Батюшки святы

Нора Шах
Батюшки святы или Две подлинные истории из жизни

Издавна  проживали в украинских селах вместе люди разных национальностей и конфессий.
И жили они, в целом,  довольно дружно, особенно в послевоенное время, помогали друг другу, делили и беду, и радость, и общие невзгоды.

Не был исключением и поселок Ялтушков.

Расположился Ялтушков на речке Лядoва. Места живописные. Богатая красками природа.
Первое упоминание об этом селе, ставшем в течение веков свидетелем смены разных правителей и сохранявшем следы их влияний, относится к приблизительно 1431 году. Называлось оно сначала Олтусков, потом Елтушков, а после Ялтушков. Были эти земли сначала во владении у русичей, позже перешли под властью Польши к литовским феодалам.
В 1450  напали на село волохи, а в 1469 году было оно разорено татарами. В середине XVI  века  красавица-королева Бона Сфорца, урожденная неаполитанская принцесса Бона Сфорца д’Арагона, вторая жена польского короля Сигизмунда Первого или, как его еще называли, Старого,  получив от мужа в подарок это село среди множества других земель, взялась за его восстановлениe. Были в Ялтушкове православная  церковь, католический костел и народное училище. Здесь работали два кирпичных и два сахарных завода,  а также было открыто много лавок и базаров. Здесь же выстроил себе одну из своих многочисленных  усадеб знаменитый польский граф Потоцкий.
   
В восемнадцатом столетии около половины населения Ялтушкова составляли евреи. Один из них  - владелец сахарных заводов  Иона Зайцев, будучи известным меценатом, построил в селе большую синагогу. В двадцатом веке ее разрушили.

Погромы и резня евреев, которые устраивали казаки, предательство и унижение со стороны польских властителей, массовые убийства евреев фашистами и их прихвостнями  - все эти жуткие и трагические события истории начала и первой половины XX века помнил Ялтушков.

После Второй мировой войны отстраивался поселок заново.  Возвращались в свои дома немногие уцелевшие еврейские семьи.  Приезжали в село и новые жители, нашедшие здесь свое пристанище, вынужденные начинать свою жизнь заново. Так привыкали  и приноравливались друг к другу старожилы и  новоприбывшие -  люди порой абсолютно с разным укладом жизни.  Так возникали новые соседские взаимоотношения и дружеские связи,  и случались порой совершенно неожиданные истории. Например, такие, которые описаны ниже.

Вам может показаться, что эти истории никак не связаны между собой. Не торопитесь с выводами!


                История первая

„Время уходит -  память остается“.
(Еврейская пословица)

При советской власти посещение культовых религиозных заведений было практически запрещено. Но, не взирая на запрет, в селах, где было множество пожилых  людей, оставшихся без кормильцев семей,  одиноких вдов, люди продолжали веровать и соблюдать свои традиции и обряды.

С семнадцатого века стояла в Ялтушкове церковь, получившая название Церковь Казанской иконы Божией Матери. Службы ней правил батюшка  - священник Борис Валентинович Бурковский. О нем и пойдет речь.

Никто точно не знал,  почему  отец Бурковский получил назначение возглавить приход именно в Ялтушкове.  Поговаривали лишь, что причиной тому могла быть его принципиальность. Ему, одному из лучших выпускников духовной семинарии, прочили прекрасную карьеру в Киеве, вершиной которой мог стать очень высокий церковный сан. Но то ли молодой священник впал  в немилость у высшего духовного начальства, отстаивая свою позицию  в каком-то конфликте,  то ли  был заподозрен в антисоветской деятельности, а в ответ на предложенную индульгенцию отказался сотрудничать с известными органами советской власти,  только был он вместо Киева направлен в Винницкую область.

Батюшка Борис Бурковский воспринял такой поворот судьбы с истинно христианской покорностью. Спокойно собрал вещи и, вместе с женой, переехав в Ялтушков, принял приход, в который входили и несколько близлежащих сел.

Супругу свою отец Бурковский очень любил. Еще будучи молодым семинаристом, влюбился он в одну девушку и твердо решил, что только она станет его женой. Девушка оказалась еврейкой, что, понятное дело, было обстоятельством, препятствующим браку.  Любовь оказалась сильнее всех преград. Девушка приняла христианство и после свадьбы стала зваться матушкой. У них родился сын Валентин. Это была красивая и дружная семья.

Поселившись в Ялтушкове, батюшка быстро снискал добрую славу. Прихожане его очень любили и за то, как службы правил, и за то, как участливо относился он к людям.  Приветлив и ровен в общении был он со всеми, а по-настоящему дружен,  пожалуй, лишь с семьей своих соседей-евреев  - бывшего фронтовика Исаака Наумовича и аптекаря Хини Борисовны.

Дом, где располагась аптека, был разделен на две половины:  в одной  была собственно аптека, куда сельчане прибегали не только за лекарствами, но и побеседовать, пообщаться, а в другой жила семья заведующей этой аптеки.

Отец Бурковский  любил бывать у них в гостях. Во дворe, где вечерами под раскидистой акацией  хозяева  накрывали  большой стол, ставили чай с печеньем и домашним вареньем, включали радиолу и за чаепитием вели неспешные беседы о жизни, о минувшей войне, о литературе. Им поведал отец Бурковский,  что  супруга его  - попадья - по происхождению еврейка. Не то чтобы это обстоятельство укрепило их дружбу, но сделало отношения еще более доверительными. Сама собой зародилась в их семьях традиция,  поздравлять друг другa со всеми праздниками. В Пурим обменивались огромными серебряными блюдами, полными шалахмонес.  В еврейский Песах  Хиня Борисовна готовила вкуснейшее жаркое и делала изумительную выпечку из мацы, коими с удовольствием угощались священник с супругой,  а на православную Пасху матушка присылала собственноручно ею изготовленные яства в аптеку.

Отец Бурковский был очень красив. Внешне был он схож с  очень популярным артистом Василием Меркурьевым: также высок, статен, носил  окладистую бородку,  зачесанные назад густые c легкой проседью волосы.  Рясу отец Бурковский надевал только когда правил церковную службу, а вне храма ходил в обычной светской одежде. У сельских девчонок существовало поверье, что  подержаться за пуговицу на пиджаке у попа  -  на счастье. То и дело пытались они дотронуться до пуговиц на плаще или пиджаке священника, но, встретив его укоризненный взгляд, разбегались.

- Рая, а наш поп сегодня к вам в гости придет ? -  спрашивали они дочку заведующей аптеки.

- Не знаю, может, и придет, -  отвечала Рая.

- Слушай, попроси у него, пусть он позволит нам за пуговицу подержаться, -  просили они.

Раечка не знала, как ей обращаться к священнику. Все кругом называли его „поп“.  И однажды она, не долго думая,  сказала ему:

- Дядя поп!

Он рассмеялся:

 - Раечка, называй меня дядя Боря. Так тебе будет проще и мне приятней!

Как-то раз  вечером отец Бурковский   пришел  в гости.  Рая сидела за столом под акацией и делала уроки.  Священник, поздоровавшись, присел к столу.  Рая набралась смелости и спросила:

- Дядя Боря, а почему Вы девочкам не разрешаете Вас за пуговицу подержать?  Они говорят, что от этого будет счастье!

Священник улыбнулся и объяснил:

- Раечка, скажи девочкам, что это нехорошее занятие.  Им счастья от этого точно не будет, а вот мне они пуговицы от пиджака поотрывают  - матушке потом придется пришивать. Она будет меня ругать. Разве это хорошо? Так и передай своим девочкам, ладно?!

- Передам!

- А что ты читаешь?  -  поинтересовался он, указав на раскрытые книги на столе.

- А в школе задали выучить стихотворение Павла Тычины, -  вздохнула Раечка.

- Вот оно что!  А я ведь его знал!  Мы вместе в духовной семинарии учились. Это он уж потом поэтом стал, а поначалу священником собирался быть. Учился, правда, неважно. А теперь, надо же, бедных  детей его стихами мучают! – покачал головой Бурковский.

На следующий день в школе на уроке литературы Раечка сообщила учителю то, что услышала от священника Бурковского. Больше ее читать стихи не вызывали.

Рая любила с ним общаться, слушать его. Выпускник черниговской духовной семинарии, получивший прекрасное образование, oтец Борис Бурковский был не просто священнослужителем - oн был очень эрудированным человеком,  мог часами рассказывать что-то из истории, философии и литературы, да так, что не только дети, нo и взрослые собеседники заслушивались его.  Он учил мыслить и рассуждать.

Однажды, беседуя со священником, Раечка неожиданно спросила:

 - Дядя Боря,  а Б-г есть?

Она была уверена, что он ей сейчас будет, как всегда, что-то объяснять и рассказывать. 

На секунду замешкавшись с ответом, священник внимательно взглянул на девочку. Вдруг в  глазах его блеснули озорные огоньки, и он сказал:

- А Б-г его знает! 

- А что такое Б-г? - снова спросила она.

- А Б-г его знает!  - вновь ответил ей священник.

Оба весело рассмеялись.

Таким искренним и интересным запомнился Раечке православный священник - отец Борис Бурковский.

Сын Бурковского Валя уехал учиться в Киев, потом женился на девушке из соседнего села и уехал с ней туда жить. Спустя несколько лет заболела и скончалась супруга отца Бурковского. Он очень тяжело переживал утрату любимой жены и вскоре заболел сам. У него начался тяжелый диабет, его положили в больницу, где ампутировали ноги. Отец Бурковский остался один. Работать он уже больше не мог, здоровье ухудшалось с каждым днем. Ухаживала за ним одна женщина, помогала вести хозяйство. Вскоре, однако, он умер.

Хоронили его со всеми церковными почестями. На отпевание и похороны отца Бурковского не только его прихожане собрались - съехалось множество священников разного ранга. Никогда еще Ялтушков не видел такого множества священнослужителей. Отслужив панихиду, трижды обнесли они гроб с телом усопшего вокруг церкви. Похоронен же отец Бурковский, вопреки традиции, не на кладбище, рядом с его церковью, где он служил долгие годы. Гроб с его телом после церемонии куда-то увезли, а куда -  неизвестно.

Вернувшись с похорон, Раечкин папа процитировал пословицу:

 - Як помер багатир -  так йде цілий мир, а як помер бідняк -  так йдуть лише піп та д'як.

До сих пор Раечка, теперь уже взрослая женщина, с большой теплотой вспоминает и его, и его добрую супругу, и  долгие беседы под душистой акацией. 



                История вторая

 

„…Не знаю,  кто он такой. Но шофером у него сам Папа Римский“.
(из анекдота)


С ранних лет мама брала Раечку с собой, когда ездила по делам то в Винницу, то в Бар, то в гости к родной сестре в Снитков. Раечка эти поездки очень любила. Ей всегда было интересно посмотреть другие города, познакомиться с новыми людьми. Из этих маленьких путешествией они с мамой всегда привозили подарки и гостинцы для своей семьи, родных и знакомых.

Однажды мама взяла Раечку с собой в Бар. Автобусная станция в Баре находилась прямо напротив старинного католического костела.  Это было очень необычное здание. Раечка таких раньше не видела. Костел был очень высокий, стены были выкрашены в серый цвет. Высокие острые башни костела уходили далеко в небо. Из ворот костела вышли две женцины в черных платьях и направились куда-то в город.  На головах у них были необычные большие черные шляпы треугольной формы c отворотами.
Мама усадила Раечку на лавочку на автобусной станции и велела подождать ее:
 - Никуда отсюда не уходи. Я куплю билеты и вернусь.
- Мама, а это кто эти тети? - спросила Раечка, указав на женщин.
- Просто тети, монахини, но если будешь себя плохо вести, они тебя заберут вот в этот дом за высоким забором и больше не отдадут, поэтому сиди смирно и жди меня. Поняла?
- Поняла, -  испуганно ответила Раечка.
Мама ушла.  Раечке было любопытно, почему эти тети могут ее забрать с собой. Но она их боялась и старалась не смотреть в сторону костела.

Вдруг возле костела столпились люди, раздались взволнованные крики. Оказалось, что какому- то прохожему стало плохо, и он упал прямо у ворот католического храма. Из костела выбежали несколько женщин, очень похожих на тех, что Раечка увидела раньше. Все они были одеты в черные платья и остроконечные шляпы. Женщины засуетились вокруг прохожего. Они поили его водой, приводили в чувство, а когда он пришел в себя, отвели в здание костела.

Вернувшись, мама похвалила Раечку за то, что она никуда не ушла и дождалась ее.
- Мама, - сказала Раечка, -  а эти тети хорошие. Когда дяде одному плохо стало,  они ему помогли. Значит, они нестрашные.
- Ну и хорошо, -  сказала мама. - Но ты все равно никуда без разрешения не уходи, а то потеряешься, что я буду без тебя делать?
Вдруг Раечка увидела как к ним направляется какой-то мужчина в длинном черном платье. На голове у него была маленькая черной шапочка. Завидев Раечку c мамой, он приветливо помахал им рукой и скрылся за воротами костела.
- Мама, а почему этот дядя в платье? Он кто?
- Это ксендз. Он работает вот в этом высоком доме, откуда монашки выходили. И он не в платье, а в сутане.
- А кто такой ксендз?
- Священник.
- Как дядя Бурковский в Ялтушкове?
- Вроде того.
- А дядя Бурковский не ходит в платье!
- Это он по улице не ходит, а когда в церковь идет на праздники, то одевает свою рясу.
- А я в церкви не была!
- Еще чего не хватало!

Так Раечка узнала про костел, про монахинь и про ксендза. Потом, много раз бывая в Баре с мамой, она часто его встречала, и они всегда здоровались друг с другом.

Как-то раз мама сказала, что хочет поехать в Озаринцы, посетить могилу брата, а заодно и родственников в Лучинце и Сниткове. Папа, Раечка и Раечкин брат Наум решили поехать вместе с ней. Первая их остановка была в Вендичанах, куда они доехали автобусом. Там муж папиной сестры предложил им воспользоваться колхозной машиной. Она ехала тем же маршрутом, который они себе наметили.

Побывав в Озаринцах, отправились в Лучинец. Там, пока мама с папой и  Раечка с братом, повидавшись, прощались с родственниками и знакомыми, водитель колхозного грузовика зашел в местный буфет, пообедал, не отказав себе в удовольствии выпить водки, и вернулся к своей машине. Как ни в чем не бывало сидел он в кабине грузовика. Никто ничего не заметил. Сначала.

И только когда машина выехала из Лучинца по направлению к Сниткову и преодолела довольно приличное расстояние, стали происходить странные вещи. Папа с Раечкой и Наумом ехали в кузове, а мама  - вместе с шофером в кабине. Машина подпрыгивала на ухабах так, что папе приходилось крепко держать детей,  а то и накрывать их своим телом, чтобы они не вылетели из кузова. Вдруг из кабины послышались мамины крики. Кричала она не своим голосом. Грузовик начал петлять и выделывать невероятные кульбиты и, в конце концов, просто съехал с дороги. Папа, перегнувшись через борт, заглянул в кабину и увидел страшную картину: водитель машины, разморенный жарой, усталостью и водкой заснул за рулем. Ни крики, ни попытки растолкать его не давали результата. 

И тут случилось первое чудо: машину удалось остановить.

- Еще немного  - и мы бы разбились, - сказала мама Раечки, обращаясь к мужу. – Знаешь, я уж подумала: фашисты в  войну не убили, так вот здесь, пожалуйста, чуть нам всем конец ни пришел. Что будем делать?

Папа попробовал растормошить водителя грузовика  -  все было тщетно.

Прошло несколько часов. Водитель спал крепким сном. Разбудить его оказалось делом невозможным. Вокруг было чистое поле, над головой - ясное небо, кругом - ни души. Папа, мама, Раечка и Наум сидели возле машины. Иного транспорта не было. Перспектива ночевать в безлюдном поле никак не радовала. Решили идти пешком до ближайшего населенного пункта. Правда, где он, в какой стороне и сколько до него добираться, не знал, естественно, никто.

И тут случилось второе чудо! 

Где-то вдалеке показалась маленькая точка, послышался шум мотора, и вскоре они увидели такси. Такси было непростое: это была машина ксендза. Того самого, которого Раечка видела в Баре. Как и многие священнослужители, он вел службы и встречался с прихожанами нескольких костелов, действовавших в округе. По счастливой случайности ксендз направлялся на мессу в Снитков, где также был красивый католический костел.

Такси остановилось. Ксендз и его водитель вышли из машины :

- Хиня Борисовна, Исаак Наумович, что случилось? Как вы здесь оказались и что вы тут делаете?

Пока путешественники рассказывали ксендзу о поездке,  его водитель, отставной военный, которого за глаза звали „Усики“, поскольку он носил изящные черные усы и очень тщательно за ними ухаживал, попытался разбудить своего горе-коллегу. Но как он ни старался, ему это не удалось.

- Садитесь в машину! Поедете с нами! Мы поместимся, - распорядился ксендз.

- А как же наш водитель?  Мы же не можем человека в поле просто так бросить,-  засомневалась мама Раечки.

- Не беспокойтесь, Хиня Борисовна, ничего с ним не случиться!  Проспится и дальше поедет. А вот вас всех он чуть не угробил!  Поехали, поехали, - ответил ей  „Усики“, галантно распахивая перед пассажирами двери своего автомобиля.

Мама села на переднее сиденье, которое ей любезно уступил ксендз. А сам он вместе с папой Раечки и детьми разместился на заднем сидении автомобиля. Наума папа посадил к себе на колени, а Раечка уютно устроилась между папой и ксендзом.

- Только не вздумай спрашивать у ксендза, есть ли Б-г или нет! -   многозначительно поглядев на Раечку,  шепнул  папа.  Раечка послушно кивнула.

Через пару часов такси приехало в Снитков.

- В следующий раз, если Вам нужно куда-то поехать, дайте мне знать -  я Вас с удовольствием отвезу, чтобы больше не попадать в такие неприятности, как с этим пьяницей-водителем, - предложил „Усики“.

- Спасибо Вам, святой отец! Если бы не Вы, сидеть бы нам неизвестно сколько в поле, -благодарили ксендза родители Раечки.

- „И послал меня Господь перед Вами, чтобы дать вам достаток на земле, чтобы дать вам дожить до великого спасения“, - процитировал Раечкин папа из Пятикнижия, прощаясь с ксендзом.   

- „Не вы послали меня сюда, но Б-г!“ - в тон ему ответил с улыбкой ксендз. - Не стоит благодарности! Всегда рад помочь!

На том и расстались.

Вечером Раечкина мама позвонила с местной почты в Вендичаны, чтобы справиться о судьбе уснувшего в поле водителя грузовика. Оказалось, что он,  пробудившись, слегка удивился исчезновению своих пассажиров, однако, как ни в чем не бывало, поехал дальше.

Не раз еще „Усики“, с любезного разрешения ксендза, возил их  из Бара в Снитков или из Сниткова в Бар. Хиня Борисовна и Исаак Наумович тоже в долгу не оставались и всегда старались отблагодарить священника и его водителя.



Многим ли в жизни встречались такие жизнелюбивые и добрые священники,   воистину полные приятия и симпатии к окружающим, готовые помогать, независимо от вероисповедания и статуса, творящие добро по велению души и оставляющие о себе светлую память?

________________________
Примечания:

- Ялтушков - местечко Подольской губ., Могилевского уезда. По ревизии 1847 г. "Ялтушковское еврейское общество" состояло из 845 душ. По переписи 1897 г. жит. — 3533, евреев — 1238. В Я. находится могила известного Рабби Лейб Сареса. Ныне - поселок городского типа в Барском районе Винницкой области
- В Пурим у евреев принято разносить знакомым и друзья «шалахмонес» - сладкие подарки и угощения.
- Песах -  один из главных иудейских праздников в память об исходе из Египта
- Маца -  лепешки из неквашенного теста, т. Е. не прошедшего ферментацию; единственный вид хлеба, разрешенный к употреблению в течение праздника Песах.
- Костел Св. Анны был построен в 1811 году, перестроен в начале XX века
- Пиюска -  головной убор католических священников
- Брейшит, 45:8.