Казак Мамай и Кият Чингисхан

Белка Елкина
История страны, которая сейчас называется Украина, представляется до десятого века как тайна, покрытая мраком. Историки твердят нам о каких-то отсталых племенах, кочевавших туда сюда по лесами и степям, и о бесконечных военных набегах на них с востока, запада, севера и юга. И только из дошедших до нашего времени сказок и легенд, узнаем мы иногда о том, что были тогда и великие цари, и великие знания о мировом устройстве. Я не специалист по истории, но хочу кое-что рассказать о том, что мне известно об истории моих предков.

В 5-м и 6-м веке нашей эры на большой территории в районе Черного моря было государство. Там царил князь Кий. Этот князь Кий был потомком, какого-то еще более древнего царя Кия, от которого и пошел род Киятов. 

В 10-м веке порт Босфор Киммерийский (там, где сейчас город Керчь) уже не принадлежал Киятам, он принадлежал хазарам, а затем власть в Киеве захватили варяги. Кияты царили  лишь в небольшом государстве, которое называлось Куяба (теперь Кубань). Затем варяги выгнали хазаров из порта Босфор Киммерийский и сами царили там. Однако, в начале 12-го века царь Кутлуз Кият захватил Тьмутаракань (ныне Тамань), Лукоморье (причерноморье в районе Анапы), отбил у варягов Босфор Киммерийский и женился сразу на трех Пантикапейских принцессах, потомках крымского царя Митридата.

«Царь Кутлуз царствова на большой Орде много лет и много детей породи. И так от Черклуева царства роду Кияты родословятся, и имянуются царского роду даже и до Мамая Царя», - так написано в родословной князей Глинских. Булгарские летописи упоминают, что Черклуевым царством (южнорусским государством) в  8-м веке управлял князь Черный, сын русколаньского князя Бравлина.

Великий Шелковый путь был в то время главной торговой артерией мира. Он проходил через Босфорский Киммерийский пролив. Здесь товары, после уплаты налогов, перегружали на суда. Таким образом в государстве Киятов скапливались несметные богатства. В Крыму в то время был настоящий рай с прекрасными дворцами и садами. Участок шелкового пути от Китая до Черного моря принадлежал четырем родам-государствам. Эти государства решили объединиться с целью обеспечения большей безопасности проходнения караванов по Шёлковому пути.

Самым богатым и влиятельным из этих четырех родов был род Киятов. Поэтому на царство в этом государстве выбрали юношу из рода Киятов по имени Тимоти (или Тимофей). Родителей его звали Исакий Кият и Олёна. Именно этот юноша стал впоследствии известен в истории под именем Чингисхана. В то время в Крыму были торговые представительства многих стран и народов, и было распространено общение на готском наречии. Слово Кингис – означало король, а слово Хан означало предводитель казаков. Для упрочнения этого межгосударственного союза Тимоти женили на Алтайской принцессе. На Алтае Чингисхан был известен под именем Кият Борджигин, что означало Кият Голубоглазый.

Государство Чингисхана имело четкое законодательство, которое называлось Яса. Первой заповедью в Ясе Чингисхана была веротерпимость и недопустимость неуважения к чужим богам. Это давало основу тому, что народы разных вероисповеданий стали охотно вливаться в это богатое государство. Так образовалось государство Золотая Орда. Верхушка Золотой Орды приняла мусульманство позже, незадолго до того, как Золотая Орда начала распадаться.

Караваны шли по Шёлковому пути сплошным потоком, а их безопасность обеспечивало военное сословие, которое называлось – казаки. 

Венецианский купец Марко Поло имел дом в Крыму и прошёл по Шёлковому пути до Китая, описав в своей книге обычаи и нравы в Золотой Орде. Он также пишет о том, что потомков Чинигисхана везли хоронить на Алтай.  Сейчас повсюду ищут могилу Чинигсхана, так вот, на Алате её надо искать. Этот обычай связан не с тем, что Чингисхан был женат на Алтайской принцессе, а уходит корнями в древность. Арийских царей ещё до нашей эры хоронили на Алатае на горном плато в зоне вечной мерзлоты. Над усыпальницей строили первернутую остриём вниз подземную пирамиду. А вершину могилы накрывали дерном, так, чтобы её было почти невозможно найти.

Границы огромного современного Российского государства были фактически заложены при Чингисхане. Столица этого государства находилась между Волгой и Доном. Согласно Ясе власть в Золотой Орде наследовалась прямым потомком Чингисхана по мужской линии. Но через 150 лет прямого потомка по мужской линии не оказалось. Последним прямым потомком Чингисхана был хан Бердибек. Между непрямыми наследниками началась междуусобные распри. Несколько областей откололись от государства.

Эмиром (премьер-министром) при хане Бердибеке был темник (так назывался казачий генерал) Мамай Кият. Мамай был князем Крыма и Киятом, но не был потомком Чингисхана, поэтому претендовать на трон в Золотой Орде не мог. Мамай имел большое влияние в Золотой Орде и поставил ханом непрямого потомка Чингисхана – Абдуллу.  Это породило вражду Мамая с Тохтамышем – другим непрямым потомком Чингисхана, который претендовал на трон в Золотой Орде.

Мамай был женат на дочери хана Бердибека, которая была прямым потомком Чингисхана. Мамай был Кият, а Кияты никогда, ни в одном государстве налогов не платили. Московский князь Дмитрий Донской объявил, что он тоже не будет платить налог в Золотую Орду. 

В то время в мире были два влиятельных соперничающих торговых государства Венеция и Генуя, оба они имели торговые представительства в Крыму. Поскольку в Орде возникли раздоры, генуезцы увидели преспективу захвата Крымских портов. Они подговорили Мамая идти войной на Дмитрия Донского, и субсидировали это мероприятие, обеспечив войско Мамая генуезской пехотой. А также войско Мамая состояло из конных казаков. Как известно, Мамай бой с Дмитрием Донским на Куликовом поле проиграл, вернулся в Крым и через год его не стало (может быть его убили враги - сторонники Тоштамыша или генуэзцы, но может быть он сам умер, потому что уже был не молод, к тому же, в тот год была эпидемия чумы). После смерти Мамая Крым стал Генуезской колонией. А власть в Золотой Орде захватил Тохтамыш, он пришёл в Москву, сжёг её и заставил Дмитрия Донского платить налоги.

Поскольку крымские порты стали принадлежать Генуе, торговый путь с востока в Западную Европу сместился на север, и это привело к экономическому усилению Москвы.

Князь Дмитрий Донской рано остался сиротой и его опекуном был тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Когда патриарх Алексий умер, то митрополитом Киевским и всея Руси был назначен Киприан. Митрополит Киприан ехал в Москву, но Дмитрий Донской приказал его не пустить, и даже побить. За это Дмитрия Донского отлучили от церкви. На протяжении 600 лет он был отлучен от церкви, и только в конце 20-го века его провозгласили святым.

Мамай же дружил со всеми Патриархами, которые сменились за его жизнь, и с Алексием, и с Киприаном,  и принимал их у себя в Каффе (Феодосии). Внук  Мамая  Алекса был крещен святителем Киприаном. Но о религиозной принадлежности Мамая трудно что-то сказать.  В «Сказании о Мамаевом побоище» (литературное произведение 15-го века) повествуется, каких богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства с поля Куликова: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса».
 
Бог Перун в дохристианской Руси был покровителем славянских князей, а бог Хорс (славянский бог Солнца) вместе с Колядой - покровителем казачества. Хорс представлялся всегда в окружении белых псов или волков, которых казаки звали хортами. В честь этого бога назван и остров Хортица, являвшийся основной базой запорожцев.  А кто такой Раклий, можно понять из текста «Александрии» (древнерусское название нескольких переводов «Истории Александра Великого») - там, в частности, рассказывается о посещении Александром Македонским царства мертвых с перечислением представителей греческого божественного пантеона. Геракл в русской версии именуется Раклием. Из этого сказания можно сделать вывод, что Мамай придерживался старой дохристианской веры.

При раскопках в Крыму до сих пор находят монеты с гербом Глинских. После захвата Генуей Крыма потомки Мамая ушли на Украину, которая тогда входила в состав большого государства под названием Литва. Вместе с ними из Крыма в Литву ушли караимы, которые служили в элитном войске охраны Мамая. Потомкам Мамая принадлежала большая территория от северо-запада Азовского моря до Днепра и Вокслы. Они основали города Полтаву, Глинск и Глинница(ныне Золотоноша), и стали называться князьями Глинскими. В родословных записях князей Глинских сказано: «И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур Кият (Маркисуат) Князь зарубил три городы Глинеск, [да] Полдову (Полтаву), [да] Глеченицу (Глиницу) дети же Мансур-киятовы (Мансуркиатовы) меньшой сын Скидер (Скидырь) [Князь] поймал [поимав] стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопы, а большой сын [его] Алекса (Олеско) [Князь, а] остался на тех градех преждереченных [городех]»

Моя бабушка Елена Андреевна Глинская хранила серебряные ложки с гербом Глинских. Она рассказывала мне о том, что мать Ивана Грозного – Елена Глинская была из их рода. В прошлом году я стала искать герб Глинских в Интернете и встретила статью Леонида Болотина «Князь Кият Мамай и Царь Иоанн Грозный». Там потомки Мамая приводятся в таком порядке: «1. Мамай Кият, князь, золотоордынский темник (+1381). Супруга — дочь хана Бердибека — Чингизида. 2. Мансур-Кият, князь (по персидским хроникам „сын Мамака“, пленен и убит тимуровцами в 1391 году под Самарой) (старшин сын) 3. Алекса Мансур-Киятович, в крещении Александр — Козак Мамай, крещен святителем Киевским митрополитом Киприаном около 1390 года. Служил Великому Князю Литовскому Витовту, держал Глинск, Полтаву и Глинище, которые построил его отец — Мансур (внук) 4. Иван Александрович Князь Глинский (крещен вместе с отцом) с 1399 года первый князь Глинский — супруга Настасья Даниловна, княжна Острожская (правнук) 5. 1. Борис Иванович (пра-правнук) 6.1. Лев Борисович (пра-пра-правнук). Все четверо сыновей Льва Борисовича приехали в лето 7016 служить Великому Князю Василию Иоанновичу в Москву: 7.1. Иван Львович Малой — Мамай (помимо родословцев в одной из русских летописей он указан как „Иван Мамай“) (пра-пра-пра-правнук) 7.2. Василий Львович Слепой (пра-пра-пра-правнук) 8.1. Елена Васильевна Глинская (+1538) (пра-пра-пра-пра-правнучка)».

Те князья Глинские, которые переехали в Москву, благоразумно предпочитали не упоминать о своем происхождении от Мамая. После смерти Ивана Грозного Глинских в Москве вырезали,  а его библиотеку сожгли.

А вот украинские Глинские охотно добавляли к своему имени слово Мамай. На Украине Глинские несколько раз поднимали казачьи восстания с целью образования независимого Украинского государства. В конце 15-го и в первой половине 16 века восстания возглавили Богдан Фёдорович Глинский Мамай, а затем Михаил Львович Глинский.

Князь Богдан Фёдорович Глинский был в 1495—1500 гг. был путивльским наместником.  Московское войско, захватив в 1500 г. Путивль, взяло его в плен. Богдан Глинский умер в неволе в Москве в 1512 г.

Михаил Львович Глинский получил воспитание при дворе немецкого императора Максимилиана, учился и жил в Италии, Испании. В 1499—1507 гг. Михаил Глинский, опираясь на свою родню, украинских вельмож (а он держал, как пишет Гваньини, почти половину Литвы), в 1508 году восстал против Сигизмунда І. Цель — образование независимого княжества: «Если Бог даст ему в этом счастье, он перенесет это государство от Литвы до Руси, как раньше было, и восстановит киевскую монархию». Но восстание было разгромлено. Михаил Глинский с родственниками эмигрировал в Москву, где со временем был арестован и умер в тюрьме в 1534 г. Его племянница Елена Васильевна Глинская вышла замуж за князя Московского Василия ІІІ. Их сыном был царь Иван Грозный.

Романовы, которые стали царями, сделали всё возможное, чтобы стереть в народе память о прошлом. Особенно сильной редакции история страны подвергалась при Петре Первом и при Екатерине Второй. Екатерина Вторая приказала разграбить и сравнять с землей скифские и киммерийские курганы, под предлогом того, что государству нужно золото.

В украинской народной живописи бытует сюжет: казак сидит, поджав ноги, играет на бандуре, или иногда он сидит, сложив пальцы рук определенным образом (также сложны пальцы рук на скифских степных статуях, которые в народе называются Мамаями). Под картиной бывают написаны стихи, что-то вроде того, что предок казака когда-то был славным и очень богатым, а сам он хоть и обеднел, но боевого духа не потерял, и он не против, чтобы его кем-угодно называли, только "не крамарем" (торговцем), потому что тогда он может разозлиться. Иногда этот казак единственный герой всей композиции, в других случаях добавляются конь, дуб, герб и другие фигуры, есть варианты с луком и стрелами, и даже с целыми сценами. В народе картины этого типа известны, как портреты «козака Мамая».

Анализ портретов «козака Мамая» дает основания полагать, что к образу казака был приспособлен какой-то очень древний стереотип, до этого бытовавший в народной живописи. Интересно и то, что хотя «козак Мамай» известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, т.е. на территории, центром которой является Полтавщина, где некогда обитали князья Глинские.

Бабушка рассказывала мне о том, как нашего предка Петра Глинского в конце 18 века лишили княжеского титула. Был издан царский указ о том, что он должен был платить налог за княжеский титул. Князья Глинские назывались тарханы, и это означало, что они нигде, ни в одном государстве налогов не платили. Петр Глинский тогда сказал: «Какой же я тогда князь Глинский, если я буду платить налог. Наш род древний и мы никогда в истории никому налогов не платили». В результате, он отказался от княжеского титула и стал простым дворянином.

Мой прадед Андрей Петрович Глинский, был, судя по рассказам (livchak.narod.ru/GLINSKY.doc, http://livchak.narod.ru/Ya_o_Glinskom.doc), очень колоритной фигурой. В 1917 году он помог Керенскому бежать. Но сам он был арестован большевиками и выслан на Урал. Там он организовал первый в стране научно-исследовательский институт строительных материалов. Андрей Петрович был высокий, хорошо сложен, с удлиненными карими глазами, с горбатым носом. Любил спорт, танцы, любил лошадей, велосипед... 14 мая 1938 года он был расстрелян в сталинских застенках. Он был прямым потомком Мамая Кията по мужской линии...


Приложение.

Александр Ливчак
Об Андрее Петровиче Глинском


Хочу дополнить воспоминания своей двоюродной тетки, Т.Н. Ливчак, об А.П. Глинском (http://livchak.narod.ru/GLINSKY.doc). Первая жена Андрея Петровича - Вера Иосифовна Ливчак -  сестра моего деда. По семейному преданию, Глинский был выслан из Питера в Екатеринбург за то, что помог бежать Керенскому. Но тут он быстро пошел в гору, организовал один из первых в стране научно-исследовательских строительных институтов.
Мой отец бывал у него дома. Рассказывал, что Андрей Петрович был очень веселым человеком. Вел довольно-таки барский образ жизни (как-никак – князь!). К нему в гости из Москвы приезжал тогдашний генеральный прокурор, они тут устраивали медвежью охоту. Говорят, внешне он был похож на своего родственника - Ивана Грозного. По слухам, он даже служил моделью для Герасимова, реконструировавшего облик Грозного.
Ну, а в 38-ом его, разумеется, расстреляли. Я ходил в архив, смотрел его  "дело".  Там есть любопытный документ, по-видимому, агентурное сообщение. Он относится к маю 1927 г., когда Андрей Петрович уже перешел из Уральской Поверочной Палаты в Уралплан. Вот выдержки из него:
"Нельзя обойти молчанием Глинского А.П. Он - дворян, о воинском звании неизвестно, весьма развит, до мозга костей хитрый, разбирается великолепно в политических и экономических вопросах, как говорят "человек видит сквозь землю на два метра"... Глинский А.П. был прежде главный нерв в Уральской Палате, ... он перетащил из Ленинграда всех нужных ему людей ... насаждает Палату надежными людьми, старым и новым  офицерством.  Много  лет  существует  Палата   и   в   ней господствует прежний заскорузлый тон и обычаи дворян (не секрет - на глазах сотрудников целовали руки высоким дамам служебное время). Вы всматриваетесь в сводку и видите, что лицо (Глинский) никакого отношения к Уральской Палате не имеет, а он живет по Ленина N 20 (старое здание Уральской Палаты), где вместе с ним проживают сотрудники Палаты ... Не покажется ли опытному глазу, что в доме N 20 по ул. Ленина свилось "дворянское умное гнездо", которое в нужный момент парочку теплых слов по адресу существующего строя, а в моменты дворянских оргий (они имели место в здании новой поверочной палаты с участием Глинского) ... писали письма вредного характера своим людям в разные концы Союза. На подобных вечеринках, конечно, бывать не приходилось, следовательно знать их частную жизнь трудно; у этих людей или чутье хорошее, или как знать - дворяне пренебрегают определенно людей посредственного ума, что, конечно, в их плоти и крови.... Напрашивается вопрос - не являются ли умные дворяне ... во главе с дворянином Глинским руководителями какой-либо поверительской секты, разбрасывающей свои щупальца для сформирования контрреволюционных поверительских вредных гнезд."