Воспоминания о Москве

Джулия Арт
Александр Стародубов "Кот и светлый день"
холст, акрил, масло, размер 70х50 см, 2008 г.

В любой картине есть свой "главный герой". С портретом все более ли менее понятно, а вот пейзажи, порой, не обнаруживают такого явного "лидера". Им может быть какой угодно предмет или объект: река, дерево, животное, дом, лодка, ваза и много чего еще. На картине Александра Стародубова "Кот и светлый день" главный герой – это город. Художник создал целую серию картин, посвященных Москве (реальной и вымышленной). Перед нами одна из них. Название картины почти ничего не говорит об ее содержании. Итак, перед нами городская улочка, уходящая куда-то за поворот. По ней идут мужчина и женщина, но их фигуры выглядят мелкими и незначительными на фоне величественных зданий старинной постройки. Сквозь редкие деревья проглядывают купола церквей. Примерно треть картины занимает небо, расчерченное "нитями" электрических проводов. Листья на деревьях пожелтели и наполовину осыпались, "бабье лето" осталось в прошлом. Осень на картине – не случайная гостья, а уже полновластная хозяйка.
 Туман, серое небо, мокрый асфальт – все это создает атмосферу легкой меланхолии. В этот промозглый день на московской улице почти нет людей, кроме уже упоминавшейся парочки. Возможно ли такое? Ведь Москва – не какой-то захолустный городок, где в выходные дни жизнь словно замирает. Скорее всего, художник поймал момент "зарождения" дня, и на картине мы видим не очень раннее утро, около 9-10 часов. Воскресный, либо праздничный день, когда музеи и магазины в исторической части города не работают. После полудня эта улица наполнится толпами праздно гуляющих москвичей, окруженных детьми и домашними животными, а пока она словно находится в сонном ожидании.
Кота, о котором упоминается в названии, можно поначалу не заметить. Его неестественно вытянутый, однотонный черный силуэт больше похож на кошачью тень. Но художнику почему-то захотелось поместить его на полотно именно в таком виде, словно нарушая идеальную симметрию и гармонию всех остальных элементов картины.
Поворот, за которым исчезает улица, окутан светлой дымкой. Это редкие солнечные лучи нашли "лазейку" в плотном нагромождении домов и выплеснули на мокрый асфальт все свои запасы света.
Картина "Кот и светлый день" отображает не слишком современный городской пейзаж. Он ближе, скорее,  к середине прошлого века. Художник увидел особую красоту в сочетании старинной архитектуры и благ современной цивилизации? А может, он нарочно показывает нам всю абсурдность этого смешения пластов времени? Я даже представляю, что примерно автор хочет сказать в таком случае: "Смотрите, до чего же нелепо выглядят провода на здании семнадцатого века! Ну точно как бельевые веревки! И эта "паутина" опутала весь некогда прекрасный город. Москва добровольно и навсегда оказалась в ловушке".
С пресловутыми проводами связана также моя догадка, касающаяся содержания картины. Ровный стройный ряд проводов напоминает мне разлинованный тетрадный лист. Художник как будто заявляет, что картина – это та же рукопись, написанная живо, красноречиво, увлекательно. Глядя на живописную работу, мы сами сочиняем ее историю. То есть, как литературное произведение рисует в воображении человека какие-то зрительные образы, так и картина способна разбудить в нас писательский талант.
А с другой стороны картина – это та же нотная тетрадь, в которой заключена музыка художественного изображения. Нужно только прислушаться, и Ваш внутренний голос отзовется на призыв художника знакомым или, наоборот, неизвестным набором нот.
Возвращаясь к теме тетрадного листа, хочется добавить, что городской пейзаж – это еще своеобразная летопись. Если бы, к примеру, древние летописцы оставили нам не ворох берестяных грамот, глиняных дощечек и папирусов, а исключительно рисунки, стали бы мы хуже понимать смысл событий, происходивших много веков назад? Думаю, что нет. Ведь живопись – универсальное средство общения между людьми. Слова, написанные на разных языках, понятны далеко не всем. Но понять смысл изображения способен каждый.
И, наконец, в заключительных строках давайте еще раз вспомним про тень кота на картине. Знаете, почему он здесь оказался? Потому что даже филигранно исполненную рукопись может безнадежно испортить одна случайная клякса. И в этом ее отличие от текста, напечатанного бездушной машиной. Своим котом-кляксой художник лишний раз напоминает нам о самом главном преимуществе искусства – это кладезь энергии, эмоций и душевных сил, которые каждый создатель вкладывает в свое творение. Искусственный цветок никогда не заменит живого, также и случайная "клякса" на картине всегда будет в сто раз милее идентичной по сюжету фотографии...