Вышла моя новая книга Родственные Души

Елена Шацких 2
Елена Шацких






Родственные
души


Поэтический сборник










Москва 2011





















© Elena Shatskikh/Елена Шацких, 2011
©Денис Пономарев оформление, 2011
©Анна Дегай рисунки, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………..5
Стихотворения ……………………………………………………………………6
1. Река забвенья и река печали ..……………………………………….………..6
2. Театр. Моему сыну посвящается ...…………………………………..….…...8
3. Спасибо за нежданное «люблю» ……………………………………..…..…9
4. Весна вот-вот откроет дверь …………………………………………………10
5. Снова март …………………………………………………………………….11
 6.Яблоко ...……………………………………………………………………….12
7. Мы гуляли в розовых лучах …………..……………………………………..13
8. Когда-то я была русалкой …………………………………………………….14
9. Ожиданье ..……………………………………………………………………15
10. В синих россыпях заката ..…………………………………………………16
11. Рассыпается мир, как хрустальный ларец ..…………………………….…17
12. Устремляется весна в долины .…………………………………………….18
13. Все было просто ..………………………………………………….………..19
14. Гостиничный номер ..…………………………………………….…….……20
15. Волшебная сила массажа ..……………………………………….…………21
16. Вулкан ..…………………………………………………………….……...…22
17. Медуза ..…………………………………………………………….………...23
18. Поезд «Анапа-Москва» ..……….…………………………………………...24
19. Прощайте, горы! ..…………….……………………………………………..25
20. Лунная дорога ..…………………………………………………………...…27
21. Когда в рутинном добыванье денег ………………………………….…….28
22 Прошу тебя – не уходи! ………………………………………….…………..29
23. Нелогично ……………………………………………………………..……..30
24. Живу в каком-то странном измеренье .…………………………….………31
25. Ничего не изменилось …………………………….……………….………..32
26. Все. Не будет, как раньше, пафоса …………………………………………33
27. Размытый портрет ..…………………………………………………………34
28. Родственные души ……………………………………………………….….35
29. Святки………………………………………………………………………..36
30. Петровское…………………………………………………………………..37
31. Я дарю тебе стихотворенье…………………………………………………38
32. Зачем мне день, наполненный разлукой…………………….…….………39
33. Слова для нас – подобие недуга…………………………………..……….40
34. Вы не сказали мне «люблю»………………………………………………41
35. Непобедимая орда…………………………………………………………...42
36. Шараповой А.В………………………………………………………………43
37. Юминда………………………………………………………………………45
38. Джина-Лили…………………………………………………………………46
39. Колыбельная Джульетте…………………………………………………….47
40. Светлой памяти Марины Мануйловой посвящается…………………….48
41. Мне жизнь казалась старою телегой……………………………………..49
42. Ютландия…………………………………………………………………….50
43. Лакольк……………………………………………………………….……..51
44. Я отпускаю жизнь свою……………………………………………………52
55. На белом песке………………………………………………………………53
56. Они нужны, как море кораблю……………………………………………..54
57. Этот мир ……………………………………………………………..………55
58. Я прошу .………………………………………………………………….….56
59. Я буду непривычно нежной …………………………………………….…..57
60. Москва-Стокгольм .………………………………………………………….58
61. Мы когда-то вместе были .……………………………………………..……59
62. Слово .……………………………………………………………………..….60
63. Меня согреть теплом не сможешь ты .……………………………………..61
64. Острова………………………………………………………………….……62
65. Аукнется осень ………………………………………………………………63
66. Все повторяется опять……………………………………..……………….64
67. Пока! …………………………………………………………………………65
68. Мы, как осеняя листва ………………………………………………………66

 
Елена Шацких – член Союза писателей России МГО, поэтесса, прозаик и переводчик, автор шести поэтических сборников на русском языке и сборника стихотворений на английском языке и переводов “Undress My Heart” (2010 г.), а также многочисленных публикаций в газетах и журналах. Ее участие в различных литературных конкурсах, включая международные, не раз приносило ей победы и звание лауреата.
Елена Шацких пишет о любви, о друзьях и о природе, что делает ее поэзию близкой и понятной каждому из нас.
В ее творчестве ярко выражено романтическое начало и философское отношение к неоднозначности человеческих отношений.
















СТИХОТВОРЕНИЯ

***
Река забвенья и река печали
Несёт меланхолично толщу вод…
Я в этот мир пришла.  Меня не ждали,
Не замечали тихий мой полёт.

А я летела, ветер догоняя,
Ныряла в белый хлопок облаков,
Открытая  для мира и нагая,
Без всяких предрассудков и оков.

Преодолев земное притяженье,
Парила в синей вечности легко
И видела Христово воскрешенье
В пророческом сплетении веков.

Отринув, нет, не гордость, а гордыню,
Не предъявляя счёта никому,
Я удалялась в звёздную пустыню,
Понятную одной лишь мне страну.

И ни о чём, ни капли не жалея,
В разряженной космической тиши
В загадочном созвездье Водолея
Горели искорки моей души.


 
Художник Анна Дегай - Иногда выход ближе, чем кажется
ТЕАТР
Моему сыну
Гаснет свет в хрустальных люстрах,
В темном зале шум затих.
Мы в чужих страстях и чувствах
Узнаем себя самих.
Там, на сцене ждут свиданья
Дамы в полночь под луной.
Зритель затаит дыханье,
Окруженный стариной.
На камине - в бронзе свечи,
А на платьях - кружева,
Поцелуи, слезы, встречи
И прощальные слова.
Лицедей, наш повелитель,
В этот вечер правит бал
И ему внимает зритель,
В ожиданье замер зал.
Здесь сегодня все возможно:
Буря в блюдечке воды…
А на сердце так тревожно
От волшебной суеты!

И живут одним дыханьем
Сцена и огромный зал.
И пленит очарованьем
Этот яркий карнавал.



***
Спасибо за нежданное «люблю»,
Которое, как летний дождь, прохладный.
Оно - попутный  ветер кораблю,
И теплый день весной, такой желанный.

Спасибо за нежданную капель
В душе, покрытой инеем печали…
«Люблю», как одинокая свирель,
Несущая свой звук в лесные дали.

«Я… Вас… Люблю». Пускай всего на миг,
Пускай по интернетной переписке
В мой дом осколок радости проник,
И Вы на этот вечер стали близким.

14. 2. 2010.












***
Весна вот-вот откроет дверь,
Войдёт и принесёт капель,
Весёлый гомон птиц в лесу,
Тепло и первую грозу,
Мельканье красок и цветов,
Урчанье кошек и котов.
Проталины, как острова,
Где сплошь зелёная трава,
В которой желтый первоцвет
Фиалке робко шлёт привет.
Уходит долгий зимний сон,
И каждый зверь в лесу влюблен.
А мне – что лето, что весна,
Я постоянно влюблена.

 24. 3. 2006.












***
Снова март, предчувствие удачи…
По весне всё кажется легко!
И метель надрывно не заплачет,
Ветер злой не постучит в окно.

Солнце возвращается на небо
Как едва проснувшийся медведь,
Тает безвозвратно царство снега,
Скоро птицы будут звонко петь.

По незыблемым живёт законам
Мир природы: горы и поля.
По весне цветут под солнцем склоны,
Пахнет терпкой свежестью земля…

Март напомнил мне своей капелью,
Что тебя не видела давно.
Под окном в ночи синеют ели,
А тебе, конечно, всё равно.

4. 03. 2009.







ЯБЛОКО

Мне август дорог звездными ночами,
Росой под утро и цветеньем трав,
Когда листву тяжелую качает
Лениво ветер, к вечеру устав.
И запах яблок кремово-зеленых,
Впитавших силу неба и земли,
Закружит голову, как поцелуй влюбленных,
Как свежесть горных девственных долин.
Вонзаясь с хрустом в яблоко зубами,
Я кисло-сладкий сок как брагу пью,
И радость, что не передать словами,
Вдыхаю, как бальзам, в родном краю.















***
Мы гуляли в розовых лучах,
Взявшись за руки в рассветной дымке.
Росы согревались на ногах,
И цепляли ветки за косынку.

Пригубив парное молоко
С пенкой кружевной из влажной крынки,
Целовались сладко и легко
И жевали сочные травинки.

Запетляла ниточкой тропа,
Увела нас к речке Наперстянке,
Где вода прозрачна, глубока,
Где плескались рыбки спозаранку.

А потом, придя на сеновал,
Мы играли в прятки, словно дети.
Ты меня, как мотылька, поймал,
Маленькую птичку на рассвете.   

Солнце набирало высоту,
Наполняя мир сонливой ленью…
В ароматном яблочном саду
Нас встречали соловьиным пеньем.      

11. 03. 2009.


КОГДА-ТО Я БЫЛА РУСАЛКОЙ

Я в дождь люблю бродить по пляжу
И воздухом морским дышать,
И слушать, что мне море скажет -
Мне так легко его понять.
Наверно, я была русалкой
Когда-то много лет назад,
Мы с волнами играли в салки,
А муж мой был морской пират.
И кровь моя на вкус, как море,
А слезы - из морской волны.
И отражаются во взоре
Все тайны синей глубины.
Как Афродита я рождаюсь
Из пены, ветра и воды,
И берега едва касаясь,
Я оставляю там следы…

Но след заполнится водою
И станет трудно различим.
Сейчас его совсем размоет,
И я исчезну вместе с ним.






ОЖИДАНЬЕ

Когда мы встретимся? – Не знаю,
Молчит часами телефон.
А я лечу навстречу маю,
Звенящему со всех сторон.

Проходит середина лета,
А у тебя так много дел!
Похоже, вечно ждать ответа
Теперь мой горестный удел.

До сентября подать рукою,
И жизнь моя, как летний сон.
Текут события рекою,
Но нем и глух мой телефон.

И то, что мне послали свыше,
Не пожелаешь и врагу.
Сейчас в который раз услышу
Твое сухое: «Не могу!»









***
В синих россыпях заката
У дороги вдоль реки,
 Где гуляли мы когда-то,
 Я пишу тебе стихи.

Женька, милый, где ты, где ты?
 Как живешь ты без меня?
 С кем встречаешь ты рассветы,
 Память обо мне храня?

 В жизни все перемешалось:
 Не поймешь, где друг, где враг,
 Где предательство, где шалость,
 Где последний в пропасть шаг.

 Не виню, не осуждаю -
 Ведь любовь не медный грош.
 Что любимым все прощают,
 Ты когда-нибудь поймешь.

 Февраль 2009.








***
Рассыпается мир, как хрустальный ларец,
Наступает начало, приходит конец.
Так устроена жизнь с сотворенья земли,
Ничего изменить мы с тобой не смогли.
Восхожденье к вершинам, к заоблачной мгле
Мы прошли, не упав, по отвесной скале,
По дороге любви, по дороге обид,
Но по-прежнему сердце надежду хранит.
Даже больше, чем прежде, я верю судьбе,
И удаче, и счастью, тебе и себе.

4. 03. 2009.

















***
Устремляется весна в долины,
Пробуждает ото сна луга.
В марте небо стало ярко-синим,
По утрам в лучах искрится иней
И хрустит, ломая лёд, река.

Всё обласкано весны дыханьем,
Словно фея в сказочной стране
Раскрывает из-под снега тайны,
Доверяя их тебе и мне.

Я живу, люблю с природой вместе,
В дом ко мне с теплом пришла весна,
И как радости грядущей вестник,
Ветка распустилась у окна.

Хлоп! И лопнула на солнце почка,
На пригорке зацветают мхи,
Появляется за строчкой строчка
И, как прежде, пишутся стихи!

Март 2009.







ВСЕ БЫЛО ПРОСТО

Все было просто, словно дважды два,
Сложенье чисел, радости и боли…
Кружатся строчками стихов слова,
Душа созвучна космосу и воле.

Я не была заложницей любви,
Я в ней купалась, как в прозрачных струях,
И плод запретный, сколько хочешь, рви,
Всецело растворяясь в поцелуях.

И каждый взгляд, как теплая волна,
Ласкал и согревал на расстоянии.
Передо мной была волшебная страна,
Страна самоотдачи и желания.

Я прикоснулась к сути бытия,
И мне не жаль того, что не случилось.
Теперь, обиды в сердце не тая,
Я принимаю данность, словно милость.








ГОСТИННИЧНЫЙ НОМЕР

Гостиничный номер печален и тих,
Пишу на казенной бумаге я стих,
За окнами ветер, лютует мороз,
Автобус туристов под вечер привез.
Гостиничный номер, как брошенный пес:
Кто знает, как много здесь пролито слез,
И сколько здесь сказано нежности слов,
Каких только не было мыслей и снов!
Быть может, любовники здесь до меня
Встречались, наивную верность храня,
С надеждой на вечное счастье и смех,
Вкушая, как дивное лакомство, грех.
Семейная пара, устав от забот
 Быть может, встречала вдвоем Новый год,
Оставив удушливый запах квартир,
Наполненный шумом и хаосом мир…

Гостиничный номер, мой маленький дом,
Мне жаль, что к тебе привыкаю с трудом,
И только привыкнув, придется уйти.
Сойдутся ли в будущем наши пути?






ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МАССАЖА

А. Юркевичу посвящается.

Лежу на животе лицом к стене
В стерильном кабинете массажиста,
И хочется мне быть моложе и стройней
И выйти только что от визажиста.
Роятся мысли в голове, цепляясь друг за друга,
И тихо плавятся под солнцем юга.
А массажисту от роду лет двадцать пять,
Хорош, как Аполлон, ни дать ни взять,
Склонившись тихо надо мной,
Колдует над моей спиной.
Бежит вдоль позвоночника рука
Приятно расслабляющее легка,
То вдруг тверда, где надо.
А я лежу, чему-то рада.
За словом слово, завязался разговор,
Я сразу понесла какой-то вздор.
Немного рассказали о себе.
Ах, эти руки на моей спине!
Уже и шея не болит,
В глазах опять огонь горит,
И возраста не чувствую опять –
Мне словно тоже двадцать пять.
Волшебный, чудодейственный массаж,
Мы оба постепенно входим в раж -
Андрей - в лечебный, я- неведомо в какой,
Теперь слова уже текут рекой.
На каждое прикосновенье рук
Ответом сердца громкий стук.
Нет, это не массаж, а ураган!
Вот руки массажиста обнимают стан,
И в голове рассеянный -
Нет, не склероз, туман.
Его объятий отвергать не стану.
И всё могло случиться точно так,
Когда б Андрею я не напоминала маму.

Июль 2007. Сукко.


ВУЛКАН

Я у подножия потухшего вулкана …
Поверить трудно, что когда-то он кипел,
И солнце пеплом закрывал, как тучей.
Он был грозой окрестных деревень и сёл,
Однажды всё вокруг живое смёл,
В припадке лаву извергая
Из возмущенного нутра.

И вот передо мной гора,
Покрытая ковром зелёным
Кустарников, деревьев и цветов.
Кругом щебечут беззаботно птицы
И море у подножья гор искрится –
Навечно грозный исполин уснул.

Вот так и человеческие страсти
Бурлят, кипят, пронзая криком слух.
Но вот приходит день, и ты потух.
И лишь воспоминанья, как цветущий сад
Теплом наполнят твой усталый взгляд.

2007. Сукко.





МЕДУЗА

В те дни, когда на море не штормит,
И волны рябью разбегаются лениво,
А в небе солнце жарким пламенем горит,
Медузы собираются, как рыбки,
И в такт движенью волн плывут на мелководье.
Их тёплая вода приветливо встречает
И, словно маленьких, детей качает
На радость детворе, играющей у берега в песок.

Прозрачные, как море в этот час,
Медузы стайкой окружают нас,
Как будто познакомиться хотят
С пришельцами с другой планеты.

А я не прочь – ловлю одну рукой,
Она и не заметила погони,
Устроилась уютно на ладони
И песни моря нам пропел прибой.

2007. Сукко.







ПОЕЗД АНАПА-МОСКВА

Рождаются стихи под стук колёс …
Я вижу озеро, уснувший плёс,
Мелькают одинокие дома,
Огни вокзалов, переездов и костров,
Вдали виднеется глубокий ров…

Стучат колёса, словно песнь поют,
В душе расслабленность, покой, уют,
И проводница поезда Людмила
С улыбкой вкусным чаем напоила.

Вот убранное поле за окном,
И где-то громыхнул над лесом гром,
А за окном мелькнул изгиб реки.
В дороге пишутся хорошие стихи!












ПРОЩАЙТЕ, ГОРЫ!

Посёлок у подножья гор Сукко,
Теперь ты бесконечно далеко.
Прощайте, горы, Северный Кавказ,
И море, сколько видит глаз,
И небо без конца и края…
Я словно изгнана из рая!

Мне будет не хватать твоих вершин,
Морских таинственных глубин
И мокрой гальки под ногами,
Неспешно набегающей волны,
Ночной ленивой тишины
И поцелуя утреннего бриза.

Москва со временем остудит южный пыл,
Осенние дожди прольют воды потоки,
И лишь написанные в спешке строки
Мне не дадут забыть - ты всё же был!

          23. 07. 2007. Сукко.



 
Художник Анна Дегай - Зеркала
ЛУННАЯ ДОРОГА

Я иду, напевая, по лунной дороге,
Еле слышно шуршат камыши вдалеке,
И ночные светила печальны  и строги
Отраженьем купаются в сонной реке.

Я иду, по воде осторожно ступая,
Где-то рядом журчит одинокий родник.
В бесконечном пространстве ночи утопая,
Исчезает внезапно раздавшийся крик.

И опять тишина. Все молчит до рассвета,
Эта лунная ночь для тебя и меня.
Одинокие ивы в туманы одеты
И окутаны тайной грядущего дня.













***
Когда в рутинном добыванье денег
Проходят день за днем, за годом год,
Свободы миг, сравнимый с наслажденьем,
Спасет меня от суетных забот.

И в голове, сжимаемой тисками
Унылых будней, вечно трудовых,
Ложатся строчки новыми стихами
О чувствах человеческих простых.

Уходит струйкой дыма равнодушье
В небесную заоблачную даль,
И жесткое, холодное удушье,
И серая, безликая печаль.

Я неподвластна каждодневным стрессам,
Сейчас я дочь космических глубин,
Я часть нетронутого разрушеньем леса
И акварели солнечных долин.

В меня незримо входят жизни силы,
И, вглядываясь в даль грядущих дней,
Благословляю всех, кого любила,
А тех, кого люблю, люблю сильней!





***
Когда пройдут и боль надежд
Несбывшихся и боль утрат,
Я тихо выйду без одежд
В цветущий яблоневый сад.
Не оглянусь, а где-то там
Остался ты на полпути.
Я прикоснусь к твоим губам
Чуть слышно сказанным «прости!»
Его тотчас подхватит бриз
И разнесёт по всей земле.
Ты без меня теперь молись
В стране погибших кораблей.
На время изменив заре,
Рассвет прильнёт к моей груди,
И волны сразу всех морей
Споют тебе моё «прости».
Мне интересен новый мир:
Холмы, равнины, города,
А старый, сношенный до дыр,
Я оставляю навсегда.
Дорога в горы, перевал
И мир бескрайний впереди …
Ты мне ни разу не сказал:
«Прошу тебя, не уходи!»




          
НЕЛОГИЧНО

За словом вылетало слово
И взгляд пронзал, как сотня стрел.
Я просто не была готова
Понять, чего же ты хотел.

И тень слепого раздраженья
Скользнула за тобою в дверь.
Вулкан в минуты изверженья
Не нес с собой таких потерь!

Немного громче, чем обычно.
Звучали резкие слова
О том, как это нелогично,
И что я снова не права.

Слова, обидные до дрожи,
Как град из брошенных камней…
Мы тем, кто нам всего дороже,
Зачем-то делаем больней.








***
Живу в каком-то странном измеренье
Чужие дни и ночи напролёт,
И никому не нужное смиренье
Пронзает жизнь, уже который год.

Безжалостно сама себя терзаю.
И для чего? Мне не найти ответ,
Над бездной пустоты хожу по краю,
И стал недосягаем солнца свет.

Туман и мгла, а впереди забвенье,
Непомнящий себя, забудет и других.
Скупые чувства, словно откровенье,
Сошедшее на землю для двоих.

Мой голос растворяется в тумане,
В волнистой ряби вызревших полей.
Я - одинокий и забытый странник
На этой неприкаянной земле.










***
Ничего не изменилось
За прошедшие года.
Наша встреча – божья милость,
Негасимая звезда.
Ни печали, ни разлуки
Нас с тобой не развели,
Мы сплели сильнее руки
И расстаться не смогли.
Ты уйдешь, не обернувшись,
От обиды, сгоряча,
Но поймешь едва очнувшись,
Что в душе горит свеча.
Пламя грудь не обжигает,
Согревает изнутри,
И обида тихо тает.
Ты гори, свеча, гори!
Сходит с неба благодатный
Очищающий огонь,
Возвращается обратно
То ли явь, а то ли  сон…
Ничего не изменилось,
Как и прежде я с тобой.
Верю свято:  божья милость
Все, что послано судьбой!      





«Отдавайтесь до обалдения.
Заплывайте в любовь не в ластах».
Андрей Вознесенский «Русская песня»
Сборник «Девочка с пирсингом»

Все. Не будет, как раньше, пафоса,
Стихнут ссоры и выяснения.
Выбираемся мы из хаоса
В боль молчащего отчуждения.

Смыло начисто крышу здания,
Ураганом все стекла выбило.
Из нелепого ожидания
Я спокойно и плавно выплыла.

Я не в ластах, волшебной рыбкой,
Заплывала в любовь соленую,
И смотрела на мир с улыбкою,
Беззащитно и удивленно.

И, ныряя на дно песчаное,
Я ложусь на поверхность гладкую.
Наслажденье до боли странное
Пробирается в душу  украдкой.





РАЗМЫТЫЙ ПОРТРЕТ

Мозаика не сложилась – ерунда,
Портрета нет, отдельные картинки.
Мои слова – проточная вода,
А иногда, колючие до боли льдинки.

И взгляд неуловимый, как полет
Скользящей вверх свободной синей птицы,
Плющом обвитый затененный грот,
Где в глубине неразличимы лица.

Мила и вдруг несносна иногда,
Как маленькие женские капризы,
Как одинокая в ночи звезда,
Смотрю на мир с улыбкой Моны Лизы.














РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ
Хожу по Третьяковке в тишине,
И приобщаюсь к миру красоты.
Пейзажи и портреты на стене
И взоры дам небесной чистоты.

Монументальность мраморных скульптур,
И вдруг – Малевич, как-то невпопад
Несёт в классический канон сумбур,
Однажды черный написав квадрат.
Мне геометрия - страшней чумы
Теперь уже с далёких школьных дней,
Но глядя на квадрат со стороны,
Я чувствую, что он мне стал родней.

Я понимаю -  в этом что-то есть:
Прямолинейность линий, чёткость форм,
И громкая, как ветер в море, песнь,
Неспешно надвигающийся  шторм.

Статичность – лишь оптический обман.
Он чист и ясен, как открытый взор,
В нём сжаты вечность, космос, ураган
И жажда жизни всем наперекор.

Квадрат мне этот точно стал родным
Я так же и  бушую, и киплю,
Вдыхаю радость жизни вместе с ним,
Я с ним надеюсь, верю и люблю.

СВЯТКИ

Вот и наступили святки
Вслед за рождеством.
Улицы белы и гладки –
Снега торжество.

Погадаю, как когда-то,
Загляну в судьбу:
Может, буду я богата
Через ворожбу

Счастьем без конца и края,
Солнечной строкой…?
Звуки, воздух наполняя,
Потекут рекой…

Я с надеждой чудо встречу
После рождества.
Зажигаю молча свечи
Не для баловства:

Сердцем чувствую и верю –
Сбудутся мечты!
Прочь разлуки и потери
В мире красоты!



ПЕТРОВСКОЕ

Январский вечер стелется туманом,
Еще едва заметна темнота,
И кажется таким щемяще-странным,
Что я брожу по пушкинским местам.

Еще вчера вдыхала воздух грязный
Московских улиц в сером свете дня,
И вдруг рутина превратилась в праздник
Воспоминаний детства для меня.

На небе ни луны, ни звездных точек,
Вот с шумом пролетела стая птиц,
И, созерцая наступленье ночи,
Я ощущаю космос без границ.

По линии чуть видимого света
Я проникаю в сущность бытия,
Которая у каждого поэта,
Как безымянная звезда, своя.








***
Ты ушёл, но на душе осталось
Всё тепло прошедших долгих лет,
Расставанье для вселенной – малость,
Встреча, как благословенный свет.
Сохраню твоё прикосновенье,
Поцелуй, как вечности печать.
Я дарю тебе стихотворенье.
Можешь на него не отвечать.





















***
Зачем мне день, наполненный разлукой,
Беспомощный, как малое дитя,
Дрожащий, словно тетива у лука,
Когда стрела пронзает цель шутя?
Зачем мне ночь с холодным безразличьем
И свет луны, вползающий в кровать?
Как тошнотворно мрачное величье
Ночи, мешающей спокойно спать.
Рассвет, присыпанный белесой пудрой,
Придет, меня нисколько не любя.
Зачем мне все, когда, проснувшись утром,
Пойму с тоской, что рядом нет тебя?

















***
Слова для нас – подобие недуга,
Когда молчанье значит больше слова.
Мы молча говорим теперь друг с другом
В пространстве измерения другого.

И в мире, осененном тишиною,
Куда не добираются кликуши,
Переплетаются одной судьбою,
Сгорая факелами, наши души.




















ЮМИНДА. ЭСТОНИЯ

Я попрошу немного тишины,
Глоток воды соленой из залива,
Где утром растворяются ночные сны.
Еще песка, бегущего сквозь пальцы,
И пару шишек, что лежат в тени сосны.
Сложу в пучок осоку,  лезвия-травинки,
Их ниточкой дождя перевяжу.
Вот сыроежка под сосной,
На зонтик маленький похожа,
Торчит на тонкой ножке из песка.
И этот пляж, как первое причастье,
Когда все помыслы и ясны и чисты,
Земное и божественное счастье
И свет далекой утренней звезды.













***
Вы не сказали мне «люблю»,
Но разве в этом слове дело?
Когда Ваш нежный взгляд ловлю,
С надеждой брошенный несмело.

Читаю тайный смысл в словах
О вечном и сиюминутном.
Как эхо тихое в горах
Оно звучит весенним утром.

И мы пронизаны судьбой,
Еще одним ее капризом,
И лучик солнца золотой
Нас поведет в тумане сизом.

И Вы мне скажете потом,
О чем сегодня умолчали,
Что было и что будет сном,
О чем мы только двое знали.










НЕПОБЕДИМАЯ ОРДА
Ушли в историю года,
Когда великой и жестокой
Пришла из дальних стран потоком
Непобедимая Орда.
Когда звенящая стрела
Летела пробивать кольчугу,
И друг вставал на место друга,
Я в этом хаосе была!
И жадный взгляд монгольских глаз
Пронзал меня насквозь до боли,
Когда в открытом чистом поле
Мечи сломались в первый раз.
Огнем пылали города,
Звонили в колокол на башне,
И кровью обагрилась пашня,
Когда в страну пришла беда.
Как стон звучали голоса,
И небо встретилось с землею,
И кровь монгольская струею
Влилась тогда в мои глаза.
Моя славянская душа
И бархат карих глаз Востока
Соединились волей рока,
Который их перемешал.
Как будто память прежних дней
В разрезе глаз моих и в цвете,
И по земле разносит ветер
Все тот же громкий звон церквей.

 
Художник Анна Дегай – Девушка

***
Алле Всеволодовне Шараповой, автору поэтического сборника     «Среди ветвей».


Я Вас не сразу поняла, простите.
Вы оказались тоньше и мудрее.
И Ваша жизнь, как порванные нити,
И Вас никто, похоже, не согреет.

Вы ускользали от меня при встрече,
Гостеприимство мне казалось позой,
И непонятны были Ваши речи,
Застрявшие  в душе тупой занозой.

Среди ветвей стихов и мыслей Ваших
Бродила я задумчиво-печальна.
Вы – терпкое вино в хрустальной чаше,
Которое я пролила случайно.











ДЖИНА-ЛИЛИ

Все сегодня немного не так –
Кофе горький, котлета остыла,
И сосед, одинокий чудак,
Попросил с извинением мыло.
Я и пасту ему бы дала,
Я бы стала заботливой мамой,
Лишь бы ты в этом доме жила,
Мой щенок удивительный самый.
Сколько было у нас суеты,
Луж под дверью, разгрызенных сушек,
И пролитой из миски воды,
И разбросанных мягких игрушек.
А потом мы учились гулять,
Было страшно сначала немного.
И взялась нас с тобой охранять
Наша кошка, встречая с порога.
А теперь ты от нас далеко
Там, в Германии, в новой квартире.
Мне сейчас без тебя нелегко
В совершенно потерянном мире.
Но я знаю, ты будешь расти,
Новой жизнью ты будешь довольна.
Ты меня, если можешь, прости –
Я не знала, что будет так больно.   

          27 января 2010.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЖУЛЬЕТТЕ

Спокойной ночи, ай лав ю.
Лучи луны скользят по крыше.
Я колыбельную пою
 Под шелест трав и шепот вишен.
Какие сны приходят в дом,
Ложатся на твою постельку?
Бежишь ты, может, за котом,
Моя отважная эрделька.
А, может, крыса, злейший враг,
Пыталась прошмыгнуть под носом,
А, может, все совсем не так.
Тебя мы завтра утром спросим.
Любима, как никто другой,
Ни на минуту не забыта.
Хромает, старый зайчик мой,
От ненавистного артрита.
И то сказать – под сотню лет
На наше будет исчисленье.
Года прошли, как майский свет,
Промчались, как одно мгновенье.
Спокойной ночи, ай лав ю.
Лучи луны коснулись крыши…
Я колыбельную пою
Под шелест трав и шепот вишен.

          Август 2003.


***
Светлой памяти Марины Мануйловой посвящается

Недели не прошло, как ты звонила.
Я помню наш короткий разговор.
Ты просто говорила, не скулила,
Про сделанный врачами приговор.
«Мне жить от пары месяцев до года» -
Спокойно и без слез сказала ты,
Как будто это не твои невзгоды,
Как будто страшной не было беды.
Ни тени обреченности и страха
Уйти и не вернуться никогда.
Ты верила, как девочка из сказки,
Что где-то есть счастливая звезда.
«Я проживу не месяц, год – не меньше,
Как десять самых ярких в жизни лет,
Без суеты ненужной и без спешки,
Своим теплом согрею целый свет!»
Но ты ушла, не из сердец, из жизни,
Которую любила, как могла.
И все слова бессмысленны и лишни
Лишь потому, что ты теперь была.

29 июня 2009 года. Москва





***
Мне жизнь казалась старою телегой
С колесами, разбитыми дорогой,
Покрытой смешанным с камнями снегом,
В душе бродила призраком тревога.

Ты в жизнь мою ворвался, словно чудо
Из мира, недоступного для глаза,
Ты был - прекрасный рыцарь ниоткуда,
И я, как девочка, влюбилась сразу.

Моя телега превратилась в сани,
Звенели колокольчики на сбруе,
Мы управляли вороными сами,
Еще не веря счастью и ликуя.

Нас ветер посыпал горстями снега,
И выбивали четкий ритм копыта,
По телу медом разливалась нега,
Душа была свободна и открыта.

Куда несутся сани – мы не знаем,
В какую даль нас приведет дорога?
По Млечному пути с тобой летаем,
Благодарим за эту милость бога.

08.07.2010.



Из цикла «Ютландия»
 

ЮТЛАНДИЯ

Разбросан вереск на покатых дюнах,
Дрожит от ветра хвоя на сосне,
Как будто поднятые к небу струны
Поют мелодию любви тебе и мне.
Здесь облака лениво ловят ветер
И, ухватив, плывут куда-то вдаль,
Мне кажется, что ты меня не встретил,
А лишь спугнул вчерашнюю печаль.
Здесь по утрам заходят в сад олени,
Непуганые, как моя душа,
И растекаются по дюнам тени,
И ночь приходит как-то не спеша.
Я здесь и не своя, и не чужая,
На Юланде я дома и в гостях,
И жизнь, как будто кадры, пролетает,
От пленки остается горсткой прах.
Но я еще жива, я здесь у моря,
Я возвращаюсь солнечным дождем,
Мой Юланд стал мне в радости и в горе
И явью,  и нежданным светлым сном.

14.08.2010.

ЛАКОЛЬК. ДАНИЯ

Песчаный пляж, как будто без границ …
Лакольк – мой чудный рай, совсем нежданный.
Иду одна и вижу стаю птиц,
Из облаков узор на небе странный.
Иду и ясно вижу край земли,
А дальше только водная стихия
И в пене волн морские корабли,
И где-то  там оставленная мной Россия.
Лакольк – летящие, как пыль, пески,
Манящие своим  прикосновеньем.
Мои  шаги неслышны и легки
Под монотонное морское пенье.
Я здесь живу, дышу, опять люблю,
Да, явь ли это, да и я ли это  …?
А, может, я на самом деле сплю,
И мой Лакольк всего лишь сон поэта…

2010.









Я ОТПУСКАЮ ЖИЗНЬ СВОЮ …
 
Я отпускаю жизнь свою, как птицу,
Без сожаленья, без обид, без слез.
В ней ничего уже не повторится,
Мне ветер перемен мечту принес.

Она вошла в меня несмелым утром,
Росой, блестящей по утрам в саду,
И мне теперь уже дышать не трудно,
Я больше не больна, я не в бреду.

И этот новый мир наполнен пеньем
Лесов сосновых и травой в степи,
Неуловимым сказочным мгновеньем,
Когда слетает горе, словно пыль.   

И отряхнувшись под бескрайней синью,
Умоюсь теплым утренним дождем,
Вся нечисть в одночасье разом сгинет,       
И ночь внезапно станет ярким днем.








НА БЕЛОМ ПЕСКЕ

На белом песке мы лежали прижавшись,
И белые тучи ползли в вышине,
И белая пена на море уставшем
Внимала стоявшей вокруг тишине.

На белой рубашке пестрели песчинки,
Мазок – словно кровь от помады губной.
Друг друга нашедшие две половинки
Вдыхали на землю сошедший покой.

Притихшие дюны и ветра порывы,
Сухие травинки шуршали у ног,
И мы улыбались друг другу счастливо,
Свой взгляд от меня оторвать ты не мог.

И белые чайки кружили, как в сказке,
На гребень волны белый парус взлетал.
Слегка приглушая июньские краски
Неспешно, как свечка, закат угасал.

И было понятно без слов, что случилось –
Блаженство души и гармония тел.
Вот так неожиданно все получилось,
Еще один день, словно сон, пролетел.



ОНИ НУЖНЫ

Они нужны, как море кораблю,
Как ветер парусу, как утро после ночи,
Твои слова: « Я так тебя люблю,
Что ждать, когда придешь, уже нет мочи!»

Твои слова: « Ты только приезжай
На день, на час, хоть на одно мгновенье
В незабываемый волшебный май
Под соловьиное ночное пенье!»

Твои слова: « Я брошу все тотчас,
Мне без тебя и день теперь не в радость.
Хочу прижать тебя к груди СЕЙЧАС
Под запах зацветающего сада».

Я прилечу на датский остров Рёмё
На белый пляж, где кварцевый песок,
Туда, где чувствую себя, как дома
И где от счастья кровь стучит в висок.








ЭТОТ МИР

Мне этот мир без света и тепла
С надеждою, пронизанной печалью,
Где не звонят в ночи колокола,
И жизнь закрыта легкою вуалью,

Мне этот мир, потерянный в пыли
Моих нелепых одиноких странствий
В извечных поисках большой любви,
Живущей за пределами пространства,

Мне этот мир -  как данность от небес,
Как исповедь, как высшее прощенье.
Сквозь пелену несбыточных надежд
Свое я вижу возрожденье.













Я ПРОШУ …

Я прошу у небес, я прошу у земли,
У мерцающих звезд, чтобы мне помогли,
У ручьев, пробивающих путь из глубин,
У цветущей долины, у горных вершин,
Чтобы мне помогли золотые поля,
Вдоль дороги стоящие в ряд тополя,
Чтобы мне помогли тишина пред грозой,
Проливные дожди, предрассветный покой,
Белый цвет, опадающий с вишен в ночи
И несущие радость весною грачи
Помогли удержать поцелуи твои,
Ощущенье подаренной богом любви.















Я БУДУ НЕПРИВЫЧНО НЕЖНОЙ

Я буду непривычно нежной,
И тихой, как полет листвы,
Я буду не такой, как прежде,
Когда со мною рядом ты.
Я никогда не буду вздорной,
Освобожусь от суеты.
Я буду, как раба, покорной,
Когда со мною рядом ты.
Я буду. Я, конечно, буду
Твоим глотком живой воды,
И если я поверю  в чудо,
То этим чудом будешь ты!
















МОСКВА-СТОКГОЛЬМ

Стокгольм от Москвы далеко- далеко …
Случайная встреча в сетях Интернета.
Нам было друг друга понять нелегко,
И мы не нашли на вопросы ответа.
И каждый остался в своем челноке,
Дороги судьбы не сошлись на орбите,
Мы плыли навстречу с тобой налегке,
Забыв одинокую нашу обитель.
И было движенье и радость в душе,
И сыпались искры внезапного чуда.
В тебя я почти что влюбилась уже
И верила в бога, Аллаха и Будду.
Летела на крыльях внезапной любви
Навстречу холодному небу Стокгольма,
Просила святых, чтобы мне помогли
И, если сорвусь, чтобы не было больно.
Я верю в судьбу и пророчество слов,
Написанных ночью в минуты прозренья.
По воле судьбы просто не был готов
Меня ты принять, как глоток откровенья.







МЫ КОГДА-ТО ВМЕСТЕ БЫЛИ

Мы когда-то вместе были – не сейчас, давно,
И страдали, и любили.  Все предрешено.

А теперь, спустя столетья встретились опять
И влюбились, словно дети, нам бы все играть…

Наши взрослые игрушки – сущий лабиринт,
Где шаги все глуше, глуше, и конец один.

Разбрелись и заблудились, встрече не бывать…
Мы немножечко влюбились, нам бы все играть!


















СЛОВО*
Мы из России, Украины, Беларуси,
Корнями прорастаем в жизнь другую,
В себя вбираем  -  мысли, взгляды, вкусы,
Чтоб дальше жить на взлете, не впустую.
Теряем, обретаем, протестуем.
Надеемся, как прежде, верим снова.
Мы пишем сердцем, значит, существуем,
Мы облекаем чувства в форму слова.
И это слово русское до боли,
До слез из глаз от счастья и печали,
Оно летит, как вольный ветер в поле,
Как конь буланый в радужные в дали.
Стрелой пронзает, бьет наотмашь, ранит,
Звенит, как сталь клинка в бою за веру,
Нам успокаиваться в жизни рано,
Поэт всегда во всем да будет первым!









* Стихотворенье написано для книги «От Сердца к  Сердцу», изданной в Мальмё (Швеция) в 2010 году.

МЕНЯ СОГРЕТЬ ТЕПЛОМ НЕ СМОЖЕШЬ ТЫ

Меня согреть теплом не сможешь ты,
Твои слова до сердца не дойдут,
И в этом мире вечной суеты,
Где беспрерывные дожди идут
И ветер пробирает до костей,
Где я одна средь множества людей,
Я попаду на высший суд!

И поделом воздастся мне тогда
За то, что столько лет жила во лжи,
И в небе вспыхнет пламенем звезда,
Сжигая всю мою пустую жизнь.

Чужую, прожитую наугад,
Не осененную большой мечтой,
И это время не вернуть назад,
Оно зияет страшной пустотой.

Лишь отреченье от себя былой,
Когда до боли выжжено нутро,
Мне принесет надежду и покой.
Отныне больше ты не мой герой.






ОСТРОВА

Острова, острова. Вы навеки со мной …
Эти строчки - бегущей навстречу волне,
Что накроет соленой водой с головой
И отхлынет назад наяву, не во сне.
Эти строчки - безбрежной песчаной косе,
Под ногами бегущим, как змейки пескам,
Этим дюнам, застывшим в безмолвной красе
И твоим обнимающим нежно рукам.
Эти строчки споет в час заката прибой,
И русалки подхватят напевы на дне.
Я навеки на острове рядом с тобой,
В этой ставшей нежданно родной мне стране.
















***
Аукнется осень, как эхо в лесу…
Тебе я в ладонях мечту принесу.
Она, как живая вода в роднике,
И капли росы и слезинки в руке.
Я тенью войду в твой размеренный сон,
Когда в тишину погрузится твой дом.
Ступеньки молчат, я у спальни твоей,
А в окнах мерцают огни кораблей
И мост над водою, как символ любви.
Я теплые губы целую твои.

07.10.2010.

















ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ ОПЯТЬ

Все повторяется опять:–
Немая ночь и небо в звездах,
И теплая от тел кровать,
Наполненный любовью воздух.

Ночного города огни,
Лежащие  у ног покорно,
И мы с тобой совсем одни,
Душа согрелась, ей не больно.

Еще бежит по телу дрожь,
И не разомкнуты объятья…
Медведицы на небе ковш,
Как люстра над твоей кроватью.

Потухнет, догорев, свеча,
А мы лежим, и слов не надо.
Уходит из души печаль,
Я больше не в объятьях ада.

Уеду завтра навсегда,
Одна лишь ночь любви случайной,
Как в небе новая звезда,
Останется для мира тайной.

31.08.2010.

HEJ D;!* ПОКА!

Стоит у лифта чемодан,
Открыта дверь, в руках пальто,
Ты что-то говоришь не то.
Пора идти. Hej d;!

Я повернусь к тебе спиной
И не заплачу, нет,
И ты шагнешь сейчас за мной
В неоново-белесый свет.

Нас лифт опустит в тишине,
Таксист откроет дверь.
Я, как сомнамбула во сне,
В стране больших потерь.

Я в этом мире, как в плену,
И этот плен – мой дом.
Не оставляй меня одну!
А мне в ответ: “Hej d;!”








*Hej d;!  [ hei do] – Пока! (шведский)

***
Мы, как осенняя листва –
Кружим, кружим под мокрым небом,
Внизу пожухлая трава
И неизбежность снега.
И неизбежность пустоты
В прозрачной зимней стуже,
Твои засохшие цветы
И неизбежность пустоты
И коркой лед на лужах.
Но мы пока с тобой кружим
В своем осеннем вальсе,
И наш полет неудержим,
Ты мне целуешь пальцы.
Ты смотришь прямо в душу мне
Своим колючим взглядом,
И в этой странной тишине
Я слышу – ты не рядом.
Я слышу звук твоих шагов
За сотню миль отсюда.
Я словно в царстве чудаков,
Где каждый верит в чудо.
Мы два потерянных листа,
Упавших тихо с ветки.
Нас ждет немая пустота
И вздох печальный ветра.


;

Книга стихов

Елена Николаевна Шацких

Редакторы Наталья Шевлякова

Художественное оформление
и компьютерная верстка Денис Пономарев
Художник Анна Дегай

Подписано в печать 15.02.11 г.
Печать офсетная. Бумага офсетная
Тираж 300



Отпечатано в типографии ПЕЧАТАЙ.РУ Ленинский проспект, д.35
954-89-75
www.pechatay./ru