Параплан

Андрей Зуев
В то время, когда я уже уверенно летал на спортивном дельтаплане, в небе появилась «тряпичная авиация». Так пилоты-дельтапланеристы пренебрежительно назвали первые парапланы, которые появились на дельтадроме «Юца».  Жесткое крыло дельтаплана уже, как казалось, прочно завоевало господство в воздухе. Потеснив парашютный и планерный спорт. Планером мог управлять только очень обеспеченный человек, слишком дорогая игрушка. Парашютисты всегда привязаны к аэродрому и самолету. Зависят от настроения начальства и от погодных условий.  Также как и дельтапланеристы, хотя и в меньшей мере, но зависели от транспорта. Дельтадромы, в основном, тоже находятся далековато, и доставить туда тяжелый пакет с трубами и куполом, можно только на машине. Конечно, бывали случаи, когда и без машины обходились. Взваливаешь пакет с трубами на плечо, на спину надеваешь рюкзак с куполом и подвеской, а на грудь – рюкзак с едой. Рюкзак с едой, это, конечно, громко сказано. Так, рюкзачок. Банка кабачковой икры, пара бутербродов и фляжка с водой. На горе не до еды. И вот, обвешанный как верблюд, тащишься по дороге от автобусной остановки до дельтадрома, а это километров пять. Придешь, а летать уже и сил нет. Даже если еще остались силы, то их приходится тратить на сборку дельтаплана. На это уходит не менее часа. Надо вытряхнуть трубы из брезентового чехла, разложить на траве и приступить к стыковке. Когда каркас собран, натягиваешь купол, а это не простое дело. Раскрываешь крылья и вставляешь латы. Латы придают крылу нужный профиль, для создания подъемной силы. Затем ставишь мачту и поднимаешь дельтаплан на трапецию. Вот, в общем, и вся  сборка дельтаплана.  Бывали случаи, что приедешь на гору, дует хороший ветер, а пока собираешь аппарат, ветер и закончился! А что делать? Не зря же ехали в такую даль? Начинаем летать. А ветра нет, значит, нет подъемной силы. Вот и получается, минута полета, полчаса подъем.
  Вот тут то и появился первый параплан СПП-30. Первый параплан был сделан из парашюта. И летал только вниз. Он напоминал матрас или палатку. На «Юце» первый на таком матрасе полетел Клепов. Он и нам дал попробовать. Клёпа не жадный парень.
  Вот эта «тряпичная авиация» и нокаутировала и парашютный, и дельтапланерный, и тем более планёрный спорт.
  Приходишь на гору с одним рюкзаком, вытряхиваешь купол, подвеску, шлем. И за пятнадцать минут уже готов к полету. По скорости – параплан, конечно, уступает дельтаплану, но по комфорту полета, его превосходит. Да и приобрести параплан не слишком накладно. Если дельтаплан можно сравнить с машиной, по стоимости, то параплан это мотоцикл.
  Весна! Скоро полетаем!