Контртенор

Лилия Внукова
 Сейчас слушаю запись первого контртенора в СССР -- Эрика Курмангалиева.
Удивительный вокал!
Впервые я услышала контртенор на Новосибирском фестивале, в опере Пёрсела "Дидона и Эней" (барочная опера). Выступал Олег Рябец (контртенор), а так же две певицы из Англии, из США и бас из Франции. Организатором этого чудесного фестиваля был наш, Новосибирский Оперный, и Теодор Курентзис, который на вечере дережировал...
Все певцы были великолепны... Но контртенор произвёл на меня совершенно особое впечатление. Во-первых я никогда раньше не слышала такого вокала, я не могла понять -- женщина это поёт или всё-таки мужчина (на сцене я видела мужчину...)... Этот вокал всё же отличается от женского, не знаю как описать это.... большей холодностью?... каким-то странным звучанием, неповторимым.... Что явно слышалось в сравнение с женским вокалом со сцены... В буклете я прочла, что такой вокал называется контртенор. 

Можно представить себе сколько домыслов это вызывает!, в отношении певца.
С того самого концерта я стала интересоваться контртенорами, ведь это просто такой необыкновенный голос -- очень высокий мужской вокал.

 Судя по записи которую я слушаю, у Эрика Курмангалиева был удивительный, по силе и пластичности контртенор.
И мне было очень грустно, когда я узнала о недавней (в 2007 году), трагической смерти певца. А так же прочла больше информации о его удивительной судьбе. ( сайт - http://countertenors.ru/ О контртенорах, записи, концерты, и т.д.)) )

"Эрик Курмангалиев родился 31 декабря 1959 года в Западном Казахстане в местечке Кульсары. Окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Стажировался в аспирантуре Московской консерватории имени Чайковского у профессора Н. Л. Дорлиак. Дебютировал как концертный певец на сцене Большого зала филармонии имени Шостаковича в Ленинграде в 1980 году. Вел широкую концертную деятельность, исполняя оперы и сольные программы на ведущих сценах России, Украины, Латвии, Казахстана, в Нидерландах, Бельгии, Греции. Выступал с престижными оркестрами под управлением известных дирижеров.

На фестивале Советской музыки в Бостоне в 1988 году пресса назвала певца феноменом и проводила параллель с легендарной оперной певицей Федорой Барбиери. По приглашению Святослава Рихтера был постоянным участником международного фестиваля «Декабрьские музыкальные вечера Рихтера». По приглашению Пьера Кардена выступал на сценах Парижа. Первый исполнитель произведений Альфреда Шнитке: 2-я симфония, 4-я симфония, кантата «История доктора Иоганна Фауста».

В 1992 году за роль Сонг Лилинг в спектакле «Мадам Баттерфляй» по одноименной пьесе американского драматурга Дэвида Хванга был признан лучшим актером года.
Пятнадцать лет назад спектакль «Мадам Баттерфляй» потряс весь театральный мир. Когда выяснилось, что томная восточная красотка с высоким голосом и грациозной походкой на самом деле – мужчина, в это поначалу мало кто поверил. Когда же все сомнения развеялись, в театр стали ходить именно на Эрика Курмангалиева, игравшего ту скандальную роль". ( *--"-- )

" По словам Курмангалиева, отец был очень против его увлечения музыкой. Он даже нередко колотил его. Зато мама поддерживала все его «музыкальные шалости и творческие поползновения».
«Когда поступал в Институт имени Гнесиных: от меня отпихивались и не знали, что со мной делать. Да я и сам тогда не знал, что мой голос называется контра-тенором. Я был первым контратенором в СССР, поэтому по отношению ко мне возникла определенная неуверенность преподавателей», – признался певец в интервью ЛИМБУС ПРЕСС.
«Я не комплексовал и не гордился. Понимал, что это – мое естество. Со второго курса я начал гастролировать по всему Союзу, что уже говорит о многом. Хотя, конечно, мне пытались ставить препоны. Была одна такая народная артистка, не буду называть ее фамилию, – так вот, на каждой комиссии она обязательно заводила разговоры о том, что мое творчество – это влияние буржуазной культуры и что советская общественная мораль не позволяет нам расслабляться и выпускать таких вот «профессионалов» на сцену», – рассказал Курмангалиев в интервью «МК».
Певец признался, что любит гастролировать в провинции: «Скажем, в тех районах, где шахты, Кузбасс, например...» «В таких центрах, как Петербург, Москва или Киев, к моему голосу и пению относятся очень придирчиво, наверное, от избалованности. А когда я приезжаю в Кемерово или Новосибирск, там – стопроцентный прием», – отметил он."

(* из информационной статьи от 13.11.07 10:49 "В московской реанимации умер оперный певец Эрик Курмангалиев" NR2.Ru, «Новый Регион»)

"В 1975 году его круто заметили, и , похоже, взяли на содержание очень серьёзные спонсоры. С тех пор он делал что хотел, жил в самых дорогих гостиницах, ездил по миру куда хотел, и пел. Только пел. Конечно, его берегли, как могли и всё ему позволяли и прощали те, кто понимал , с каким уникальным самородком имеют дело. Чего там говорить, это гений, у него просто уникальнейшие вокальные данные в нашем столетье.

Кто слушал его живьём - это улёт. Я случайно оказался на его концерте в конце 1980-х годов в маленьком городке Тарусе. Был его концерт в местном краеведческом музее. Причём приехал он туда на кавалькаде из нескольких джипов, больше человеческого роста. Это было самое начало 90-х, тогда джип был еще больша-ая редкость. И он там пел, без микрофона, живьём, в небольшом зале при местном краеведческом музейчике. Это было не передать словами. Это был улёт в другие миры для тех кто понимает.

Эрик Курмангалиев имел талант от Бога, уникальный голос, каких больше на планете нет. Он имеет облик необыкновенный (...)

Это тот самый знаменитый эфир передачи радио Монморенси, записанный в 1996 году. Это не шутка, это действительно было. (*Лаэртский -- Курмангалиев)
ac.ta4ka.ru/echo/1996.09.29_kurm ... galiev.mp3
20 минут хорошего настроения. Слушайте, вы поймёте почему это поместили в отдел "Юмор" Как Эрик Курмангалиев разговаривает в этой студии, укурившись в дым, так многие сегодняшнее поколение выбравшее пепси разговаривают в обычной жизни. Молодые наверное подумают что этот Курмангалиев типа Децела, такой-же придурок, обкурился и двух слов связать не может. Но нет, эти люди совершенно в разных мирах, Децл - пылинка, его ообще не видно, Курмангалиев это Космос в масштабах века. " (* по данным интернета)

Из интервью с певцом www.peoples.ru/art/theatre/opera/kurmangaliev/ :
" (...) С удивлением обнаружила: в двух шагах от меня стоял скромный парень в темном пальто, замотанный до ушей теплым шарфом.

Эрик: «Да никуда я не пропадал. Я постоянно гастролирую. Чаще всего, конечно, за границей. Но и концерты по России в последнее время – не редкость. Россия вообще, судя по всему, изголодалась по классической музыке. Публику в провинции просто тошнит: к ним по два-три раза в год приезжает вся эта шушера – дутые попсовые исполнители, так называемая российская эстрада. Поэтому там, в глубинке, люди с удовольствием ходят на концерты классической музыки».

– Но в Москве, если я не ошибаюсь, вы в последний раз выступали лет пять назад…

Эрик: «Я давал гала-концерт в 2002 году, в октябре. Он тогда имел большой резонанс: скажу прямо, за прошедшие несколько лет такого феерического выступления на сцене Большого зала Консерватории больше не было».

Пока Курмангалиев разъезжает по миру, в театральной Москве множатся слухи вокруг его имени. Каких только разговоров, объясняющих его отсутствие, не приходилось слышать…

– Эрик, давайте опровергать или подтверждать многочисленные слухи. Я вот слышала такую «новость»: Курмангалиев стал воинствующим мусульманином, так что сейчас ему не до пения.

Эрик: «Ничего подобного. Я – космополит по жизни, человек мира. Поэтому в любой стране чувствую себя как дома. Но пока ни к какой религии не примкнул».

– Слух второй: Курмангалиев ушел в шаолиньский монастырь, где прожил несколько лет, – мол, поэтому его нигде не видно.

Эрик (долго смеется): «Ольга, это все легенды, о которых я слышу впервые только от вас».

(...)
– Когда пришло понимание, что вы не такой, как все?

Эрик: «Когда я приехал в Алма-Ату поступать в консерваторию. У себя в ауле я пел, пел, пел, а тут вдруг приехал в Алма-Ату – и все ахнули. Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужчина почему-то поет женским голосом. В Советском Союзе это было невозможно! Так что всякие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Но окончательно я понял, что у меня действительно уникальные вокальные данные, только когда перебрался в Москву. Я поступил в Гнесинку, и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. И всегда – всегда! – я находился на грани вылета». (* Ольга Сапрыкина,Сайт: Московский комсомолец )

Ещё одна трагическая судьба музыканта, артиста... Как грустно было это читать...

......................

Комментарии к данной дневниковой записи (интересный вышел диалог!) :

Kari Dream

"Чрезвычайно редкий..."
Скорее не очень востребованный, может даже не очень раскрученный, они есть, их много).
"А так же прочла больше информации о его удивительной судьбе."
Да, Эрик был фееричен!
20 минут хорошего настроения.
Не-не, это хорошее настроение минимум на весь день! )) 


Kari Dream:

Олег Рябец:

michletistka.livejournal.com/418420.html
ve4no-pianistka.livejournal.com/20353.html


Lillia-v
Да, Олег Рябец )) По указаной ссылке -- и сама опера Пёрсела, потрясающее было зрелище! )))
А почему же певцов с таким голосом так мало на сцене?... Раз они есть (?)... И... (вопрос, конечно, обывательский...) но связан ли такой тембр голоса с какими-то физиологическими особенностями?... В 18 веке эти оперные партии исполняли кастраты, как всем известно... И теперь потому много всяких домыслов...


 
Kari Dream

А, Олееег, просто он вполне себе московский товарищ))))

"А почему же певцов с таким голосом так мало на сцене?"
Потому что в России ими мало кто заинтересован, увы(((. Плюс такие концерты обычно не анонсируются на широкую публику, типа ценители и так знают

связан ли такой тембр голоса с какими-то физиологическими особенностями?...
Да, конечно, с наличием музыкального таланта)))). Это техника пения, у большинства контртеноров ещё есть тенор или баритон, некоторые даже поют в двух манерах, другие работают только над контртенором. А так - вполне себе нормальные дядьки))).


countertenors

"А почему же певцов с таким голосом так мало на сцене?"
1. Оперы XVII-XVIII вв., в которых есть кастратные партии, подходящие для контртеноров, у нас исполняют редко.
2. Оперы, в которых есть мужские партии, написанные для женских голосов, исполняют чаще, но на эти партии традиционно приглашают певиц.
3. На концерты таких вокалистов либо нет особого спроса, либо так считают организаторы и с контртенорами работают редко.
4. Учат таких певцов всё ещё крайне неохотно.

"связан ли такой тембр голоса с какими-то физиологическими особенностями?"
Если не брать во внимание тот факт, что тембр голоса уже сам по себе является "физиологической особенностью", то нет, наверное, не связан. Просто у нас долгое время пренебрегали наличием у мужчин верхнего голосового регистра, который можно приспособить для пения так же, как и нижний (в котором поют тенора, баритоны и басы), поэтому слушатели просто привыкли к низким мужским голосам, а высокие кажутся им неестественными, напоминающими женские голоса или голоса кастратов (хотя нечто похожее можно часто услышать в эстрадной музыке).


Lillia-v
Спасибо большое за эти пояснения!))) А жаль, что вокальные партии для мужчин отдают женщинам. Есть в контртеноре особое очарование, особенно когда слушаешь его вживую, не на записи...Я бы даже сказала -- мистическое очарование, холодное... Ну, не знаю как описать. Жаль, что с такими голосами мало работают. Мне кажется, что широкая публика мало знает и неохотно идёт -- от незнания,от всяких тупых домыслов...))Мне кажется барочная опера будет всё более и более востребована, очень уж она подходит к современным тенденциям в искусстве. А какие ещё известные контртенора есть, чьи записи можно услышать (а может быть и концерты)) )?


Kari Dream

Конечно, жаль, по мне, так контртенор - самый лучший голос))).
Барочная музыка по всему миру уже вошла в моду, но Россия как всегда тормозит).

"А какие ещё известные контртенора есть, чьи записи можно услышать (а может быть и концерты")) )?
Про концерты зависит от места жительства, в Москве бывают иногда интересные, по России реже.
А вообще вот есть сайт - countertenors.ru/
Там можно посмотреть, кто есть, послушать, да и раздел с афишей есть))).


Lillia-v
Спасибо за информацию )) Посмотрела сайт, здорово, что такой сайт есть. Но ни одного концерта в Н-ске ((( Всё Питер и Москва, в основном. Даже Тюмень! А Новосибирска нет... Ну, будем ждать....