Гордость-3

Разномыслие
Гордость всегда вращается вокруг некоего блага. Например, гордость сатаны - вокруг мудрости и красоты. Может быть, поэтому он стал глуп и страшен. А гордость человека вращается вокруг тех благ, которые он имеет или думает иметь. В любом случае, гордость обязательно проявит себя как зло, негативные поступки либо с нашей стороны, либо со стороны других людей, которые мы не сможем контролировать, как бы ни старались. Это зло развивается независимо от нашей воли. Наверное, поэтому мы не можем себя сдержать и отталкиваем от себя то благо, которое нам по-настоящему дорого. Просто Бог попускает быть этому злу, быть нашему бессилию, чтобы мы познали свою зависимость, чтобы она открылась нам. Все те помыслы, что мы испытываем после ситуации, если мы к ним правильно относимся и не поддаёмся, и отрешают нашу душу от блага. Получается, что гордость, т.е. зависимость от блага, проявляет себя сначала как отталкивание от себя блага и невозможность себя сдержать, а потом - как негативные помыслы, которыми мы себя обвиняем и мучаем. Так вот, если не смог ничего сделать на первом этапе - делай на втором: терпи помыслы, какими бы правильными и справедливыми они ни казались. Это и будет отрешением души от блага. Короче, если есть зависимость, владение благом сопровождается нестабильностью и не приносит ни покоя, ни удовлетворения. Если я терплю помыслы, не собеседую с ними, не удовлетворяю мысленно желаний, то всё время, пока длится это злострадание, вменяется мне в отрешение души от блага.

Одним словом, на каком бы этапе терпения - первом или втором - ты ни находился, ты всегда можешь отрешать душу. Надо просто не поддаваться унынию, если прежде поддался страсти. И то, и другое - зло. А зло - отрешает. И если не поддаваться злу, действовать вопреки логике и справедливости, и происходит отрешение души.

Гордость проявляется и как желание наказать себя. Но ведь это мы сами наказываем себя, а не Бог!

"Я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует божественному вмешательству", - говорит Паисий Святогорец. Что же есть гордость, которая препятствует изменениям? Это - идол, вокруг которого вращается помысел человека. Этим идолом человек закрывается от Бога, у этого идола просит помощи и поддержки, этого идола выставляет для защиты, к этому идолу всё время возвращается. Причём, идол этот - в сердце, в помыслах, т.е. человек не обязательно им владеет в действительности, а может лишь думать, что владеет, или стремится овладеть. Поэтому, когда этот идол ему не даётся в руки наяву, или его осмеивают, или разрушают, человек бросается его защищать, пытаясь уничтожить того или то, что идол у него отнимает. Например, гордящийся мудростью всякий раз выставляет её напоказ, а если поведёт себя глупо - начинает переживать. Он надеется только на свою мудрость, а не на Бога, и эта мудрость и становится для него препятствием в получении благодати, в изменении себя. Гордость всегда вращается около чего-то, в то время как сердце человека должно пребывать в Боге. Он не заберёт у нас, что дал. Мы сами должны внутренне расстаться с этим.

Почему ты можешь совершать какие-то поступки, произносить какие-то слова, иметь в себе какие-то помыслы, отталкивающие от тебя нужное благо, даже если сам и не желаешь делать так? Это проявляет себя гордость, т.е. зависимость от того блага, что ты отталкиваешь. Что бы ты ни делал, но если ты зависим, любое твоё действие будет отталкивать от тебя благо помимо воли. Потому что внутренняя зависимость внешне проявляет себя как агрессия. А что делать? Жить без блага и принимать эту жизнь (в страдании без блага) как отрешение души от блага. Паисий Святогорец говорил по этому поводу: "Радуйся, что допускаешь огрехи, - они тебя смиряют, ведь в тебе есть гордость. "Боже мой, - говори, - вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать". Не отчаивайся. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от иллюзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страсти не проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то время как семена страстей тайно жили бы в моём сердце. Так и ты, когда разгневаешься и впадёшь в осуждение, понятно, что расстроишься, но ведь и для радости есть повод - проявилась твоя слабость, а значит, ты будешь бороться, чтобы от неё избавиться".