Ч. 13 Будь здоров, адмирал польского флота

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/11/1854

Письмо лейтенанту, составленное от имени «Жонда Народового», написал его близкий родственник, один из видных деятелей восстания,  Северин Раковский. В письме предлагалось принять участие в восстании и вкратце объяснялось, чего от него ждут.

Заканчивалось оно словами: «Будь здоров адмирал польского флота, который должен сначала создать, а потом командовать».

Передал его Збышевскому представитель «Жонда Народового» в Австралии, который набирал там добровольцев и собирал средства для помощи повстанцам.

Збышевский ответил согласием, но бежать решил из Китая или Японии, где ввиду более оживлённого судоходства было легче избежать погони и быстрее добраться до Польши.

Вскоре, как и предполагал Збышевский, Попов направил отряд в Японию. В Нагасаки его ожидал пароходо-фрегат «Америка», стоявший на ремонте. На флоте эту посудину называли «Восьмым чудом света».

Пароходо-фрегат не обладал качествами ни боевого корабля, ни буксира, ни транспортного судна, хотя флотское начальство использовало его во всех трёх ипостасях.

Попов был возмущён медлительностью изготовления новых котлов для судовой машины. После головомойки, которую он устроил командиру «Америки», адмирал приказал ему денно и нощно сидеть в мастерских и лично контролировать все работы, а пока временно назначил командиром Збышевского.

Потом ходили слухи, что Збышевский, якобы, пришёл к адмиралу Попову и напрямик сказал ему, что не может носить мундир российского офицера в то время, когда его соотечественники бьются за свободу с русскими войсками.

Попов, мол, поблагодарил его за доверие и попросил продолжать исполнять свои обязанности. Звучит романтично, но абсолютно невероятно. После такого разговора мог последовать только арест, а не назначение командиром пусть даже такого судна, как «Америка».

По приказанию Попова Збышевский доставил адмирала со штабом в Шанхай и приступил к ремонту корпуса парохода. Лейтенант, как всегда, действовал энергично и добросовестно.

Порядочность была у Збышевского в крови: готовясь к побегу, он следил за ремонтом так, как будто и дальше собирался плавать на этом судне. За короткое время новый командир заслужил уважение всего экипажа.

Один из офицеров «Америки» потом вспоминал, что Збышевский «всегда был корректен и изысканно вежлив с офицерами, внимателен и справедлив к нижним чинам, требуя от подчинённых исполнительности и повиновения в пределах устава и полной случайностей службы».

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/11/1862

На фотографии: "Восьмое чудо света".