрешает. Мужа спасёт от страдания не знание о каждом шаге жены, а обретение блага. Надо признаться себе, что блага нет. А почёсывание лишь облегчает боль, но не исцеляет от неё.

Страдание не имеет причин. И от страдания исцеляет лишь благо. Христос попрал смерть смертью. И нам надо страдание попирать им же - страданием, обращая его против него самого. А для этого и надо принимать страдание. А пока мы почёсываемся, мы ТАК со страданием боремся. Т.е. мы обращаем против страдания не страдание, а что-то иное, что равносильно подбрасыванию дров в топку с огнём. Значит, когда мы просто принимаем и терпим страдание, отклоняя все попытки почёсывания, мы тем самым и обращаем страдание, которое принимаем, против страдания. Страдание можно упразднить лишь возвысившись над ним, для этого и надо принимать его, ибо возвышаются лишь над тем, над чем господствуют.

Надо заметить, что если человек ищет причины страдания, это тоже почёсывание, т.е. попытка избавиться от страдания. Ведь единственная причина страдания - отсутствие блага.

Когда человек следит за любимым, контролирует его, проверяет и т.п., он таким образом пытается избавиться от боли, которая его мучает. Но эту боль надо учиться терпеть и принимать, а не избавляться. Значит, когда возникает потребность в слежке, надо объяснить себе, что так ты почёсываешься - пытаешься освободиться от страдания и, следовательно, не принимаешь этого страдания. Любимый человек к твоему страданию не имеет отношения, он не виноват, что ты страдаешь. Поэтому даже если ты будешь знать о каждом его шаге, это не избавит тебя от страдания. Страдание - отрешает. Вот почему его надо принимать, а не пытаться избавиться через слежку или претензии.

Все эти расследования, попытка докопаться до истины - всего лишь поиск облегчения боли, т.е. почёсывание. А между тем единственный способ упразднить боль - принять её, попрать боль болью. Как Христос попрал смерть своею смертью, господствуя над ней, т.е. имея в себе источник жизни, так и нам надо попирать свою боль своею болью, господствуя над ней, т.е. веруя в то, что Бог дарует нам благо, необходимое для упразднения боли, ибо "мы ходим верою, а не видением" (2-е Кор. 5:7).

Уточнение.
Думаю, что благо, спасающее от незнания, всё же - знание. И если ты лишён этого блага, то терпи лишение, отрешайся от любимого человека. В парах, где присутствует взаимная любовь и доверие, знание тоже присутствует. А если знания нет, значит, происходит утрата любви и доверия. Значит, дело не в том, что ты чего-то не знаешь о любимом, а в том, что утратил любовь и доверие. И не над обретением знания надо биться, а над обретением любви.