Студия художников-маринистов при цвмм

Татьяна Лестева
                ВЕРНИСАЖ
СТУДИЯ ХУДОЖНИКОВ-МАРИНИСТОВ   ПРИ  ЦЕНТРАЛЬНОМ ВОЕННО-МОРСКОМ  МУЗЕЕ

Отгремели фанфары, закончились юбилейные торжества в Морском корпусе Петра Великого, посвящённые 310-летию светского и военно-морского образования в России. Прозвучали слова о том, как  воспитывали подрастающих кадетов и курсантов, какие науки преподавали в корпусе. А неплохо воспитывали! Говоря современным языком, обучение было направлено на гармоничное развитие личности офицера. Помимо 28 специальных дисциплин, воспитанникам преподавали историю, политику, риторику, иностранный язык, танцы, и, естественно, рисование. Рисовать должен был уметь любой офицер, а не только штурман или гидрограф. Нужно ли удивляться тому, что первые русские  художники-маринисты вышли не только из стен Академии художеств, но и из стен Морского корпуса? А ведь кроме рисунков береговой линии, которые любой офицер должен был уметь нарисовать, были и более грандиозные задачи – воспевать победы созданного Петром I  Российского флота на морях, реках и океанах, оставляя память о них потомкам. А.П. Боголюбов, например, выйдя в 30-летнем возрасте в отставку, остаётся причисленным к морскому ведомству в качестве художника и получает заказы от Николая I на создание цикла картин о флоте.
       Художник флота! Его картины находятся в главных музейных хранилищах страны, в том числе и в Центральном военно-морском музее, одном из старейших музеев России, где они соседствуют с блистательными творениями А.К. Беггрова, М.О. Микешина, и И.К. Айвазовского, певца морской стихии.  Музей был создан  Петром I, который писал 13 января 1709 г. (по старому стилю) боярину Александру Васильевичу Кикину: «Мадель камару с моих хором (что в слободе) сыми и постаф близ адмиралтейского двора где пристойно». Вот эта модель- камера и явилась прародительницей современного музея. Здесь хранились модели  кораблей, их схемы и чертежи, карты, рисунки береговых линий. По мере накопления экспонатов здание музея уже не могло вместить всю коллекцию, и было принято решение в 1805 году разместить её в здании Адмиралтейства. С начала XIX века в Морском музее начали собирать гравюры и картины на морскую тему. Восстание декабристов, в котором приняли моряки Гвардейского экипажа, обернулось трагическими событиями для музея, который был закрыт, а его коллекция была расформирована. Лишь в 1867 году, когда корабли Российского флота совершили множество кругосветных плаваний, внеся значительный вклад в развитие географической науки и в исследования Мирового океана, музей был открыт вновь в помещениях второго и третьего этажей западного крыла Адмиралтейства.
Ко второму рождению Морского музея его коллекция была пополнена редкими экспонатами, включая личные вещи Петра Великого, произведения живописи и графики русских и зарубежных художников, образцы холодного и огнестрельного оружия.  В советское время, в 1939 году, музей, ставший Центральным военно-морским музеем (ЦВММ), перевели в здание бывшей Фондовой биржи на Стрелке Васильевского острова, построенное по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона в 1805 – 1816 годах, где по настоящее время экспонируется богатейшая коллекция, включающая свыше шестисот картин художников разных эпох. Но особенностью этого музея является не только великолепная коллекция, но и то, что при  нём уже 58 лет работает Студия художников-маринистов Военно-Морского Флота, созданная ещё по приказу главнокомандующего  ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Была продолжена и,  с моей точки зрения, продолжена «пристойно», петровская традиция сохранения истории – подвиги флотоводцев, моряков, победы должны быть запечатлены не только в истории страны, но и на полотнах художников с тем, чтобы молодое поколение, а в особенности личный состав флота, учился на героических примерах пращуров, воспитывая в себе беспредельную преданность Отечеству.
         Первым художественным руководителем Студии стал Михаил Иванович Авилов (1882-1954 г.г.), академик живописи. Участник Первой мировой войны, выпускник Академии художеств, ученик Ф.А. Рубо, известный такими картинами, как «Бородинский бой», «Переход Красной Армии через Сиваш», Авилов встретил начало Великой Отечественной войны уже почти в 60-летнем возрасте. СЕРГЕЙ! Здесь вставлена картина Авилова. К ней вставить подпись: «Приезд товарища Сталина в Первую Конную армию» Как и в молодости, художник  пришёл в военкомат добровольцем, но в армию его не призвали. Молодой военный сказал ему, что его оружие – это кисть, и если он  напишет патриотичную картину, то это и будет его вкладом в победу: «А врага мы, дедушка, и без вас разобьём». Именно тогда художник задумал и начал работать над прославившей его картиной «Поединок Пересвета с Челубеем», за которую в 1946 году он был награждён Сталинской премией I-й степени.  Начальником же Студии был назначен капитан 1 ранга  Фёдор Петрович Драчков.       
              В состав студии, которая в то время находилась в помещениях Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола, входили такие известные живописцы, как Анатолий Васильев, Борис Ершов, Валентин Печатин, график Николай Куликов, скульптор Виктор Чеботарёв  и многие другие. В 1953 году художественную Студию возглавил Александр Алексеевич Ефимов (1905-1964 г.г.). Художники Студии в этот период участвовали в боевых учениях, собирая материал для будущих работ. Созданные ленинградскими художниками картины вошли в экспозицию ЦВММ. Здесь и «На бастионах Севастополя» С.Ф. Бабкова, и «Утро революционного флота», «Комиссар», «Последняя граната» В.А Печатина, и серия офортов о подводниках Северного флота Н.Т. Куликова, и памятники морякам-кронштадтцам скульптора В.С. Чеботарёва. Всех не перечислишь, нужно просто побродить по залам музея, останавливаясь у каждой картины. Но в 1954 году политуправление Советской Армии принимает решение о реорганизации Студии, объединив её со Студией военных художников в Москве им. М.Б. Грекова, известного советского баталиста, видимо, полагая, что армия и флот – это единое целое, а тем более художники-баталисты и маринисты. Митрофан Борисович Греков (1882-1934) вошёл в историю советской батальной живописи как автор знаменитых картин «Трубачи Первой конной» (1934, ГТГ) и «Тачанка». Что же касается ленинградских студийцев, то в этот период вместе с «грековцами» они участвуют в творческих командировках на военных манёврах, учениях, посещают военные и морские части, работают над созданием панорам и диорам, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. В частности, ленинградцы А.С. Бантиков и В.А. Печатин участвуют в создании монументальной панорамы «Сталинградская битва». Творчество студийцев вышло за рамки военно-морского музея.
        Но грядут печальной памяти для Советской Армии 60-е годы, когда начинается её сокращение, и в 1962 году художников ленинградской студии демобилизуют, а Студию распускают.  Надо отдать должное студийцам: они не смирились. В.А. Печатин по их поручению обращается в ЦК КПСС и главнокомандующему ВМФ Адмиралу флота С.Г. Горшкову с письмом о необходимости воссоздания Студии. Адмирал Горшков откликнулся сразу же, и в марте 1963 года Студия возрождается как студия художников-маринистов при Центральном Военно-Морском музее.
        В то время её возглавил Валентин Александрович Печатин (1920 -2006 гг.), а в состав Студии вошли также живописцы  А.Г. Ерёмин, А.С. Бантиков, К.Г. Молтенинов, С.Ф. Бабков, график Н.Т. Куликов и скульптор В.С. Чеботарёв. Художники трудятся над созданием картин для ЦВММ, одновременно выполняя заказы ВМФ. Одним из крупных заказов последнего было создание эмблем кораблей и частей отечественного флота, потребовавшего не только художественной фантазии, но и точного знания геральдических законов. Работы студийцев включались в музейные экспозиции, экспонировались на выставках, как специализированных, так и общехудожественных. К 50-летию Студии в 2002 году был выпущен красочный альбом «Летописцы флота России».
Сергей! Здесь фотография студийцев. ВСТАВИТЬ Подпись к ней: Коллектив Студии художников-маринистов при ЦВММ. 2002 г.
          В мае 1987 года по просьбе В.А. Печатина он был освобождён от обязанностей руководителя Студии, которую возглавил потомственный художник Сергей Варленович Пен (родился в 1952 году в Ленинграде), и отец и мать которого – художники. С Сергеем Пеном мы встретились в его мастерской в «Доме художников» на Песочной набережной. Кореец по отцу, Сергей родился уже в Ленинграде, поэтому корейский язык он не знает, а его отец, «русский кореец», Пен Варлен, (по-корейски Варлён СЕРГЕЙ! В Варлёне нужно оставить букву Ё. ЕСЛИ У ВАС НЕТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОЛСТИ, просто убрать скобки с текстом) – родился на Дальнем Востоке. Сергей рассказал нам красивую, похожую на легенду, историю о том, что у корейцев приняты как бы два дня рождения, первый, когда ребёнок появился на свет, а второй, когда ему исполняется год. В этот день малыша сажают на стол, вокруг него раскладывают всевозможные предметы бытовой утвари и наблюдают, к какому предмету потянется ручонкой малыш. Варлён взял в руки кисть, определив, тем самым, своё призвание, которому он и посвятил свою жизнь. В ответ я рассказала ему, что  моя мама, работая учительницей в младших классах сельской школы, на первом уроке 1-го сентября всегда спрашивала детей, кем они хотели бы стать в жизни. Заслуженный художник РФ Ефанов Э.П. написал об этом в предисловии к своему альбому, что он встал и сказал, что хочет быть художником, и стал им.
        Сергей показал мне альбом графики и офортов отца. Зрелище, потрясающее великолепием изображаемых деревьев, пейзажей родного Приморья и Кореи, где художнику удалось побывать в творческой командировке, в Северной, разумеется, Корее. Но отец его был живописцем, в мастерской висит портрет поэта М. Дудина, который позировал для портрета, а позже подарил ему книгу стихов «Янтарь» с поэтическим автографом: «Отображай, талантом греясь, / интернациональный век, / полуфранцуз, полукореец, / а в общем, – русский человек».
«А с годовалым Сергеем проводились ли испытания “на призвание”?», – спрашиваю я его. Нет, не производились. Когда он подрос, мальчика отвели во Дворец пионеров, в художественном кружке которого он и осваивал азы мастерства. Кстати, туда же родители отвели и его старшего брата . Но он немножко не дошёл до художественного кружка, заглянув в кружок судомоделей, там и остался, а позже избрал профессию кораблестроителя. Оба брата, таким  образом, связаны с морем. Так что выбор детей Северной Пальмиры определялся в советское время в замечательном детском учреждении того времени – Дворце пионеров. Но вернёмся к Сергею Пену. Академия художеств, мастерская Виктора Михайловича Орешникова (1904- 1972), и его преподаватели: Борис Угаров, Виктор Рейхет. Рассматриваю картины Сергея: много пейзажей, радостных, ярких. Художник форму «лепит» цветом, чувствуется школа Орешникова – Рейхета. Рядом морские картины, преимущественно эскизы. С 1978 года Сергей Варленович Пен работает в Центральном военно-морском музее. Возвращаемся к работам отца. Сергей говорит, что отец писал море, и в каталоге одной из выставок его даже назвали художником-маринистом. Можно сказать, преемственность поколений. Не так ли?  В 1999 году Сергею присвоено звание заслуженного художника России. Сергей! В этом месте вставлена работа Пена Фрегат «Диана» … «Диана» должна быть в кавычках.
Создаётся впечатление, что В.М. Орешникова с полным правом можно считать пращуром художников-маринистов Студии ЦВММ. Но это шутка, конечно, хотя из мастерской В.М. Орешникова вышел в 1974 году 1976году и ещё один участник Студии художников-маринистов (с 1979) года Владимир Петрович Яркин, который позже в течение двух лет, в 1986-1987 годах, руководил Студией.
             Мы поговорили с ним о годах учёбы, о его учителях. Владимир Петрович очень высоко отозвался о Викторе Михайловиче Орешкине, о его обязательности, отзывчивости, отеческом отношении к студентам. В частности, он рассказал, что темой его дипломной работы была «Мастерская В.М. Орешникова в Академии художеств», и там он должен был представить учебный процесс, то есть написать в групповом портрете и своих сокурсников, и преподавателей – Рейхета, Угарова, Деблера и самого Виктора Михайловича, естественно. Борис Угаров попозировал ему минут пятнадцать и этим.  ограничился. А Орешников пригласил его домой, спросил, какого цвета костюм ему надеть, и безропотно несколько раз позировал ему для эскизов к будущей дипломной работе. Чтобы ободрить дипломанта, увидев, что он очень волнуется, Орешников сказал ему: «Вы знаете, я похож на крысу, вот вы и рисуйте крысу».
       Из числа запомнившихся ярких эпизодов его жизни в студии Владимир Петрович Яркин вспомнил кругосветное путешествие в честь открытия Антарктиды на океанографических исследовательских судах Черноморского флота «Адмирал Владимирский»   и «Фаддей Беллинсгаузен», базировавшихся в Севастополе.  Во время похода, длившегося пять месяцев со 2 декабря 1982 по 27 апреля 1983 года, художник написал много эскизов, которые потом легли в основу его картин, например, «В точке открытия Антарктиды».  «Вначале удивляли океанские пейзажи, – продолжил рассказ художник.– Представьте себе: вот линия горизонта, а над ней – половина неба белая, а вторая – чёрная!». Владимир Петрович вспомнил эпизод, когда их корабль должен был забрать четверых заболевших полярников, подошли они к кромке льда, корабль остановился, дальше нужно лететь сто тридцать километров на вертолёте. Погода нелётная, сильный ветер. Адмирал каждые два часа вызывает командира вертолёта – Лебедя – с просьбой слетать на станцию «Ленинградская», уговаривает, так как приказать ему он не может. В итоге уговорил, тот слетал, забрал больных, благополучно вернулся. А на судне вместе с ними совершал кругосветку и писатель Геннадий Черкашин. Он написал очерк об этом героическом полёте и отправил его в «Правду». Газеты мореплаватели получали только при заходе в порты. И вот месяца два спустя, уже в Новой Зеландии, получают они пачку газет. Лебедь узнаёт о своём подвиге и бежит «разбираться» с журналистом, берёт его за грудки: «Ты что наделал! Меня же теперь спишут! Я же нарушил устав!». Но ничего, обошлось без эксцессов.
         Сергей Пен – не единственный представитель художественной династии в Студии. Михаил Всеволодович Петров-Маслаков родился  в 1962 году в семье петербургского  художника Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова, народного художника России (2000 г.), также выпускника мастерской В.М. Орешникова. Его сын, член Студии художников-маринистов с 1988 года по стопам отца также окончил институт имени И.Е. Репина  в 1986 году, но он учился в мастерской академика Андрея Андреевича Мыльникова, кстати, также ранее учившегося у В.М. Орешникова и И.П. Грабаря. Вспоминая о лучших годах жизни, естественно студенческих, Михаил Всеволодович с теплотой говорит о преподавателе рисунка – Александре Леонидовиче Королёве, о студенческой практике, проходившей то в Пушкинских Горах, то в Алупке. Как и все студийцы, плавал на кораблях. Так, на «Смольном», находясь в Бельгии, участвовал в праздновании Дня Военно-Морского Флота СССР, был во Франции. В этой командировке написал много морских этюдов. А вот что-нибудь написать на берегу не удалось. Оказывается, что это запрещается – могут подойти полицейские и даже арестовать за нарушение налогового законодательства: раз пишешь, значит, имеешь доход, – покупай лицензию. Мы порадовались за свободу в нашей стране, где любой человек с этюдником может рисовать или писать этюды где угодно.
         И ещё  один художник Студии вышел в 1983 году из мастерской ученика В.М. Орешникова, народного художника СССР Бориса Сергеевича Угарова, в год избрания его президентом Академии художеств. Это Игорь Николаевич Дементьев, родившийся в 1954 году в портовом городе Выборге, окончивший в 1976 году Ленинградский судостроительный техникум, а несколько лет спустя Академию художеств. И хотя его дипломная работа «Десант 1941 года»  была оценена только удовлетворительной оценкой, но уже через два года, в 1985 году, он становится членом  Союза Художников СССР. Творческая биография Игоря Николаевича поражает широтой: художник-оформитель Мариинского театра, преподаватель Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, создатель диорамы «Штурм Кёнигсберга» для Музея истории 1-й Гвардейско-пролетарской  московско-минской дивизии в Калининграде.  С 2006 года И.Н. Дементьев входит в Студию художников-маринистов при ЦВММ, участвует в выставке «Образы морской стихии. Художники-маринисты ХХ века».
На первом плане публикуемой репродукции его картины  «Адмирал» дан портрет командующего Тихоокеанским флотом, Адмирала Э.Н. Спиридонова, трагически погибшего в авиационной катастрофе в 1981 году. Портрет впечатляет мужественным лицом моряка. Кажется, что его взгляд направлен на каждого зрителя, внимательный, спокойный, уверенный. С таким адмиралом можно было быть спокойными за судьбу страны.
         Созданные художником полотна хранятся в Центральном военно-морском музее, Калининградском областном историко-художественном музее, Музее Мирового океана (Калининград), Мемориальном доме-музее «Горки Ленинские» ( Москва), Саратовском  государственном художественном, Выборгском краеведческом и других музеях страны, а также в частных отечественных и зарубежных собраниях. В 2008 году Игорь Николаевич был удостоен ежегодной премии Службы внешней разведки России за галерею портретов разведчиков  – Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, которая была учреждена 6 января 2000 года в целях укрепления сотрудничества СВР России с творческими организациями  и деятелями культуры, а также  для стимулирования создания высокохудожественных произведений литературы и искусства о российской внешней разведке.
Что же делают студийцы в музее и для музея? 29 февраля директор ЦВММ Андрей Яковлевич Лялин пригласил меня на заседание художественного совета, где собрались все художники-студийцы. В настоящее время в состав Студии входят семь человек: С.В. Пен, М.В. Петров-Маслаков, В.И. Овчинников, И.Н. Дементьев, В.П. Яркин, А.А. Тронь и скульптор З.Г. Абашвили, единственная женщина в Студии.
       Художественный совет начался с обсуждения проблем и перспектив  работы Студии. Музею тесно в здании Биржи, уже невозможно не только выставить все экспонаты, но даже не хватает места в запасниках, к тому же и само здание требует капитального ремонта, необходимого как для сохранения исторического здания, так и для сохранения уникальной коллекции музея. В ближайшие месяцы планируется тяжелейший этап в жизни музея – переезд в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм на площади Труда, напротив Новой Голландии. Расширение экспозиции за счёт получаемых новых больших площадей, обновление экспозиции в связи с  изменением структуры залов по сравнению с залами Биржи, естественно, требуется совершенно новое художественное оформление каждого зала. Грандиозную работу предстоит выполнить администрации и коллективу музея, а немалая доля работы по оформлению экспозиции ляжет на плечи вот этих семи студийцев. В народе говорят, что один переезд хуже двух пожаров. Конечно трудно. Но есть и положительные моменты: с 1963 года, даты возрождения Студии, художники не имели собственного пристанища в музее, работая разрозненно, каждый в своей мастерской. В новом здании каждый студиец получит мастерскую, что позволит им чаще общаться как друг с другом, так и с администрацией, оперативнее решать возникающие проблемы.
Но вернёмся к художественному совету. Первым шло обсуждение эскиза к картине  Сергея Пена о древней истории российского мореплавания, когда предкам  русских  удавалось на малых судах достигать столиц Византии и Константинополя. Члены худсовета до мельчайших деталей обсуждали работу, делали замечания, касающиеся конструкции древнерусских судов, архитектуры береговых построек и т.п.. При обсуждении работ  художников члены совета обращали внимание на историческую достоверность изображаемых кораблей, соблюдение точности в деталях, выверенных пропорциях, с учётом перспективы, конечно, на точное, чуть ли не с точностью чертежа, воспроизведение деталей. «Да, – подумала я, – здесь с буйной фантазией не разбежишься». И словно в унисон этой мысли кто-то из присутствующих, вспомнив об И.К. Айвазовском, сказал, что многие его картины не прошли бы музейный худсовет. Конечно, это шутка, но в ней скрывается глубокий смысл: картины студийцев – это будущий музейный предмет, конечно, сохраняющий ви;дение и творческую манеру художника, но произведение должно быть исторически точным в деталях. Отнюдь не простая это работа быть художником в музее! Обсуждение выполнения намеченного и рассмотрение планов на будущее продолжалось. Я же  решила посмотреть выставку Андрея Троня, открытую в честь его пятидесятилетия в выставочных залах музея.
         Андрей Анатольевич Тронь, главный художник ЦВММ в период с 1990 по 2000 год, работает в музее чуть более четвери века – с 1984 года –  после окончания художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.  С 2000 года он становится членом Студии художников-маринистов. За время работы в должности главного художника музея он принимал участие в разработке концепции и создании более 30 выставок, таких как «Айвазовский», «Мир вещей Петра Великого», «Российский флот. Сокровища, реликвии, документы» и других. Недавно состоялось открытие его выставки в Калининграде под названием «Корабль. Четыре времени года. Весна. Лето. Осень. Зима », посвященной 20-летию другого, но родственного музея – Музея Мирового океана. В предисловии  же к каталогу его персональной выставки в ЦВММ с названием «О морях, моряках, кораблях» художник написал:  «На первый взгляд может показаться, что работа музейного художника-реконструктора сковывает творческий порыв автора, ведь воссоздавая на листе исторические события, ему нужно оставаться в рамках известных фактов, контекста эпохи. Однако возможность погрузиться в тему и прикоснуться к подлинной истории в стенах музея увлекает не меньше, чем свободное творчество, а необходимость работать в жёстких рамках сюжета требует от художника находчивости, смелости воображения, необычных художественных решений. И, конечно, любви, ведь рисование корабля – замечательного творения цивилизации  – особое таинство».
       В графических работах Троня, преимущественно акварелях, поражает исключительная «прописанность» деталей и кораблей, и флагов, и оружия, и костюмов офицеров и матросов. Здесь, пожалуй, за редкими исключениями, отсутствует экспрессия, действо, картины в большинстве своём статичны, будто отдельно вырванный из пленки кинокадр, но возле любой акварели хочется постоять подольше, рассматривая каждый миллиметр её чуть ли не через лупу, чтобы запомнить и надолго сохранить в памяти все детали, все исторические сюжеты, вдохновившие художника. Полагаю, что выставка интересна не только посетителям, случайно заглянувшим в музей, но и профессиональным морякам, художникам, историкам флота.
       Пока я рассматривала графические работы Троня, художественный совет закончился, и мне удалось побеседовать с единственной представительницей слабого пола в студии, но отнюдь не слабой профессии – скульптора  Заирой Георгиевной Абашвили. Путь этого скульптора в музей, по-видимому, был предопределён с момента её рождения в 1948 году в семье вице-адмирала Георгия Семеновича Абашвили. Скульптор, выпускница (1973 г.) мастерской  М.А Керзина Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е Репина, работает в ЦВММ с 1975 года по настоящее время. Рассказывая о себе, скульптор сказала, что она с 90-го ходила в море на всех гидрографических судах из Кронштадта и Ломоносова, 6 раз пересекала Атлантику, причём в море работала, создавала скульптуры. В море же создала свои главные работы – «Пётр – основатель флота» и «Пётр и Нептун». В каждое плавание она дарила скульптуру капитану корабля, украшала кают-компании. К сожалению, многие корабли были разрезаны на металлолом, судьба находящихся там  скульптур неизвестна. Но один из капитанов собрал произведения Заиры Георгиевны и передал их в кают-компанию судна «Адмирал Владимирский», этакий мини-музей дочери вице-адмирала на корабле имени адмирала. О Заире Георгиевне не так давно, в мае 2005 года, к 60-летию Дня Победы, писала вся петербургская пресса в связи с установкой на высоте  семи метров разработанного ей памятного знака «Голубь мира» или «бронзовая птица»  в  вестибюле Московского вокзала.
«По версии автора, питерского скульптора Заиры Абашвили, птаха сия  –  не какая-нибудь фольклорная нежить типа Чижика-Пыжика, а вполне серьезный, официально приемлемый персонаж  –  почтовый голубь-мироносец. Потому из клюва позолоченной снаружи птички свисает оливковая веточка, а в коготках бронзовый изнутри голубок держит свиток с печатью. На одной стороне этой самой печати  –  знак Федеральной почтовой связи, а на другой – герб Санкт-Петербурга», – сообщала читателям журналист Анна Кукушкина. Вот и на художественном совете Заира Георгиевна говорила о памятных знаках, которые ей приходилось и приходится создавать для отечественного флота, а также о том, чтобы в новом здании музея были предусмотрены склады для хранения сырьевых материалов для скульптур, были лифты и прочие приспособления для их доставки в мастерскую, равно как и для вывоза произведений авторов из мастерских. Почувствовалась женская предусмотрительность скульптора, произведения которой в отличие от художника-акварелиста не свернёшь в рулон.
       Следует отметить, что в составе студийцев находятся выпускники практически всех художественных учебных заведений Петербурга, есть и выпускник Ленинградского высшего художественного училища имени В.И. Мухиной , ранее знаменитого училища Штиглица.  В 1978 году  его окончил  график Вячеслав Иванович Овчинников (родился в 1947 году),  работавший вначале художником в Русском музее. С 1983 по 1985 год он был главным художником  ЦВММ. За плечами заслуженного художника Российской Федерации (1999 г.) 15 походов на боевых кораблях – большом противолодочном корабле «Азов», боевых кораблях «Перекоп», «Гангут», на учебных исследовательских судах «Сибиряков», «Иван Крузенштерн», участие в регате «Катти Сарк» на парусном  барке «Седов» и не только. Походы запечатлены в массе этюдов, остались в памяти.
      Когда я поинтересовалась, какое же самое острое впечатление, событие хранит его память, художник спросил: «Радостное или трагическое?». Я ответила, что оба. И он начал с трагического события. К счастью, со счастливым финалом. В 1996 году в Северном море во время страшного урагана у «Сибирякова» отказал двигатель, судно тонуло. Полтора часа весь экипаж находился между жизнью и смертью.  Через полтора часа двигатель заработал. Судьба выбрала жизнь. После этого Вячеслав Иванович написал массу этюдов терпящего бедствие корабля и все их раздарил экипажу. У него ничего не осталось на память. Ну, а радостные события в жизни художника – это, разумеется, открытие выставки. У Вячеслава Иванович было несколько выставок в Монако, где ему приходилось трудиться по 3-4 месяца. Но это приятный труд! Надеюсь, что и первая публикация информации о Студии в журнале «Аврора» окажется радостным событием не только для студийцев, но и для читателей журнала, которые смогут заочно познакомиться с талантливыми мастерами.
Можно много и долго разговаривать с каждым художником, выслушивая нестандартные истории, происшествия, впечатления, случаи из жизни Студии. Можно часами рассматривать работы художников в мастерской, листать альбомы и каталоги выставок, нужно не один раз заходить в Центральный военно-морской музей, изучая его экспозицию. Студия, которая на следующий год отметит свое шестидесятилетие, несомненно, состоялась. Это коллектив ярких индивидуальностей художников-маринистов, поставивших свой талант на службу Отечеству.

Статья опубликована в рубрике "Вернисаж" в журнале "Аврора" №1, 2011.
Иллюстрация - репродукция с картины И.Н. Дементьева "Адмирал".