Незапланированные путешествия

Павлова Вера Калиновна
На фото здание Сухумского музыкального училища

      В конце января, администрацией училища была определена группа из одиннадцати лучших учащихся-старшекурсников для туристической поездки в Прибалтику. Руководителем группы назначили меня.

      Группа была сложной, и управлять ею было непросто. Все учащиеся - взрослые девушки, и все они старались, кто как мог, реализовать свою самостоятельность на пути следования по маршруту.

      Мы посетили Саласпилс, Таллин, Ригу, Певческое поле. Продолжались сильные крещенские морозы с ветром, поэтому экскурсии были немноголюдными и весьма схематичными.

      Знакомство с известными достопримечательностями ограничивалось внешним беглым их осмотром. Но молодость есть молодость. Некоторый метеорологический дискомфорт легко вливался в общее радостное настроение от разнообразия впечатлений и растворялся в нём.

      На памятных фотографиях трудно понять, где учащиеся и где среди них педагог. Путешествие благополучно закончилось и надолго запомнилось всем.

      Первый положительный ответ пришел из Сухумского музыкального училища. В письме была высказана мысль о необходимости встречи. Мы созвонились, и весной, в женский праздник, я самолетом прибыла в Сухуми. Разыскала училище. Здание располагалось почти у берега моря, как бы террасой взбираясь на крутой склон горы. Все утопало в тропической зелени.

      Было тепло. Я прошла к берегу моря по набережной, у которой почти на одном уровне с ней плескались темно-зеленые волны.

      Почему-то сильно болела голова, и мне захотелось поскорее отсюда уехать. Вокруг по берегу были горы, горы…, а там за морем и горами Россия… Мне вдруг всё здесь показалось чуждым, и от этой мысли голова разболелась ещё сильнее.
   
      Дождавшись назначенного часа, я пошла к училищу. К нему уже шла высокая темноволосая женщина средних лет. Мы прошли в кабинет и коротко поговорили. «Звоните, надо ещё встретиться»,- сказала в заключение директриса. Но я точно знала, что сюда больше не приеду...

      Перед училищем располагался парк или фруктовый сад со скамеечками для отдыха. В Закавказье был период мандаринов. Открыто их никто не продавал: индивидуальная торговля фруктами была запрещена.

      Но «из-под полы» одна женщина предложила мне ведро мандаринов. Я согласилась на половину. Из Сухуми я уехала в тот же день, еле-еле купив билет на проходящий поезд.

      По пути я решила проехать к Жене, к месту его службы под Краснодаром. Сойдя с поезда и сделав отметку в билете об остановке, я добралась до места службы брата на  попутном тракторе.
 
      Это был небольшой полустанок на опушке редкого соснового бора. Снег уже сошёл.  Веял лёгкий весенний ветерок, напоённый чудесными ароматами пробуждающейся природы. 

      Было очень светло. Солнечные лучи, пробираясь с высоты тёмно-синего неба,  согревали прозрачный воздух, озаряя своим светом ярко-бурые стволы деревьев. До чего  стройны и высоки были сосны, которые своими тонкими мохнатыми вершинами, казалось, хотели коснуться источника всеобъемлющей благодати.

      На КПП мне сообщили, что в настоящее время подполковника Руденко Е.К. нет,  поскольку он на объекте. Слегка расстроенная я вынуждена была отправиться в обратный путь, так как времени у меня оставалось мало: путь предстоял неблизкий, и нужно было  возвращаться на работу.

      Немного позже мне пришел ответ из Северодонецка, молодого украинского города химиков. В выходные дни, так же самолетом, я отправилась туда. Училище было в приличном здании, по всей вероятности, обустроенном внутри на вкус заказчика.

      Меня встретил директор с интеллигентной «ленинского» типа бородкой, лет сорока, с ясными, прямыми суждениями. Он рассказал о сотрудничестве училища и Киевской консерватории. Училище является творческой лабораторией консерватории и имеет богатейшую материальную базу.

      Он повел меня по училищу, не без гордости рассказывая о достижениях коллектива. В центре вестибюля был устроен небольшой фонтан. На втором этаже был прекрасно оборудованный хоровой класс.

      Училище оснащено новейшей техникой для музыкально-теоретических дисциплин, имелся кабинет звукозаписи. Хоровым классом заведовала женщина, которая хорошо держала дисциплину на хоре, по выражению директора, «до грубости», – характеристика для преподавателя довольно экзотическая.

           Директор помог мне приобрести авиабилет на обратный путь, и мы простились, условившись возобновить общение в конце учебного года.

           Выйдя к автобусной остановке в аэропорт, я заметила тянущуюся по всему небосводу сизовато-серую полоску смога. Музыкальное училище располагалось на окраине города. Вокруг была прекрасная лесопарковая зона. Все было бы замечательно, если бы не характерный постоянный запах сероводорода...

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/03/18/1325